Местное самоуправление современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:35, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования проблем местного самоуправления в современной России заключается в том, что богатый постсоветский опыт его реформирования в силу своей противоречивости не увенчался становлением самостоятельной и эффективной местной власти. Громкие официальные декларации о необходимости формирования местного самоуправления как важнейшего института демократии и гражданского общества на практике сопровождаются усилением давления на него со стороны федеральной и региональной власти, встраиванием местного самоуправления в единую «вертикаль» государственного управления.

Работа содержит 1 файл

krupinina.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

 Помимо совокупности  законодательных актов федерального  и регионального уровней элементом институционального регулирования является и контроль, установленный за деятельностью органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти. Так, администрацией Тамбовской области принято постановление от 14.05.2008 № 586 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Таким образом, и в плане организации контроля за деятельностью органов местного самоуправления выстроилась все та же вертикаль государственной власти.

Важнейшим параметром институционального регулирования местного самоуправления является обеспечение муниципалитетов  ресурсами – бюджетная составляющая – доля расходов в местных бюджетах относительно общих бюджетных расходов региона. С точки зрения обеспеченности бюджетных расходов собственными доходами местные бюджеты остаются дотационными. По данным управления экономической политики Администрации Тамбовской области в 2006 году собственные доходы муниципалитетов Тамбовской области покрывали бюджетные обязательства всего на 39%, в 2007 – на 34%, в 2008 – на 33,4%. Размер финансовой помощи от бюджетов других уровней остается существенным, доля в общих доходах составляет 65% в 2007 году и 65,6% – в 2008 году.

Одним из способов воздействия на муниципалитеты стала передача полномочий с низового уровня местного самоуправления на вышестоящий. Передача полномочий неразрывно связана с передачей финансовых средств.

В современных российских условиях к способам давления на местное  самоуправление можно отнести партийный  характер выборов в органы местного самоуправления. Просматривается несколько направлений воздействия на местное самоуправление со стороны государства:

во-первых, на уровне муниципальных  образований выборы по партспискам могут вести к расчленению местного сообщества, что может осложнять взаимодействие депутатов из партийных списков с населением;

во-вторых, политическая партия по результатам выборов, по сути, получает мандат на управление муниципальным образованием и подчинение его партии власти, что не соответствует положениям Конституции РФ;

в-третьих, не совсем понятно, что может быть предметом партийной  политики на местном уровне, где  вопросы должны решаться независимо от государства и по инициативе населения.

 В качестве важнейшего элемента институционального регулирования местной власти автором анализируется проблема кадрового обеспечения муниципалитетов.

Третий параграф «Особенности восприятия института местного самоуправления населением города Тамбова» посвящен изучению  общественного мнения в отношении к местной власти. Автором было проведено собственное исследование в форме телефонного опроса жителей города Тамбова46. Результаты исследования позволяют заключить, что основная масса респондентов обладает низким уровнем информированности о данном институте (90% опрошенных отметили, что что-то слышали или впервые слышат о словосочетании местное самоуправление). Отсутствует единство толкования данного понятия и в целом адекватность трактовки. Так, только 25% проинтервьюированных принимают определение местного самоуправления, близкое к конституционному, 60% видит в местном самоуправлении совершенно противоположный его природе смысл, полностью подчиняя местное самоуправление федеральной власти и лишая его всякого права на самостоятельность.

На вопрос о том, является ли администрация города Тамбова органом местного самоуправления, однозначное согласие выражают только 35% проинтервьюированных, еще столько же соглашаются с утверждением с существенной долей скепсиса, сомнений, 20% – исключают данный факт, 10% – затрудняются с ответом.

Вместе с тем готовность населения к самоорганизации  оставляет желать лучшего. О своей готовности включиться в работу органов территориального общественного самоуправления заявили 40%, большинство из них являются представителями старшей возрастной когорты.

Исследование подтвердило  тезисы, обсуждаемые в рамках первой главы исследования. В сознании проинтервьюированных образ местного самоуправления размыт и неопределенен, зачастую является чем-то противоположным тому смыслу, что закладывается конституционными принципами. Опрошенные относятся лояльно или даже испытывают потребность во вмешательстве вышестоящих звеньев власти в дела местного значения. Во многом такая позиция продиктована низким доверием местным органам власти, острой потребностью в справедливости и законности.

Опрошенные плохо представляют зону ответственности муниципалитета, не стремятся или опасаются увеличения его властных возможностей, при этом склонны довольно широко трактовать сферу ответственности местной власти, вменяя ей в обязанность решение неподотчетных вопросов и задач.

Результаты исследования, проведенного нами в 2008 году, вполне согласуются с результатами Всероссийского опроса, проведенного в российских регионах в 1997 году Фондом «Общественное мнение», что само по себе является негативным фактом. За двенадцать лет в образовательном уровне граждан в вопросах местного самоуправления не произошло практически никаких изменений47.

Таким образом, ощущение гражданами сопричастности к решению собственных проблем и способности эти проблемы решить, как важнейший индикатор состояния местного самоуправления, пока не удовлетворительно. Это свидетельствует об отсутствии главного субъекта местного самоуправления в качестве полноценного участника его формирования и функционирования. При различном уровне готовности к участию в местном самоуправлении представителей различных социальных групп региона, большинство граждан всё же не видит смысла в такого рода деятельности.

Заключение. Обобщая результаты исследования, автор заключает, что   наиболее существенным, предопределяющим результаты реформирования местного уровня власти является противоречие между нормативно провозглашенным в Конституции Российской Федерации принципом независимости местного самоуправления и процессом встраивания местной власти в государственную управленческую вертикаль, имеющим место в политической практике.

Проведенный в рамках диссертации анализ дает основания  полагать, что местное самоуправление в России сложилось именно в том  формате, который ему задан политическими институтами как комплексами ролевых интеграторов стратегически-структурного значения.

 

 

 

 

 

Основные положения  диссертации отражены

в следующих  публикациях автора:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных  журналах и изданиях, рекомендованных экспертным советом ВАК РФ

1. Крупинина Е.А. Местное самоуправление в контексте политического реформирования 2000-2008 гг.// Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки.- Тамбов, 2010.- Вып. 1(81). С. 291-296.

Статьи, опубликованные в других научных изданиях

2. Крупинина Е.А. Гражданское общество как объективная основа для создания коалиции общественных организации// Роль общественных объединений в формировании институтов гражданского общества: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тамбов:  2001. С. 63-68;

3. Крупинина Е.А. Может ли власть быть косноязычной? (Об особенностях публичной речи представителей власти)// Материалы научно-практической конференции «Гражданский форум: власть народа или народ и власть?» - Тамбов:  2002. С138-143;

4. Крупинина Е.А. О транспарентности органов власти, общественной палате и гражданском  контроле.- Тамбов: «Пролетарский светоч», 2004. 56 с. (в соавт. Санжаревский И.И., Титаренко В.А.);

5. Крупинина Е.А. Связи с общественностью в муниципальном управлении// Современные методики подготовки специалистов по связям с общественностью: Материалы Международной научно-практической конференции: 4-6 апреля 2007, Тамбов. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. С.61-64;

6. Крупинина Е.А. Транспарентность как политическая характеристика взаимодействия муниципальной власти и городского сообщества// Конституция. Выборы. Государство. Всероссийская научно-практическая Чичеринская конференция 12-13 декабря 2006 г. Тамбов: Сборник материалов. Вып. 1. Тамбов: Изд-во «ООО Центр-пресс», 2007. с.97-98;

7. Крупинина Е.А. Перспективы взаимодействия муниципальной власти  и бизнеса в условиях реформы местного самоуправления// Материалы Международной  научно-практической конференции «Политико-правовые основы предпринимательства в России», 2-3 июля 2007 г. Саратов, Изд-во СГУ, 2008. С. 263-268;

8. Крупинина Е.А. Особенности политического участия населения накануне выборов в Государственную Думу Российской Федерации (на примере г. Тамбова)// Материалы Всероссийской научной конференции «Избирательные процессы в современной России: теория и практика», 23-24 октября 2007 г. Саратов, изд-во Саратовской государственной академии права, 2008. С. 190-193;

9. Крупинина Е.А. Политические аспекты становления местного самоуправления в современной России// Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Управление и общество», 24 апреля 2009 г. Тамбов, изд-во ИП Чеснокова А.В., 2009. С. 9-13;

10. Крупинина Е.А. Реформирование местного уровня власти в Российской Федерации как политическая проблема// Сборник научных трудов по материалам межрегиональной научно-практической конференции «Повышение эффективности муниципального управления в условиях реформирования: опыт, проблемы, перспективы», 29 мая 2009 г., Тамбов, изд-во ИП Чеснокова А.В., 2009. С. 45-49.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крупинина Елена Анатольевна

 

 

Местное самоуправление современной России

в контексте  политического реформирования 1993-2009 годов

 

 

 

Специальность 23.00.02 –  политические институты,

процессы и технологии

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  учёной степени 

кандидата политических наук

 

 

 

 

Ответственный за выпуск Е.Любезная.

 

 

 

 

Объём ____ п.л. Тираж 100 экз. Подписано в печать __.05.2010

 

 

 

1 См.: Митрохин С. Особенности реализации муниципального проекта в России: некоторые аспекты федеральной политики // Реформа местного самоуправления в региональном измерении. По материалам из 21 региона Российской Федерации. М., 1999.

2 См.: В.Гельман, С.Рыженков, Е.Белокурова, Н.Борисова. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006. - СПб: Норма, 2008 - 368 с.

3 Медведев Д.А. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. Москва, Кремль. 5 ноября 2008 год // http:www.rg.ru/2008/11/05/poslanie-kremlin.html (дата обращения 05.02.2010)

4 См.: Миронов Н. Местное самоуправление: незавершенный проект. (Была ли реализована правительственная концепция муниципальной реформы?) // Муниципальное право. 2008. №3.

5 Шестов Н.И. Гражданское общество: почему не сложилась единая концепция? // Политико-правовые основы предпринимательства в России. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию юридического факультета Саратовского университета.2-3 июля 2007 года. Саратов, Изд-во СГУ. 2008. С.234.

6 См.: Андронова И.В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004.

7 Архипова Т.Г. Проблемы местного самоуправления в России: история и современность // Государственность современной России. М., 2003; Гильченко Л. Местное самоуправление: долгое возвращение. М., 1998.

8 Сиддиков Р.Р. Местные органы власти и местное самоуправление. (Теоретические и организационно-правовые проблемы): Автореф. дис...д-ра юрид. наук. М., 1993; ТарасовО.Ю. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право Р.Ф. Автореф. дис...канд. юрид. наук. М., 1998; Барабашев Г.В. Положение и роль муниципальных органов в современном капиталистическом государстве (США, Великобритания). М., 1971; Туманова Н.Л.. Местное самоуправление: Проблемы реализации муниципального права. Дис...канд. юрид .наук. М., 1996; Недокушаева Л. Н. Муниципальная власть: правовые проблемы теории и практики: Автореф. дис...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

9 Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: опыт социологического исследования. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997; Ребышева Л.В. Местное самоуправление в системе политической власти. Автореф. дис...канд. социол. наук. Тюмень, 1998; Грибанова Г.И. Местное самоуправление в политической системе развитых демократий. Сравнительный анализ западноевропейских стран. Дис...д-ра. социол. наук. СПб., 1998; Богданович Т.Ю. Социальные аспекты оптимизации местного самоуправления. Автореф. дис...канд. социол. наук. М., 1997.

10 Баранова К.К. Коммуны в системе финансового выравнивания Германии. (Основы местного самоуправления). Автреф. дис...канд. экон .наук. М., 1996; Филь С.И. Муниципальные займы в системе государственного кредита. Автореф. дис...канд. экон. наук. М., 1997; Плетнев А.В. Регулирование предпринимательства (Муниципальный уровень). Автореф. дис...экон. наук. М., 1995; Кукуй М.Г. Муниципальные банки и их развитие в современной региональной экономике. Автореф. дис...канд. экон. наук. М., 1998.

Информация о работе Местное самоуправление современной России