Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе комплексного изучения исторических аспектов в развитии местного самоуправления и современного положения, произвести анализ влияния исторических фактов на современность в практике местного самоуправления Республики Башкортостан

Содержание

Введение
Глава I История развития местного самоуправления в России
1.1 Истоки местного самоуправления в России
1.2 Организация местного самоуправления в Советский период
1.3 Развитие местного самоуправления в период перестройки
1.4 Институты местного самоуправления в истории башкирского этноса
Глава 2 Становление местного самоуправления в современных условиях
2.1 Местное самоуправление в РФ
2.2 Основные принципы местного самоуправления в РФ
2.3 Характеристика местного самоуправления в Республике Башкортостан в современных условиях
Глава 3. Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики, на примере Республики Башкортостан
3.1 Анализ развития местного самоуправления и меры для совершенствования местного самоуправления на примере Республики Башкортостан
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Глава 2 нужная.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  в г. Уфе

Кафедра экономики и управления 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ТЕМА

Анализ  исторического опыта  местного самоуправления в России с позиции  совершенствования  современной практики

на  примере Республики Башкортостан 

Выполнила: студентка  группы ГМУ (СО)

Салихова Р.М.

зачетная книжка №

___________________________________

           (подпись)

Руководитель:

___________________________________

           (подпись) 
       

Уфа-2009

Оглавление 

Введение

Глава I История развития местного самоуправления в России

    1.1 Истоки местного  самоуправления в России

    1.2 Организация местного самоуправления в Советский период

    1.3 Развитие  местного самоуправления в период  перестройки

    1.4 Институты  местного самоуправления в истории  башкирского этноса 

Глава 2 Становление  местного самоуправления в современных  условиях

    2.1 Местное самоуправление в РФ

    2.2 Основные  принципы местного самоуправления  в РФ

    2.3 Характеристика  местного самоуправления в Республике  Башкортостан в современных условиях 

Глава 3. Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики, на примере Республики Башкортостан

    3.1 Анализ развития  местного самоуправления и меры  для совершенствования местного  самоуправления на примере Республики  Башкортостан 

      Заключение

      Библиографический список 
 
 
 

       Введение 

       Становление и развитие местного самоуправления в России обусловливает необходимость теоретического осмысления данных процессов используя анализ исторического прошлого. Создается российская система местного самоуправления, о которой можно говорить, как о модели организации местного самоуправления. В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.

       Существование ранней модели самоуправления, которая  складывалась на территориально-хозяйственной  общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече. В системе современных общедемократических преобразований государственности и общественного устройства Российской Федерации начинает получать признание фундаментальное положение о том, что структура государственной власти будет неустойчивой до тех пор, пока ее не подкрепит жизнеспособная система местного самоуправления. Местное самоуправление, находясь в непосредственной взаимосвязи с такими общедемократическими принципами как приоритет прав и свобод человека по отношению к другим институтам общества и государства, теории естественного права, верховенства права, гражданского общества и правового государства составляет суть современной теории демократического правового государства и концепции народовластия.

       Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. В этом отношении она полностью отвечает стандартам, одобренным Советом Европы, закрепленным в ее Европейской Хартии местного самоуправления.

       Однако, все эти принципы, даже получив  закрепление в действующей Конституции  и в ряде федеральных законов  Российской Федерации, пока не образуют целостной прочной основы для  становления и развития системы местного самоуправления. Основные причины этого во многом кроются в отсутствии сбалансированной теоретической концепции развития страны, устойчивых демократических традиций, низкой политической и правовой культуры, в состоянии массового сознания в России, характеризующегося нарастанием аполитичности людей, их пассивности, отчужденности от проблем общества, а также в низких темпах нормотворческой деятельности по проблемам местного самоуправления и формально-бюрократическом отношении к его осуществлению на практике.

       Местное самоуправление недостаточно декларировать  или разрешить, оно во многом определяется подлинной атмосферой заинтересованности в нем как со стороны органов  государственной власти, так и  со стороны граждан и их объединений. Уровень общественного сознания способен ставить свои пределы демократическим преобразованиям и развитию местного самоуправления.

       Однако, становление местного самоуправления - сложный и противоречивый процесс, его невозможно ввести методом декретирования. Отношения между государственной властью и местным самоуправлением сложны даже в странах с развитыми демократическими традициями. Формирование системы властных отношений, в которую местное самоуправление включено как один из системообразующих элементов, является важным направлением поддержания связи государства с населением. При этом необходимо выявить основные подходы и принципы, которые должны быть положены в основу федерального и регионального законодательства, обеспечивающего на переходном этапе взаимодействие государства с формирующимся в России гражданским обществом.

Состояние научной  разработанности темы. Проблема организации  и функционирования местного самоуправления была и остается в центре научного интереса.

Среди работ  досоветского периода особого внимания заслуживают фундаментальные исследования книги А.И. Васильчикова, И.И. Дитятина, А.А. Кизеветтера, Б.Б. Веселовского, М.М. Богословского и др., которые не утратили своего научного значения и по сей день. Кроме того, необходимо назвать имена таких известных ученых как И.Д. Беляева, В.И. Сергеевича, А.Д. Градовского, В.П. Безобразова, также обращавшихся к данной проблеме.

       Современные исследования, касающиеся истории развития самоуправления в России, немногочисленны  и также не отличаются научной беспристрастностью. Проявляется тенденция к крайностям. Если советская общеисторическая и историко-правовая наука отрицала саму возможность существования в дооктябрьский период самоуправления, то современные авторы стремятся обосновать его существование на протяжении всей истории Российского государства.

       Из  последних диссертационных исследований можно назвать работы И.А. Чичеровой  и Г.С. Лиманского . Первый из названых авторов обращается к анализу  системы городского и земского самоуправления, которые получили свое развитие в результате реформ правительства Александра П. Второй - исследует теоретические основы местного самоуправления.

       Актуальность  исследования обусловлена и тем, что, несмотря на относительно большое  внимание к проблемам местного самоуправления остается немало вопросов в изучении его исторического опыта.

       Цель: на основе комплексного изучения исторических аспектов в развитии местного самоуправления и современного положения, произвести анализ влияния исторических фактов на современность в практике местного самоуправления Республики Башкортостан

       Задачи:

  • Изучить исторические данные развития местного самоуправления
  • Рассмотреть становление местного самоуправления в современности
  • Проанализировать влияние исторических фактов на современность в области местного самоуправления
  • Предложить меры по улучшению в развитии местного самоуправлении в Республике Башкортостан

       Объект: местное самоуправление Республики Башкортостан

       Предмет: историческая и современная практика местного самоуправления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1 История развития местного самоуправления в России 

      1.1 Истоки местного  самоуправления в  России 

      Исследователи, не достигнув единого мнения о  зарождении местного самоуправления, ведут отчет российского городского самоуправления с рубежа XI – XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик – Новгорода  и Пскова. Они считали вече органом народной власти, народоправства. Другие же видели в народном вече атрибут феодальной государственности.

      В  XI – XII веках вече функционировали  в Новгороде, Пскове и других российских городах, которые по своему устройству в целом напоминали другие средневековые европейские вольные города (например, Флоренцию, Гамбург, Бремен). Из всех городов Европы особняком стоял «Господин  Великий Новгород», первая и самая крупная в нашей средневековой истории республика. Следом по могуществу шел Псков и другие города. Именно эпоху развития вечевых республик можно считать отправной точкой в истории развития местного самоуправления в России.

      Реформы Петра I и местное  самоуправление

      Со  времени Петра I в России существовали три системы местного управления – бюрократическая, земская и  сословная, которые переплетались  друг с другом и нередко утрачивали свой первоначальный характер: органы чисто сословные исполняли обязанности  по общему управлению; органы по своему происхождению земские, по служебному положению и характеру деятельности иногда не отличались от бюрократических. Первою реформою местного управления при Петре I было учреждение 30 января 1699 г. бурмистрской палаты в Москве и земских изб в городах. Состав их был выборный. Избы собирали доходы и заведовали повинностями, лежавшими на «купецких и промышленных людях». Управление делами города, как целого, на них возложено не было. В 1719 г. губернии были разделены на провинции, под управлением воевод, в руках которых сосредоточились все функции управления. Подчиненность воеводы губернатору была весьма незначительна; воевода мог даже непосредственно взаимодействовать сноситься с органами центрального управления. Уездную администрацию составляли земские комиссары, писаря, надзиратели; все эти чины избирались дворянством. Бюрократический элемент совершенно упразднил деятельность земских изб и привел городское хозяйство в полный упадок. Петр, «дабы рассыпанную сию храмину паки собрать», учредил по городам выборные магистраты, а в С.-Петербурге – главный магистрат (1721). Суд вообще был изъят из рук губернаторов и воевод и вручен выборным ландрихтерам и надворным судам.

      При преемниках Петра уничтожается выборный суд и судебная власть передается губернаторам и воеводам (1727); упраздняются также и главный, и городовые магистраты. Губернаторы и воеводы делаются единственными носителями власти; в городах и уездах сохраняются, в виде лежащей на населении повинности, несколько выборных должностей, поставленных в полное подчинение воеводам.

      Местное самоуправление при  Екатерине II

      Екатерина II сначала отдельными мерами, а потом  широко задуманной реформой пересоздала  все местное управление на началах  децентрализации. Эта реформа была последовательно проведена Учреждением о губерниях 1775 года (вторая его часть издана в1780 году), жалованою грамотой дворянству (1785 г.) и грамотою на прав и выгоды городов (1785 г.). Общий строй местного управления, установленный этими законами и сохранившийся во многом до конца XIX века сводился к следующему.

      Во  главе губернии был поставлен  генерал-губернатор, наделенный в качестве «государева наместника», весьма широкими полномочиями по надзору за всем местным  управлением и судом. Действительное управление было возложено на губернаторов, высшим в губернии учреждением являлось губернское правление - по делам чисто административным, и казенная палата по делам финансовым; чины их назначались правительством; значительная часть дел управления была передана «приказам общественного призрения», состав которых был выборный. Уездное управление, в лице исправников и «нижних земских судов» (чисто административное учреждение), было тоже выборным. Выборные судебные учреждения представляли весьма сложную организацию. Дворянство при Екатерине впервые получило корпоративное устройство. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания, для выбора должностных лиц местной администрации и суда, для обсуждения вопросов, предлагаемых от правительства, и для заведования сословными нуждами. Для управления сословными делами учреждались предводители (губернские и уездные), дворянские депутатские собрания и опеки.Города также получили сословное кооперативное устройство, все дела местного хозяйства и полиции были переданы «общегородской думе» и ее исполнительному органу, «шестигласной думе»; но в то же время были установлены городничие и полицмейстеры, отношения которых к думе не были твердо выяснены. Судебным органом в городе являлся выборный магистрат.

      Основные  начала екатерининской реформы: децентрализация, избрание должности, самостоятельность суда были искажены при Павле I. Александр I по восшествии на престол вернулся к началам децентрализации и самоуправления и к екатерининским учреждениям. В течение первой половине XIX века учреждения эти подверглись массе частичных переделок, в общем значительно изменивших их характер. Надзор генерал-губернатора, в силу широты предоставленных ему полномочий и их неопределенности, принял в высшей степени личный и самовластный характер; после нескольких попыток реформировать эту должность, она была исключена в 1837 г. из числа общих губернских должностей и оставлена как исключение, в виду тех или иных политических условий, лишь на окраинах. Общий надзор за губернскими установлениями перешел к министрам. Полномочия губернаторов и губернских установлений были несколько изменены обширным наказом губернаторам 1837 г. и учреждением губернских правлений 1845 г. Дворянские выборы происходили под подавляющим вниманием губернаторов, и выборные должностные лица по своему положению ничем не отличались от назначенных.

Информация о работе Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б