Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе комплексного изучения исторических аспектов в развитии местного самоуправления и современного положения, произвести анализ влияния исторических фактов на современность в практике местного самоуправления Республики Башкортостан

Содержание

Введение
Глава I История развития местного самоуправления в России
1.1 Истоки местного самоуправления в России
1.2 Организация местного самоуправления в Советский период
1.3 Развитие местного самоуправления в период перестройки
1.4 Институты местного самоуправления в истории башкирского этноса
Глава 2 Становление местного самоуправления в современных условиях
2.1 Местное самоуправление в РФ
2.2 Основные принципы местного самоуправления в РФ
2.3 Характеристика местного самоуправления в Республике Башкортостан в современных условиях
Глава 3. Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики, на примере Республики Башкортостан
3.1 Анализ развития местного самоуправления и меры для совершенствования местного самоуправления на примере Республики Башкортостан
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Глава 2 нужная.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

      В первые века нахождения в составе  России башкиры занимали огромную территорию от среднего течения и верховьев р. Тобол до Волги в районе Саратова и Самары, от р. Илек и Яик до среднего течения Камы и низовьев Сылвы.

      В результате вхождения Башкортостана  в состав Русского государства в  крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами, развивались производительные силы башкирского края, происходило усиление границ Российского государства. Русское правительство гарантировало сохранение за башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права, башкиры же, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной. В 1574 г. на месте древнего башкирского поселения был основан город Уфа – административный центр края и будущая столица Башкортостана.

      Постепенно  царские власти, по мере укрепления своих позиций, повели в Башкортостане двойственную политику: официально придерживаясь условий присоединения, встали на путь их нарушения. С сер. XVII в. они приступили к захвату башкирских земель. На них строились крепости, с конца XVIII века - заводы. К началу XVIII века на территории башкир появилось 31 укрепление. Земли вокруг них раздавались дворянам, монастырям, купцам, мелким служилым людям. Уфимские воеводы допускали произвол и насилие по отношению к коренным жителям при сборе ясака и судопроизводстве. Во 2-й половине XVII - начале XVIII веков неоднократно предпринимаются попытки христианизации башкир-мусульман. Захват земель, рост налогов и повинностей вызывали недовольство башкир. Отстаивая свои земли и свободу, они подавали челобитные на имя центральной власти, затем многократно - в 1616, 1645, 1662-64, 1681-84, 1704-11 годах поднимали восстания против колониального угнетения. Борьба велась на огромной территории под лозунгами отстаивания условий принятия подданства, на которых башкиры вошли в состав России.

      Активнейшее участие башкиры приняли в Крестьянской войне 1773-1775 гг. - крупнейшем в России антифеодальном движении под руководством Е.И.Пугачева. Весь второй этап восстания - с апреля до середины июля 1774 года - пришелся на территорию Башкортостана. Дважды за все время Крестьянской войны повстанцы подступали к Уфе, но взять ее штурмом не смогли. Одним из виднейших сподвижников Пугачева стал поэт-импровизатор, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. Проявив себя талантливым военачальником, Салават Юлаев осуществлял руководство крупными очагами повстанческой борьбы, распространял пугачевские манифесты среди населения, снабжал армию Пугачева деньгами, провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. После поражения восставших был пленен правительственным отрядом, подвергнут наказанию и сослан на пожизненную каторгу в Рогервик (Палдиски, Эстония).

      Непрерывные восстания ХVII—ХVIII вв. вынуждали  царское правительство вносить  существенные коррективы в свою политику в крае, идти на определенные уступки  не только в отношении башкир, но и всего остального населения. ХVII—ХVIII вв., когда башкиры и другие народы настойчиво отстаивали свои права, вполне можно охарактеризовать как героический период в истории Башкортостана. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что жестокое подавление восстаний приводило к разрушению производительных сил башкирского общества и значительному сокращению численности коренного населения. К концу ХIХ века башкиры уже занимали второе место после русского населения края по численности. Продолжалось ущемление вотчинных прав башкир на землю - к середине XVIII в. башкиры потеряли около половины своих земель, а к началу XX века за коренным населением Башкортостана сохранилось не более 20 процентов владений.

      В первой половине ХIХ в. в Башкортостане, как и во всей стране, происходили разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства, развитие рыночных отношений, обострение социальных противоречий, приведших к великим реформам середины и второй половины ХIХ в. Несмотря на некоторые изменения в жизни населения в лучшую сторону, в целом положение народных масс оставалось тяжелым, о чем свидетельствовали новые волнения и восстания. Для башкирского населения ХIХ век был временем существенной перестройки социально-экономического уклада жизни. Оно переживало завершающую трансформацию от полукочевого скотоводческого хозяйства к земледелию и оседлости. Крупнейшим политическим и социально-экономическим событием в стране стала отмена крепостного права. На основе царского Манифеста от 19 февраля 1861 крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Составной частью реформ являлась отмена кантонной системы управления башкирами и мишарями, которые в 1863 году были переведены в гражданское сословие. Вместо военной службы они были обложены денежными налогами и оказались под властью гражданской администрации.

      На  социально-экономическое и политическое состояние башкирского общества оказали также серьезное влияние  массовое переселение в Башкортостан крестьян из центральных районов, заселение  ими башкирских земель. Все это еще более осложняло непростой процесс перестройки жизни, делало его тяжелым, драматичным, отрицательно сказалось на уровне жизни башкир. Можно отметить тот факт, что вторая половина ХIХ в. являлась одним из сложнейших периодов башкирской истории.

      Несмотря  на политику царской России «разделяй  и властвуй» и непрерывные  восстания, мирные отношения между  башкирами и русскими в ХVIII—ХIХ  вв. продолжали укрепляться. Этому способствовали торгово-экономические связи, совместная военная служба башкир и русских по охране юго-восточных границ страны и участие башкирской конницы в войнах России с соседними государствами, прежде всего в Отечественной войне 1812 г.

      Век XX для Башкортостана был сложным  и противоречивым. Он наполнен драматическими и трагическими событиями. Одной из главных особенностей исторического развития края в эти годы было его интегрирование в составе России и СССР.

      После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания их права на самоопределение. В ноябре 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило автономию Башкортостана в составе Российской республики. В декабре этого же года на третьем Всебашкирском учредительном курултае была утверждена автономия так называемой Малой Башкирии (девять восточных кантонов) и образовано Башкирское правительство, во главе которого стал лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог Ахметзаки Валидов. К ведению Башкортостана были отнесены обеспечение общественной безопасности, сбор и расходование налогов, суд, вооруженные силы, народное образование, распоряжение капиталами, землей, недрами, лесами, водами республики и пр. В начальный период гражданской войны, из-за разногласия с большевиками, Башкирское правительство и созданный им Башкирский корпус поддержали созданный в Самаре Комитет членов Учредительного собрания. Однако, вскоре после установления диктатуры Колчака в Омске, правительство Валидова, выступавшее за автономию Башкортостана, перешло на сторону Советской власти. С февраля 1919г. полки Башкирского корпуса сражались на стороне Красной Армии.

      21 февраля 1919 г. в селе Темясово  на съезде представителей башкирских  полков было образовано Временное правительство Башкортостана - Военно-революционный комитет, а уже 20 марта этого же года в Москве было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии"3.

      Итак  из истории мы также видим, что как и у других тюркских народов у башкир большую роль в самоуправлении выполняли регулярно проводимые народные собрания (йыйыны), состоявшие из знатных представителей всех башкирских родо-племенных подразделений. Народное собрание было органом законодательным и даже учредительным, который созывали в важнейших случаях государственной жизни для решения насущных задач. Состав народного собрания был следующим:  

      1) духовенство во главе с духовным  лидером; 

      2) хан, приближенные к власти  и военачальники; 

      3) старшины – представители всех  башкирских родов. 

      Подробное описание народного собрания дано, например, в шежере юрматынских башкир. На йыйыне решались вопросы, связанные с жизнью этноса: войны и мира, уточнения границ родов и племен, раздел общеплеменной территории по родам и другие. Совет старейшин (курултай) мирным путем улаживал возникавшие между родами трения, вражду, споры, решал вопросы, связанные с порядком перекочевок и т.д. Народные собрания завершались празднествами. На них устраивались байги — состязания по борьбе, скачкам и джигитовке, стрельбе из лука. На йыйынах выступали певцы, музыканты (кураисты) и сэсэны, представляющие живую память народа, его совесть. На йыйыне каждый взрослый мужчина пользовался правом голоса.

      Йыйыны  были запрещены в 1739 г. царским указом.

      Принципиально важную роль в решении всех вопросов играл демократический орган  Совет старейшин (аксакалов) – Курултай. Реализация решений йыйынов и курултаев осуществлялась главой государства – ханом, ему подчинялись вали или бии.

      Совет старейшин обычно собирался перед  йыйыном. Он придавал решениям народного  собрания определенное направление. До присоединения башкир к Русскому государству право назначения бия — родового вождя, имел совет старейшин. Башкирское сказание той давней эпохи свидетельствует об этом: «Башкиры рода Канлы решили избрать вождя. Собрались аксакалы: Байгазы, Сапай, Кыдрас, Бурангул, Кыпсак. Старшие сказали: хотя молод Байгазы, но умен, и сделали его бием».

      Проблемы  в жизнеобеспечении башкирских поселений, раздел территорий между башкирскими  племенами, родами, семьями по выпасу скота, земледелию, охотничьим промыслам, бортничеству — в большинстве  случаев могут легче осуществляться местными деятелями — старейшинами, действующими по поручению и под бдительным контролем общества. В этом — теоретическое основание принципа местного самоуправления башкирского социума. Самоуправляющийся социум при этом круге компетенций обладал большой силой. 

      Глава 2 Становление местного самоуправления в  современных условиях

      2.1 Местное самоуправление  в РФ 

      Местное самоуправление – это самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ. В Конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

      Населенная  территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется  муниципальным образованием. Им может  быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения (например, городской  район или территориально отдаленная часть города). Учредительным актом муниципального образования является устав, принимаемый представительным органом местного самоуправления или населением на местном референдуме. В уставе указываются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного  значения, относящиеся к ведению муниципального образования; формы осуществления местного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами местного самуправления; экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок управления муниципальной собственностью; условия и порядок организации муниципальной службы; взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти и другие вопросы. Принятый устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ и вступает в силу после его официального опубликования. Местное самоуправление осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Но основным звеном системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К ним относятся:

    • Представительные органы местного самуправления;
    • Главы муниципальных образований;
    • Иные органы и должностные лица.

      Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяются уставом муниципального образования или законом субъекта РФ о местном самоуправлении. В отличие от депутатов государственной Думы РФ и депутатов законодательных органов субъектов РФ депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от основного места работы.

      Уставом муниципального образования может  быть предусмотрена должность главы  муниципального образования – выборного  должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырех лет.

Информация о работе Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б