Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе комплексного изучения исторических аспектов в развитии местного самоуправления и современного положения, произвести анализ влияния исторических фактов на современность в практике местного самоуправления Республики Башкортостан

Содержание

Введение
Глава I История развития местного самоуправления в России
1.1 Истоки местного самоуправления в России
1.2 Организация местного самоуправления в Советский период
1.3 Развитие местного самоуправления в период перестройки
1.4 Институты местного самоуправления в истории башкирского этноса
Глава 2 Становление местного самоуправления в современных условиях
2.1 Местное самоуправление в РФ
2.2 Основные принципы местного самоуправления в РФ
2.3 Характеристика местного самоуправления в Республике Башкортостан в современных условиях
Глава 3. Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики, на примере Республики Башкортостан
3.1 Анализ развития местного самоуправления и меры для совершенствования местного самоуправления на примере Республики Башкортостан
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Глава 2 нужная.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

               Башкортостан стабильно входит  в первую десятку российских  регионов по производству валового  регионального продукта, объему  промышленной продукции и подрядных  работ в строительстве, инвестициям в основной капитал.

      По  основным параметрам АПК республика удерживает лидирующие позиции, занимая  по общему объему продукции сельского  хозяйства 3-е место среди регионов России.

      Республика  имеет мощные строительный и транспортный комплексы, активно развивает отрасли производственной и социальной инфраструктуры.

              Башкортостан обладает высоким  инвестиционным рейтингом, относится  к субъектам с наименьшим инвестиционным  риском. Здесь действуют нормативные  акты, предусматривающие льготы  для иностранных инвесторов. Сегодня многие зарубежные фирмы проявляют большой интерес к инвестиционным проектам предприятий горнодобывающих отраслей, химии, нефтехимии, нефтепереработки.

      Мощный  экономический и научно-технический  потенциал позволяет Башкортостану успешно развивать внешнеэкономические связи, для чего в республике создана необходимая законодательно-правовая база. Постоянно расширяется география внешней торговли, которая ведется более чем с 90 странами мира.

             Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

            Высшим и единственным законодательным  (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 120 депутатов и избирается сроком на пять лет.

           Главой и высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан. На сегодняшний день Президентом Республики является  - М.Г. Рахимов

            Правительство Республики Башкортостан  формируется Президентом Республики  Башкортостан в составе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан.

            В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В республике 54 муниципальных района, 8 городских округов и одно закрытое административно-территориальное образование – город Межгорье.

      Столицей  Республики Башкортостан является город  Уфа. Республика входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.

      Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

      Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается  с учетом мнения их населения.

      Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в пределах своей компетенции формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

      Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению.

      Местное самоуправление в Республике Башкортостан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Башкортостан, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

      Органы  местного самоуправления с их согласия могут наделяться законом Республики Башкортостан отдельными полномочиями органов государственной власти Республики Башкортостан с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Башкортостан5.

      Глава 3. Анализ исторического  опыта местного самоуправления в России с позиции  совершенствования  современной практики, на примере Республики Башкортостан 

      3.1 Анализ развития местного самоуправления и меры для совершенствования местного самоуправления на примере Республики Башкортостан 

      Современная форма реализации местного самоуправления в России – это итог длительного исторического пути. Местное самоуправление в качестве формы самоорганизации человеческих коллективов, населяющих определенную территорию, возникло задолго до образования государства. Речь идет как о примитивных, так и об относительно развитых формах общественной самоорганизации. Характерным признаком ранних самоуправляемых общностей было их добровольное формирование на основе общего интереса – главного объединяющего фактора. И сегодня в основе формирования общественных объединений и организаций лежат общие интересы, цели и деятельность, направленные на их достижение.

      Как показывает исторический опыт, государство  как одна из высших форм самоорганизации  общества подвержено постоянным изменениям. Они часто происходят в виде государственных  кризисов, изменяющих государственный  строй. Природа государственных  кризисов различна, поскольку их могут спровоцировать разные внешние и внутренние факторы. Один из таких факторов – высокая степень централизации власти, в крайних формах принимающая авторитарный характер. Как известно, результатом кризисов государственности может стать разрушение государства либо преодоление кризиса и выход на качественный уровень развития.

      В период кризиса, как правило, центральная  государственная власть слабеет, а  объем компетенции местных органов  власти увеличивается. Часто это  происходит «автоматически», без принятия специальных решений. Процесс перераспределения полномочий, которые, местные органы берут на себя, поскольку государственная власть не  в силах управлять, в значительной степени сдерживает процесс разрушения государства, а во многих случаях позволяет сохранить и укрепить государство.

      Однако  историческая практика показывает, что  в период кризисов власть укрепляет  себя прежде всего тем, что часть  государственных полномочий де-факто  передает на нижестоящий уровень  власти, оставляя за собой лишь наиболее важные для обеспечения жизнедеятельности: контроль над соблюдением законов, поддержание и охрану правопорядка, управление государственными финансами, содержание армии, защиту границ, международные отношения и др. Чем глубже государственный кризис, тем больший объем полномочий (по факту) берет на себя местное самоуправление.

      Подтверждает  справедливость сказанного современная  ситуация в России, характерная в  том числе постоянным ростом объема полномочий органов местного самоуправления на фоне абсолютного снижения объема финансирования, направляемого на реализацию этих полномочий.

      Государство, преодолев кризис (отчасти за счет снятия с себя непосильного бремени  и передачи полномочий на нижестоящий  уровень), на новом цикле развития снова проявляет тенденцию к централизации полномочий. В случае преобладания этой тенденции после достижения критической отметки неминуемо возникает новый кризис, обусловленный чрезмерной концентрацией властных полномочий в одном центре или даже у одного лица.

      Централизация полномочий в центральном аппарате государства и отсутствие конструктивного диалога с обществом провоцируют принятие решений, не совместимых с интересами общества, что в конечном итоге провоцирует кризис доверия к власти со стороны общества и гражданское неповиновение.

      Проанализировав историю местного самоуправления, было понято что оно не может рассматриваться  в качестве альтернативы сильной  государственной власти. Развитое местное  самоуправление представляет собой  признак сильного государства. В  период между кризисами местное самоуправление в целом играет стабилизирующую роль в развитии государства, осуществляя решение вопросов жизнеобеспечения и являясь фактором, снимающим социальное напряжение в обществе.

      Отсюда  вытекает вывод, что наличие в  системе властных отношений института местного самоуправления становится необходимым условием устойчивого развития государства. Государство неустойчиво без института местного самоуправления, а длительное его подавление приводит к кризисам государственности.

      Исходя из истории местного самоуправления Башкортостана видно, что башкиры долгое время не хотели входить в состав Российского государства. Но все таки, как и в современном мире, финансовый показатель заставляет их стать частью Российского государства. Башкирия одна из первых республик которая стала автономной и в которой развивалось местное самоуправление. Я считаю, что менталитет народа сыграл не последнюю роль в этом и также ведь через промежуток больше века Башкортостан стает суверенной республики. Я считаю, что народ желал стать самостоятельным, отделяясь от Российского государства, был уверен в своих силах, что показывает многолетняя практика. И как бы ситуация в республике Башкортостан в сфере местного самоуправления наиболее развита по сравнению с остальными регионами и областями в РФ. Но в ней также присутствует небольшие недостатки.

Развитию местного самоуправления препятствуют гражданская  и правовая незрелость населения, его  пассивность в общении с властными  структурами; исторически обусловленные  общественные и бытовые традиции; отсутствие действенных механизмов регулирования взаимоотношений муниципальных служб и служащих; отсутствие неформального механизма привлечения широких слоев к различным формам самоуправления.

    Недостаточно  четко осознанны характерные особенности местного самоуправления, различия между государственной и местной властью. Говоря о населении как субъекте местного самоуправления, можно сказать, что местные сообщества пока еще плохо организованы, просматривается информационная закрытость местного самоуправления, недостаточно гласности. Во многих муниципалитетах не организовано информационное воздействие населения и местных органов власти. Сегодня перед органами местного самоуправления как никогда остро встала проблема разработки и освоения новых подходов к организации управления. Первый из принципов, который следует учитывать при управлении муниципальным образованием Республики Башкортостан, гласит: цель местного управления – это создание условий для существования разных укладов и образов жизни людей. Второй принцип – управление через различные программы, обеспечивающие условия для самоопределения хозяйствующих субъектов и населения относительно их участия в жизни своего сообщества.

Общественное  мнение в любом демократическом  обществе имело и имеет большой вес. С точки зрения практики общественное мнение оказывает огромное влияние на людей, принимающих политические решения. Достаточно часто проблемы, которыми занимается местное самоуправление, касаются напрямую самих жителей, и они могут повлиять на процесс принятия решений.

    В свою очередь, руководители на местах вступают в контакт с людьми, поскольку  основные задачи их деятельности проистекают  из нужд местного населения. У граждан  в свою очередь появляется мотивация  к участию в работе местных  органов власти.

    В условиях жесточайшего экономического кризиса оказывается чрезвычайно ценной способность самоуправления задействовать неэкономические стимулы хозяйственной деятельности, например с помощью привлечения населения к благоустройству территории, ремонту жилищного фонда, охране общественного порядка и т.д. Кроме того, у избранного руководителя инициатива скована в гораздо меньшей степени, чем у назначенного. Следовательно, его шансы изменить ситуацию на вверенной территории намного существеннее.

Информация о работе Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б