Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе комплексного изучения исторических аспектов в развитии местного самоуправления и современного положения, произвести анализ влияния исторических фактов на современность в практике местного самоуправления Республики Башкортостан

Содержание

Введение
Глава I История развития местного самоуправления в России
1.1 Истоки местного самоуправления в России
1.2 Организация местного самоуправления в Советский период
1.3 Развитие местного самоуправления в период перестройки
1.4 Институты местного самоуправления в истории башкирского этноса
Глава 2 Становление местного самоуправления в современных условиях
2.1 Местное самоуправление в РФ
2.2 Основные принципы местного самоуправления в РФ
2.3 Характеристика местного самоуправления в Республике Башкортостан в современных условиях
Глава 3. Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики, на примере Республики Башкортостан
3.1 Анализ развития местного самоуправления и меры для совершенствования местного самоуправления на примере Республики Башкортостан
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Глава 2 нужная.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

      Органы  местного самоуправления, не входя  в систему органов государственной  власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают:

  • Собственные полномочия, т.е. полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Конституцией РФ, федеральным законодательством и законами субъектов РФ;
  • Отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления.
  • Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка4.
 
    1.   Основные принципы  местного самоуправления  в РФ
 

      Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.  

      К общим принципам местного самоуправления относятся: 

      1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения

      Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Эти и другие формы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Решения принятые путём прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.

      2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций

      Основное  содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих.

      Вместе  с тем муниципальное законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства  государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и содействовать в соответствии с законом государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Аналогично строятся взаимоотношения между муниципальными образованиями в границах одной территории. Им должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчинённость одного муниципального образования другому не допускается.

      Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

      Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

      3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям

Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность. Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет.

      4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

В случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местной жизни «под свою ответственность».

      5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

Законодательство  предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения: наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учётом исторических и иных традиций, и другие вопросы местного самоуправления.

      6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Значение  принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. 7) законность в организации и деятельности местного самоуправления

Конституция Российской Федерации устанавливает  запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией и федеральными законами. В то же время ст.15 Конституции РФ закрепляет: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или качеством принимаемых местным самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.

      Соблюдение  законности в деятельности органов  и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью  прокурорского надзора. Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.

      Обеспечение законности в организации и деятельности местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов, на основании решений которых органы государственной власти субъектов РФ могут принять решение о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

      8) гласность деятельности местного самоуправления

      Реализация  принципа гласности в работе местного самоуправления, его органов и  должностных лиц означает открытый характер их деятельности, систематическое  информирование о ней население  муниципального образования.

      Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важного требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления. Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. И в третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в своё время местными советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм должны получить своё правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Это такие формы как: отчёты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации и т.д.

      Гражданам гарантируется возможность получения  полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

      Осуществление принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления создаёт  необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, а также в решении вопросов местного значения.

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления

      Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставами муниципальных образований, уставами и законами субъектов РФ. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности, так и на основе принципа единоначалия. В любом случае данные органы в соответствии с уставами муниципальных образований или законами субъектов РФ наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставах муниципальных образований и законах субъектов РФ.

10) государственная гарантия местного самоуправления

      Осуществление рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления. 

2.3 Характеристика местного самоуправления в Республике Башкортостан 

      Башкортостан  является одним из наиболее значимых регионов России, играющих важную роль в экономическом и социальном развитии всей страны. Республика Башкортостан - многонациональный край с богатейшими историческими и культурными традициями. Сегодня республика является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации.

      Благодаря выбранной модели развития, республика имеет возможность более эффективно использовать свой производственный потенциал. Доминирующими отраслями промышленности Башкортостана являются нефтегазодобывающий и нефтехимический комплексы, а также высокотехнологичное машиностроение. Развиты лесная и деревообрабатывающая, строительная, легкая, пищевая и медицинская промышленность.

Информация о работе Анализ исторического опыта местного самоуправления в России с позиции совершенствования современной практики на примере Республики Б