Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать особенности муниципальной службы и правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить основные признаки муниципального служащего;
- рассмотреть классификацию муниципальных служащих;
- исследовать развитие правового статуса муниципального служащего в России;
- проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;
- раскрыть особенности прохождения муниципальной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие, функции, правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………………5
1.1.Понятие, задачи, функции муниципальной службы……………………….5
1.2.Принципы муниципальной службы. Правовые источники муниципальной службы……………………………………………………………………………10
Глава 2.Правовые основы муниципальных служащих ……………………….14
2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих……………………………………………………...14
2.2.Особенности прохождения муниципальной службы……………………...20
Глава 3.Институт муниципальной службы ……………………………………22
3.1Понятие и структура института …………………………………………….22
3.2Муниципальная служба в историческом аспекте ………………………….23
3.3Реформа муниципальной службы ………………………………………......25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

  2)принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия.

  Как известно, Конституция РФ (ст. 2) признает человека, его права и свободы  высшей ценностью, а согласно ст. 18 права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют деятельность местного самоуправления, а значит, и муниципальных служащих;

  3) принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

  4)принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Он требует от муниципальных служащих знать свои права и обязанности, повышать уровень своих профессиональных знаний и навыков;

  5)принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, призванный обеспечить дисциплину в деятельности муниципальных служащих, формирование чувства их личной ответственности за порученное дело;

  6) принцип равного доступа граждан  к муниципальной службе в соответствии  с их способностями и профессиональной подготовь кой. Он основан на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления, в том числе и право на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. При этом необходимо отметить, что данный принцип следовало бы закрепить в Конституции РФ: в настоящее время ст. 32 Конституции РФ устанавливает право равного доступа лишь к государственной службе;

  7) принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной  службе в Российской Федерации,  а также учета исторических  и иных местных традиций, предполагающий единство основ правового статуса муниципальных служащих: общие перечни ограничений, связанных с муниципальной службой, гарантий и т.д.

  Данный  принцип отражает особенности правового  регулирования муниципальной службы, осуществляемого, как уже отмечалось, не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, а также муниципальных образований, что позволяет в полной мере учитывать при организации муниципальной службы, ее регулировании исторические и иные местные традиции;

  8)принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему соответствующие условия работы, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей, и т.д.;

  9)принцип внепартийности муниципальной службы имеет целью не допустить перехода муниципальной службы под контроль политических организаций.

Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения  муниципального нормотворчества, то есть исходящие от органов местного самоуправления официально-документальные формы выражения и установления правовых норм.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об  основах муниципальной службы в  Российской Федерации”, который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.

Нормативно-правовыми  актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе. Например, устав городского самоуправления в городе Иркутске 1996 года. Так же важным правовым актом является закон Иркутской области от 15 мая 1998 года “О муниципальной службе в Иркутской области”. Он устанавливает правовые основы организации муниципальной службы и основы правового статуса муниципальных служащих в Иркутской области в соответствии с Федеральным Законом “Об основах муниципальной службы”.

В систему  правовых актов о муниципальной  службе входят уставы и положения  о дисциплине в конкретных органах  и их подразделениях, содержащие нормы  о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и т.д.

Хотя, нормативно-правовая база о муниципальной службе достаточно нова, но процесс ее развития за последние  несколько лет значительно активизировался. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Правовые основы муниципальных служащих. 

2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих.

  Правовой  статус муниципального статуса определяется Конституцией РФ, законами об общих принципах организации местного самоуправления, об основах муниципальной службы и др., конституциями (уставами), законами субъектов РФ, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

  Ядром правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Они закрепляются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

  При этом следует учитывать, что Закон  об основах муниципальной службы не содержит конкретного перечня прав и обязанностей муниципального служащего. В соответствии с разграничением полномочий в сфере правового регулирования муниципальной службы этот перечень устанавливается в законодательстве субъектов Федерации о муниципальной службе. Однако он не является исчерпывающим, закрытым. Муниципальному служащему могут быть предоставлены иные права, возложены на него иные обязанности нормативными правовыми актами муниципальных образований. Конечно, эти акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральными законам, законам субъектов Федерации.

  Права муниципального служащего, закрепляемые законами субъектов Федерации, являются общими для всех муниципальных служащих независимо от занимаемой должности. К ним относятся, прежде всего, те права, которые необходимы муниципальному служащему для осуществления им своих должностных полномочий.

  Должностные полномочия служащего производны от задач и функций органа местного самоуправления, его полномочий, обеспечить исполнение которых и призвана муниципальная служба. Должностные полномочия муниципальных служащих устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (положения, должностные инструкции и т.д.).

  С целью осуществления муниципальным  служащим своих должностных полномочий ему гарантируются следующие общие права:

  а) знакомиться с документами, определяющими его права я 
обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качестве 
работы;

  б) требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полномочий;

  в) получать в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, а также от организаций 
независимо от форм собственности необходимой для исполнения 
должностных полномочий информации и материалов;

  г) принимать (участвовать в подготовке) решений в соответствии со своими должностными обязанностями и др. 

  К общим  правам муниципальных служащих относятся  также права, связанные с организацией муниципальной службы, с прохождением.

Муниципальный служащий вправе:

  а) вносить предложения по совершенствованию муниципал 
ной службы;

б) знакомиться со всеми материалами своего личного дела;

  в) требовать служебного расследования, для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

  г) добиваться продвижения по службе, увеличения размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

  д) повышать квалификацию, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета;

  е) участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности 
муниципальной или государственной службы;

ж) выходить в отставку и др.

  Обязанности, также закрепляемые законами субъектов  Федерации и распространяющиеся на всех муниципальных служащих данного субъекта Федерации, как и их права, призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своих должностных полномочий.

Муниципальный служащий обязан:

  а) обеспечивать соблюдение и реализацию Конституции РФ, 
федеральных законов, конституцию (уставов), законов и иных 
нормативных правовых актов субъектов Федерации, нормативных правовых актов соответствующего муниципального образования;

  б) при осуществлении своих задач и функций не выходить за 
пределы предоставленных ему полномочий;

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан;

  г) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

  д) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

  е) соблюдать установленные правила внутреннего трудового 
распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

  ж) хранить государственную и иную охраняемую законом 
тайну; не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с 
исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

  Муниципальные служащие как граждане Российской Федерации обладают всей полнотой прав, свобод, обязанностей, которые признаются Конституцией РФ и федеральными законами.

  Однако  следует иметь в виду, что с  муниципальной службой связаны определенные ограничения, которые устанавливаются Законом об основах муниципальной службы (ст. 11).

  Как известно, ст. 55 Конституции РФ предусматривает  возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем такие ограничения могут быть установлены только в федеральном законе.

Классификация муниципальных служащих.

  Согласно  Закону об основах муниципальной  службы муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности Муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 7).

  Таким образом, главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности.

  К муниципальным должностям муниципальной  службы, как уже отмечалось, относятся  должности в органах местного самоуправления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей п0 исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Информация о работе Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего