Правовой статус муниципального служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Закон выделяет муниципального служащего из всех остальных сотрудников, работающих в органах местного самоуправления путем исключения лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и избирательных комиссий.
Правовой статус муниципального служащего содержит права, обязанности, ограничения и запреты, закрепленные в Главе 3 закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. и представляющее собой то самое понятие, которое в науке называют компетенцией. При этом все элементы правового статуса взаимосвязаны и важны.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и задачи муниципальной службы 4
II. Права и обязанности муниципального служащего 6
III. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой 11
Заключение 15
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Муниципальное право - Правовой статус муниципального служащего.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

 

     Федеральный Закон РФ от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 101 дает определение понятия и признаки муниципального служащего. Это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

     Закон выделяет муниципального служащего  из всех остальных сотрудников, работающих в органах местного самоуправления путем исключения лиц, исполняющих  обязанности по техническому обеспечению  деятельности органов местного самоуправления и избирательных комиссий.

     Правовой  статус муниципального служащего содержит права, обязанности, ограничения и  запреты, закрепленные в Главе 3 закона «О муниципальной службе в РФ»  от 02.03.2007 г. и представляющее собой  то самое понятие, которое в науке называют компетенцией. При этом все элементы правового статуса взаимосвязаны и важны.

 

I. Понятие и задачи муниципальной службы

 

     Конституция Российской Федерации2, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации»3 разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 10). Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

       Основными задачами муниципальной службы являются:

     - обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

     - обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного  значения;

     - подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах  полномочий  органов местного самоуправления;

     - защита прав и законных интересов муниципального образования.

     Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов4. 

 

II. Права и обязанности муниципального служащего

 
 

     Муниципальный служащий, как и другие граждане, обладает такой конституционно-правовой категорией, как права. Они необходимы для надлежащего осуществления функций, заложенных в распределение управленческого труда. Права дают возможность служащему требовать создание надлежащих условий для осуществления должностных обязанностей, обеспечивают тесную связь с другими подразделениями, защищают от произвола руководителей, гарантируют своевременное представление информации и документов от других подразделений и сотрудников, позволяют повышать квалификацию, гарантируют социальное обеспечение и защищенность и т.д. Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ5.

     Федеральным законодательством не устанавливается отдельный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих.

     Тем не менее, общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.

     Местные органы власти субъектов федерации вправе дополнить основной список прав муниципального служащего в региональных, местных и внутриорганизационных нормативно-правовых актах в зависимости от социальных, экономических и политических условий в каждом конкретном регионе и муниципальном образовании. При этом необходимо учитывать и национальные, региональные, местные традиции и особенности, развитость институтов государства, гражданского общества, демократии и многое другое.

     Так, в соответствии со ст.11 ФЗ «О муниципальной  службе в РФ»6

       Муниципальный служащий имеет  право на:

     1) ознакомление с документами, устанавливающими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

     2) обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

     3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

     4) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

     5) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

     6) участие по своей инициативе  в конкурсе на замещение вакантной  должности муниципальной службы;

     7) повышение квалификации в соответствии  с муниципальным правовым актом  за счет средств местного бюджета;

     8) защиту своих персональных данных;

     9) ознакомление со всеми материалами  своего личного дела, с отзывами  о профессиональной деятельности  и другими документами до внесения  их в его личное дело, а также  на приобщение к личному делу  его письменных объяснений;

     10) объединение, включая право создавать  профессиональные союзы, для защиты  своих прав, социально-экономических  и профессиональных интересов;

     11) рассмотрение индивидуальных трудовых  споров в соответствии с трудовым  законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

     12) пенсионное обеспечение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

       Муниципальный служащий, за исключением  муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

     Согласно  ст.127 муниципальный служащий обязан:

     1) соблюдать Конституцию Российской  Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, иные  нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

     2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

     3) соблюдать при исполнении должностных  обязанностей права и законные  интересы граждан и организаций;

     4) соблюдать установленные в органе  местного самоуправления, аппарате  избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

     5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

     6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

     7) беречь государственное и муниципальное  имущество, в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

     8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

     9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства  Российской Федерации в день  выхода из гражданства Российской  Федерации или о приобретении  гражданства иностранного государства  в день приобретения гражданства иностранного государства;

     10) соблюдать ограничения, выполнять  обязательства, не нарушать запреты,  которые установлены настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

     11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

       Муниципальный служащий не вправе  исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус муниципального служащего