Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать особенности муниципальной службы и правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить основные признаки муниципального служащего;
- рассмотреть классификацию муниципальных служащих;
- исследовать развитие правового статуса муниципального служащего в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие, функции, правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………………5
1.1.Понятие, задачи, функции муниципальной службы……………………….5
1.2.Принципы муниципальной службы. Правовые источники муниципальной службы……………………………………………………………………………10
Глава 2.Правовые основы муниципальных служащих ……………………….14
2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих……………………………………………………...14
2.2.Особенности прохождения муниципальной службы……………………...20
Глава 3.Институт муниципальной службы ……………………………………22
3.1Понятие и структура института …………………………………………….22
3.2Муниципальная служба в историческом аспекте ………………………….23
3.3Реформа муниципальной службы ………………………………………......25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

6) принцип равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовь кой. Он основан на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления, в том числе и право на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям. При этом необходи­мо отметить, что данный принцип следовало бы закрепить в Кон­ституции РФ: в настоящее время ст. 32 Конституции РФ устанав­ливает право равного доступа лишь к государственной службе;

7) принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций, предполагающий един­ство основ правового статуса муниципальных служащих: общие перечни ограничений, связанных с муниципальной службой, га­рантий и т.д.

Данный принцип отражает особенности правового регулирова­ния муниципальной службы, осуществляемого, как уже отмеча­лось, не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, а также муниципальных образований, что позволяет в полной мере учитывать при организации муниципальной службы, ее ре­гулировании исторические и иные местные традиции;

8)принцип правовой и социальной защищенности муници­пальных служащих призван обеспечить стабильность кадров в ор­ганах местного самоуправления, а также защитить муниципаль­ных служащих от политической конъюнктуры, от произвола ру­ководителя, гарантировать муниципальному служащему соответ­ствующие условия работы, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с ис­полнением им должностных обязанностей, и т.д.;

9)принцип внепартийности муниципальной службы имеет целью не допустить перехода муниципальной службы под кон­троль политических организаций.

Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения муниципального нормотворчества, то есть исходящие от органов местного самоуправления официально-документальные формы выражения и установления правовых норм.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации должна регулироваться федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, определяющими муниципальную службу и правовое положение муниципальных служащих субъектов Российской Федерации. Каждая область должна принять свой закон о муниципальной службе.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими служебные отношения муниципальной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании, являются уставы городского самоуправления, содержащие нормы о муниципальной службе. Например, устав городского самоуправления в городе Иркутске 1996 года. Так же важным правовым актом является закон Иркутской области от 15 мая 1998 года “О муниципальной службе в Иркутской области”. Он устанавливает правовые основы организации муниципальной службы и основы правового статуса муниципальных служащих в Иркутской области в соответствии с Федеральным Законом “Об основах муниципальной службы”.

В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и т.д.

Хотя, нормативно-правовая база о муниципальной службе достаточно нова, но процесс ее развития за последние несколько лет значительно активизировался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовые основы муниципальных служащих.

 

2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих.

Правовой статус муниципального статуса определяется Кон­ституцией РФ, законами об общих принципах организации мест­ного самоуправления, об основах муниципальной службы и др., конституциями (уставами), законами субъектов РФ, а также уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Ядром правового статуса муниципального служащего являют­ся его права и обязанности. Они закрепляются уставом муници­пального образования или нормативными правовыми актами ор­ганов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

При этом следует учитывать, что Закон об основах муници­пальной службы не содержит конкретного перечня прав и обя­занностей муниципального служащего. В соответствии с разгра­ничением полномочий в сфере правового регулирования муници­пальной службы этот перечень устанавливается в законодатель­стве субъектов Федерации о муниципальной службе. Однако он не является исчерпывающим, закрытым. Муниципальному слу­жащему могут быть предоставлены иные права, возложены на него иные обязанности нормативными правовыми актами муни­ципальных образований. Конечно, эти акты не должны противо­речить Конституции РФ, федеральными законам, законам субъ­ектов Федерации.

Права муниципального служащего, закрепляемые законами субъектов Федерации, являются общими для всех муниципаль­ных служащих независимо от занимаемой должности. К ним относятся, прежде всего, те права, которые необходимы муниципально­му служащему для осуществления им своих должностных полно­мочий.

Должностные полномочия служащего производны от задач и функций органа местного самоуправления, его полномочий, обес­печить исполнение которых и призвана муниципальная служба. Должностные полномочия муниципальных служащих устанавли­ваются нормативными правовыми актами муниципальных обра­зований (положения, должностные инструкции и т.д.).

С целью осуществления муниципальным служащим своих должностных полномочий ему гарантируются следующие общие права:

а)              знакомиться с документами, определяющими его права я
обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качестве
работы;

б)              требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полно­мочий;

в)              получать в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, а также от организаций
независимо от форм собственности необходимой для исполнения
должностных полномочий информации и материалов;

г)              принимать (участвовать в подготовке) решений в соответствии со своими должностными обязанностями и др.             

К общим правам муниципальных служащих относятся также права, связанные с организацией муниципальной службы, с прохождением.

Муниципальный служащий вправе:

а)              вносить предложения по совершенствованию муниципал
ной службы;

б)              знакомиться со всеми материалами своего личного дела;

в)              требовать служебного расследования, для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г)              добиваться продвижения по службе, увеличения размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

д)              повышать квалификацию, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета;

е)              участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности
муниципальной или государственной службы;

ж)              выходить в отставку и др.

Обязанности, также закрепляемые законами субъектов Феде­рации и распространяющиеся на всех муниципальных служащих данного субъекта Федерации, как и их права, призваны обеспечить эффективное осуществление муниципальным служащим своих должностных полномочий.

Муниципальный служащий обязан:

а)              обеспечивать соблюдение и реализацию Конституции РФ,
федеральных законов, конституцию (уставов), законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Федерации, норматив­ных правовых актов соответствующего муниципального образования;

б)              при осуществлении своих задач и функций не выходить за
пределы предоставленных ему полномочий;

в)              обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан;

г)              исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, от­данные в пределах их должностных полномочий;

д)              поддерживать уровень квалификации, достаточный для ис­полнения должностных полномочий;

е)              соблюдать установленные правила внутреннего трудового
распорядка, должностные инструкции и порядок работы со слу­жебной информацией;

ж)              хранить государственную и иную охраняемую законом
тайну; не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с
исполнением должностных обязанностей, затрагивающие част­ную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

Муниципальные служащие как граждане Российской Федера­ции обладают всей полнотой прав, свобод, обязанностей, которые признаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Однако следует иметь в виду, что с муниципальной службой связаны определенные ограничения, которые устанавливаются Законом об основах муниципальной службы (ст. 11).

Как известно, ст. 55 Конституции РФ предусматривает воз­можность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем такие ограничения могут быть установлены только в федеральном за­коне.

Классификация муниципальных служащих.

Согласно Закону об основах муниципальной службы муници­пальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определен­ном уставом муниципального образования в соответствии с фе­деральными законами и законами субъекта Федерации, обязан­ности по муниципальной должности Муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств мест­ного бюджета (ст. 7).

Таким образом, главным признаком муниципального служаще­го является то, что он занимает должность муниципальной служ­бы, исполняет обязанности по этой должности.

К муниципальным должностям муниципальной службы, как уже отмечалось, относятся должности в органах местного самоуп­равления, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей п0 исполнению и обеспече­нию полномочий данного органа местного самоуправления и ответ­ственностью за исполнение этих обязанностей.

Закон не относит к муниципальным служащим лиц, замещаю­щих выборные муниципальные должности. Их статус определяется специальным законодательством.

Не относятся к категории му­ниципальных служащих руководители муниципальных предпри­ятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, а также лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного само­управления и не замещают муниципальные должности муници­пальной службы.

Другой признак муниципального служащего — исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на по­стоянной основе и в порядке, который определяется уставом муни­ципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета, ибо имен­но за счет этих средств финансируется муниципальная служба. При этом минимально необходимые расходы муниципальных об­разований на муниципальную службу должны учитываться орга­нами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.

Классификация муниципальных служащих возможна по раз­личным основаниям.

В зависимости от характера и объема полномочий муници­пальные служащие подразделяются на руководителей и специа­листов.

Руководители — это должностные лица местного самоуправ­ления, выполняющие организационно-распорядительные функ­ции в органах местного самоуправления. К ним относятся руково­дители органов местного самоуправления, их структурных подраз­делений, заместители данных руководителей (назначенный глава администрации муниципального образования, его заместители, начальник (заведующий) отдела, службы, его заместители и др.).

Специалисты обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц местного самоуправления (консультант главы муниципального образования, консультант управления (отдела, службы), главный, ведущий специалисты и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Особенности прохождения муниципальной службы.

Закон об основах муниципальной службы устанавливает, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренным данным Законом.

Порядок поступления и прохождения муниципальной службы устанавливается законами субъектов Федерации в соответствии с федеральными законами, включая и законодательство Российской Федерации о труде.

Информация о работе Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего