Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     Сложная ситуация остается в химическом производстве на ОАО «Пигмент». Индекс производства составил за год 76,5 %, так как по большинству  основных видов выпускаемой продукции  допущен спад производства.

     Для увеличения процента занятости работоспособного населения необходимо обеспечить комплексные  мероприятия по активному внедрению  в производство передовых разработок и достижений научно-технического прогресса, формирование благоприятного инвестиционного климата, большее освоение гражданской продукции на оборонных предприятиях и увеличение ее доли в общем объеме производства. Для новой жизнеспособной структуры промышленности необходима консолидация действий администрации области, города, промышленников и предпринимателей.

     Развитие  промышленного производства в 2006 году было связано с принятием мер  по снижению негативных факторов, сдерживающих дальнейшее наращивание объемов  производства, повышение конкурентоспособности  продукции, с  одновременным развитием инвестиционного потенциала города,  проведением целенаправленной политики его инновационного развития.

     Темпы экономического роста могут достигаться  на основе реформ инновационного и  структурного характера, роста инвестиций, расширения внутреннего потребительского спроса. Важно стремиться к преобладанию инвестиционного спроса над потребительским спросом, когда темпы роста инвестиций опережают темпы потребления, главным образом за счет улучшения инвестиционного климата и реализации конкретных инвестиционных проектов, что является одним из основных направлений развития города на среднесрочную перспективу. Для достижения намеченного, темп роста инвестиций в 2006 году составил 110%.

     Строительный  комплекс в последние годы является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики города. Национальный проект «Доступное и комфортное  жилье – гражданам России», его целевые ориентиры, становятся важной предпосылкой для экономического и  социального развития города.

     В 2005 году началась реализация масштабной программы по сносу ветхого жилья в центральной части города. В 2006 году начато строительство магистральных сетей для обеспечения инженерной инфраструктурой застройки центральной части города. Приоритетным проектом в жилищном строительстве является микрорайон «Московский».

     Администрация города создает условия для привлечения  частных инвестиций в этом секторе  экономики и одновременно контролирует  деятельность бизнеса в данной сфере, проверяя качество его услуг, экологию и строительство новой коммунальной инфраструктуры.

     За  последние годы торговля становится более действенным рыночным регулятором  между производством и сферой потребления. В 2006 году отмечен устойчивый ежемесячный прирост оборота  розничной торговли.

     Оборот  розничной торговли составил 113%. Учитывая специфику города, востребованным остается открытие небольших магазинов.

     В 2006 году грузовыми автотранспортными  предприятиями – владельцами  газовых автомобилей, занимающимися  грузовыми автоперевозками перевезено 760 тыс. тонн грузов, что на 0,9 % больше 2005 года. Особым объектом внимания в городе является работа пассажирского транспорта.

     Основными видами связи в городе Туле являются телефонная и почтово-телеграфная. Состояние связи в городе заметно  улучшилось, хотя темпы развития средств связи недостаточны.

     Политика  городской информатизации строится на основе концепции, утвержденной постановлением главы администрации области  «О развитии информатизации в Тульской области».

     Малое предпринимательство является одним  из самых динамичных и перспективных направлений в развитии всего хозяйственного комплекса города. Развитие малого предпринимательства рассматривается как основной резерв развития экономики, позволяющий:

    - ускорить  экономический рост;

    - повысить  конкурентоспособность;

    - создать новые рабочие места;

    - сократить  бедность.

     Администрация города относит малый бизнес к  числу стратегических направлений  развития экономики города и организует работу на основе реализации новой  городской Программы, действие которой  рассчитано до 2007 года. Развитие малого предпринимательства за 2006 год имеет положительную тенденцию в 2006 году количество малых предприятий увеличилось на 1,5%.

     Современная производственная структура жилищно-коммунального  хозяйства города как отрасль  экономики состоит из четырех подотраслей:

    - жилищное  хозяйство;

    - ресурсоснабжение;

    - благоустройство;

    - бытовое  обслуживание.

     Жилищная  и коммунальная сфера оказывает  огромное влияние на экономическую  ситуацию города, поэтому расходы  на его устойчивое функционирование в бюджете города в 2006 году занимают более 45%.

     Ускорение темпов развития экономики способствует повышению жизненного уровня населения, о чем свидетельствует рост денежных доходов в расчете на душу населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, снижение темпов инфляции. Одним из основных показателей уровня жизни населения является соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума. Важным фактором роста экономики является расширение потребительского спроса за счет повышения реальных доходов населения. 

     В то же время цены на все товары и  платные услуги с начала 2006 года по г. Тулt выросли на 5,3%. В целом по России рост составил 105 %.

       Индекс цен на них составил 107,3%. Опережающими темпами растут  тарифы на жилищно-коммунальные услуги – в среднем на 8,9%, в том числе коммунальные услуги выросли на 9,5%, жилищные услуги – на 5,3%.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     В городе по-прежнему остается проблема своевременной выплаты заработной платы. В общей численности работников, несвоевременно получающих заработную плату 25%, составляют работники строительства, по 4,7% - работники здравоохранения  и предоставления социальных услуг; по удалению сточных вод, отходов и аналогичной деятельности.

     Одной из острейших проблем является сокращение численности населения, вызванное  падением рождаемости и ростом смертности. В текущем году продолжалась негативная тенденция превышения уровня смертности над рождаемостью.

      Главными  задачами социально-экономического развития города на 2006-2010 годы являются:

      - повышение конкурентоспособности  «человеческого капитала» формирование  конкурентоспособной системы образования,  обеспечивающая потребности экономики в квалифицированных специалистах, способных поддерживать научный потенциал области, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация системы здравоохранения и социальной поддержки населения;

      - повышение конкурентоспособности бизнеса – рост эффективного производства, в том числе энергоэффективности и производительности труда, инновационной направленности, создание новых производственных мощностей, обновление основных фондов, привлечение новой квалификационной рабочей силы, выход значительной доли бизнеса «тени» экономики;

      - повышение конкурентоспособности  муниципального управления регулирования  экономики, услуг, управления  муниципальной собственностью.

      Деятельность  органов местного самоуправления города Тулаа в стратегической перспективе направлена на:

    - создание  городской инновационной инфраструктуры;

    - увеличение  объема инвестиций;

    - создание  системы целостной ответственности;

     - формирование репутации Тула  как города права, дела, стандартов  и межкультурного взаимодействия;

     - обеспечение высокой степени  осведомленности горожан, деловых  кругов о стратегии города;

     - создание эффективной системы  подготовки, принятия и реализации  управленческих решений в городе, позволяющей сбалансировать права,  полномочия, функции и ответственность органов власти и обеспечить включенность населения в процесс обсуждения при принятии решений;

     - активное осуществление территориального  самоуправления на уровне двора,  улицы, микрорайона, а также  других форм участия граждан  в местном самоуправлении;

     - поддержание у горожан внутреннего  ощущения успешности. 

     Со  стороны государства важен планомерный  переход от поддержки государством становления власти на муниципальном  уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.[10]

     Необходимо  принятие рамочного федерального закона «О минимальных государственных  социальных стандартах» предусматривающего нормативно-правовой метод формирования бюджетов, при котором расходные полномочия рассчитываются на основе минимальных государственных социальных стандартов. По конституционным гарантиям гражданам и по федеральным мандатам устанавливаются федеральные стандарты, по региональным мандатам – региональные стандарты, по муниципальным обязательствам – муниципальные стандарты. Применение стандартов узаконит фактическое исполнение местным самоуправлением конституционных государственных гарантий. В развитие рамочного закона необходимо федеральных законов о стандартах образования и здравоохранения. А далее – разработка стандартов в сфере ЖКХ, социальной защиты, юридической помощи, культурного обслуживания. Стандарты дадут критерии и мерила для расчета расходных обязательств. Это позволит каждому гражданину не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти. И именно это позволит достичь основной цели реформы государственного устройства – повысить ответственность органов власти и управления всех уровней.

     В сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования  организационным механизмом инициации  и управления развитием, а также  механизмом привлечения ресурсов к  работе по развитию территории является программа. Причем программа не только как принятый документ, имеющий статус директивы, а как механизм взаимодействия участников процесса развития, механизм, соответствующий действующему законодательству. Здесь необходим федеральный закон «О программах комплексного социально-экономического развития», обязывающий все муниципальные образования, включая дотационные, разрабатывать и исполнять программы развития, делающий такие программы составной частью межбюджетных отношений – утверждение программы развития перед утверждением муниципального бюджета на соответствующий год. На основе муниципальных программ развития должна строиться программа развития субъекта Российской Федерации, а на основе программ субъектов – программа развития государства. Важным этапом в создании новых производств и привлечении инвестиций является бизнес-планирование. Профессионально подготовленные бизнес-планы должны быть составной частью программ. Причем в части участия органов государственной власти федерального уровня бизнес-планирование должно осуществляться с участием и под гарантию федерального Правительства, в части участия органов государственной власти регионального уровня – с участием и под гарантии региональных исполнительных властей, в части муниципальной – с участием и под гарантии властей муниципальных. Этот механизм надежно гарантирует привлечение российских и зарубежных инвесторов, особенно в таких сферах экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство, где весьма велики риски. Такова общемировая практика индикативного планирования, и опыт работы по программам развития в отдельных муниципальных образованиях показывает, что эта практика успешно может применяться и в нашей стране.

     Обеспечение местного самоуправления квалифицированными кадрами – это задача, которая  также остается нерешенной. В том числе и по вопросам, связанным с социально-экономическим развитием. Для большинства муниципальных руководителей характерно отсутствие опыта, знаний и, зачастую – желания, для системной работы, направленной на развитие территории.

     Кадровая проблема тесно связана с проблемой технологий. Просто желание и просто грамотности на уровне управленческого ликбеза недостаточно для успешного управления развитием. Необходимы механизмы взаимодействия органа местной власти с другими обязательными участниками процессов развития (региональные органы власти, предприятия). Причем механизмы, апробированные и освоенные на практике.

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики