Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     Общегородское коммунальное хозяйство. Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. В состав дорожной сети входят мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки. В ряде городов есть обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

     Санитарная  очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

     Ливневая  канализация предназначена для  сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические  требования не позволяют объединять ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая "общесплавная" система канализации.

     Инженерная  защита территории необходима городам, расположенным на заболоченных территориях  или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, чтобы защитить подземные сооружения от разрушений. Другой вид инженерной защиты - ограждающие дамбы по берегам рек, необходимые в периоды паводков. Серьезную проблему в ряде городов представляет повышенный уровень сейсмической опасности.

     Уличное освещение и малые архитектурные  формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать  архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

     Зеленое хозяйство во многом определяет облик  города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой  застройки имеют большое оздоровительное  значение, так как очищают и  увлажняют воздух, уменьшают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

     Гостиничное хозяйство. Несмотря на то, что большинство гостиниц в российских городах являются частными, обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.

     Банно-прачечное  хозяйство. Бани принадлежат к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению и особенно востребованы в городах и селах с высокой долей частного сектора. И несмотря на то, что потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся ими, остается существенной. Услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т.п.

     Ритуальное  хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. Несмотря на то, что в большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, муниципальные образования контролируют состояние мест массовых захоронений и качество оказываемых услуг.

     Транспортный  комплекс. Обеспечение населения, предприятий  и организаций города транспортными услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства. Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т.д.), что обусловливает сложности при организации пассажирских перевозок.

     В последние годы в осуществлении  транспортного обслуживания населения  и автосервисе возросла роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.

     Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают такие службы, входящие в состав транспортного комплекса, как транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т.п.

     Важную  роль в жизни города играют объекты  инфраструктуры транспорта: железнодорожные  и автовокзалы, речные и морские  порты, аэропорты.

     Комплекс  потребительского рынка. Торговля и  общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т.п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т.п.). Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана поддерживать рациональное сочетание крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональное размещение торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).

     Бытовое обслуживание населения включает сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотоателье и фотолабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т.д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерного размещения на территории города.

     Строительный  комплекс. Город не может существовать без строительства для городских  нужд, реконструкции и ремонта  ранее построенных жилых и  нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

     Комплекс  общественной безопасности. Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

     Системы информатизации и связи

     В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности услуг связи и информации для населения.

     Итак, на основе изложенного, необходимо сделать  вывод: размещение действующего производства оказывает влияние на развитие любого муниципального образования. Принимаются  ограничения нижнего уровня производства определенного продукта конкретным технологическим способом.

     С учетом перечисленных показателей  оптимизация размещения производств  проводится по различным вариантам, отличающихся дополнительными ограничениями, характерными для того или иного  городского округа. 

     2.2 Состояние инфраструктуры  экономики городского  округа 

     Бюджет  муниципального образования город  Тула за 2010 год по доходам выполнен в сумме 7709,8 млн. руб. или на 99,8 % к  годовому утвержденному плану.

     Таблица 2

     Исполнение  доходной части бюджета

Наименование  вида доходов План года уточненный Исполнение  за 2010 год Процент исполнения к плану года
Налоговые и неналоговые доходы 5418,4 5468,5 100,9
Налоговые доходы 4696,4 4711,5 100,3
Неналоговые доходы 722,0 757,0 104,8
Средства  вышестоящего бюджета 2307,9 2241,3 97,1
- дотации 8,3 8,3 100,0
- субсидии 1090,8                      1080,4 99,0
- субвенции 1208,4 1152,2 95,3
-иные  межбюджетные трансферты 0,4 0,4  
ВСЕГО ДОХОДОВ 7726,3 7709,8 99,8
 

     Исполнение  по налоговым и неналоговым доходам  за 2010 год составило 100,9%. В бюджет города за отчетный период поступило  налоговых и неналоговых доходов в сумме 5468,5 млн. руб., выше запланированного на 50,1 млн. руб.

     Из  вышестоящего бюджета получено средств  по межбюджетным отношениям в форме  дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в сумме  2241,3 млн. руб. или 97,1% к плану года.

     Уровень поступления налоговых и неналоговых  доходов в 2010 году составил 110,1 % к  уровню 2009 года, или на 501,7 млн. руб. больше, в том числе по налоговым доходам  на 386,8 млн.руб., по неналоговым доходам  на 114,9 млн.руб.

     Более 80 % налоговых и неналоговых доходов бюджета обеспечено поступлениями налогов на прибыль, налогов на совокупный доход и налогов на имущество.

     В 2010 году налога на доходы физических лиц  поступило 2782,8 млн. руб. или 50,9% от суммы  поступлений налоговых и неналоговых  доходов. Темп роста поступлений налога в 2010 году, без учета дополнительного норматива отчислений, к 2009 году составил 107,1%, или на 173,9 млн. руб. больше. По дополнительному нормативу отчислений в отчетном периоде получено 158,4 млн.руб. План года выполнен на 100,1%, перевыполнение составило 3,5 млн.руб.

     Кроме того, план года по доходам выполнен по следующим доходным источникам:

     - по налогу, взимаемому в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, исполнение составило  - 100,4%, выше плана на 2,3 млн.руб.,

     - по налогу на имущество физических  лиц - 104,5%, что больше запланированного  на 1,9 млн.руб.,

     - по земельному налогу - 101,7%, или  на 6,0 млн. руб. выше плана,

     - по государственной пошлине - 101,2%, больше запланированного на 2,4 млн. руб.

     - по доходам от продажи материальных и нематериальных активов, исполнение составило 105,7%, или на 10,5 млн. руб. выше плана,

     - по штрафам, санкциям, возмещению  ущерба - 101,4%, что больше запланированного  на 1,2 млн.руб.,

     - по прочим доходам, среди которых,  единый сельскохозяйственный налог, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы - выше плана поступило 2,2 млн.руб.

     По  доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в целом, исполнение за 2010 год составило 105 % или на 21,9 млн.руб. выше запланированного. Перевыполнение сложилось:

     - по доходам в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам, исполнение составило 100,3%, выше плана поступило 0,2 млн. руб.,

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики