Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)
  1. Произошло заметное опережение развития производственного сектора и отставание инфраструктуры, что стало отрицательно сказываться на развитии экономики. Развитые страны стали активно инвестировать в инфраструктурные отрасли. Это процесс “сервизации экономики”.
  2. Углубление общественного разделения труда.
  3. Диверсификация производства.
  4. Рост доходов населения и т.д.

     Инфраструктурные  отрасли обладают определенными  преимуществами:

  1. Малая материалоемкость.
  2. Высокий мультипликационный эффект увеличения спроса на продукцию инфраструктурных отраслей.
  3. Благоприятное влияние на положение в сфере занятости.
  4. Сохранение спроса на продукцию инфраструктурных отраслей в периоды спада и депрессий.
 

1.2 Роль инфраструктуры  как система функционирования  основных отраслей  муниципального сектора   экономики 

     Изначально  понятие «инфраструктура» означало определенную совокупность объектов и сооружений, которые обеспечивали функционирование вооруженных сил. Позднее (в 40-х годах) в зарубежной экономической литературе это понятие начали употреблять для характеристики отраслей, которые обеспечивали развитие материального производства (дороги, мосты, порты, аэродромы, линии электропередач и т.п.).

     «Инфраструктура»  как категория технологического способа производства является совокупностью  базовых отраслей и технико-экономических  отношений между людьми в процессе их деятельности относительно обеспечения условий производства, обращения, распределения и потребления товаров и услуг. Ведь именно в процессе её специализации, кооперирования, обмена деятельностью и других форм технико-экономических отношений осуществляется движение товаров от одного субъекта хозяйствования к другому.

     Инфраструктура  развивается в определенных общественных формах. Такими формами, прежде всего, являются отдельные (государственная, частная и коллективная) и смешанные  типы собственности, которые образуются вследствие объединения двух или больше типов собственности. С учетом этого, современную инфраструктуру можно определить как совокупность базовых отраслей (или материальную основу экономической системы) и совокупность экономических отношений (прежде всего, отношений экономической собственности), которые возникают и развиваются в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности, а также государственного регулирования этих отраслей.

     Сущность инфраструктуры подробно раскрывается в выполняемых ею функциях. Такими функциями являются:

     1) движение разных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) между функционирующими предприятиями  и организациями, производителями  и потребителями;

     2) купля-продажа разнообразных товаров;

     3) обеспечение информацией участников  рынка;

     4) повышение эффективности работы  субъектов рыночных отношений  вследствие их специализации;

     5) организационно-правовое оформление  регулированных рыночных отношений;

     6) отображение экономической конъюнктуры  в общем, важнейших видов рынка  в частности;

     7) содействие процессу государственного  регулирования экономики и контроля  над рыночными процессами.

     8) способствование оказанию населению  услуг для их нормальной жизнедеятельности

     Сущность  инфраструктуры разворачивается в  целостность в процессе использования  основных объектов инфраструктуры или  ее составляющих и элементов.

     Роль  инфраструктуры заключается в следующем:

     1) создает условия для непрерывности  воспроизводства;

     2) обеспечивает связь между фазами  воспроизводственного процесса;

     3) ускоряет экономический оборот;

     4) способствует эффективному использованию  ресурсов региона;

     5) интегрирует региональную экономику  в национальную;

     6) уменьшает накладные издержки (уменьшает  себестоимость).

     Инфраструктура  выступает как результат развития производительных сил общества; она является отражением тех экономических отношений, которые сложились на данном этапе; содержание инфраструктуры определяется единством составляющих её отраслей, а ее функционирование во многом зависит от ресурсов, которыми обладает то или иное муниципальное образование.

     Характеристики  ресурсов выдаются ведущими отраслевыми  институтами городских округов  с учетом анализа состояния на конкретный момент времени. Ограничения  ресурсов сырья балансируются с  потребностью в них городских округов. В качестве регулятора использования сырьевых ресурсов принимались денежные оценки углеводородного сырья на момент проведения исследований.

     Топливно-энергетические ресурсы - ресурсы общего назначения. Оцениваются с учетом сложившегося уровня затрат электроэнергии, топлива.

     Земельные ресурсы. Оцениваются относительно, но с учетом возможной прибыли  от использования земель в сельском хозяйстве.

     Водные  ресурсы - ресурсы общего назначения. Оценку фактора использования воды проводят с учетом потребности ее для технологических нужд: балансированный забор вод, сток вод.

     Трудовые  ресурсы - локальные ресурсы общего пользования. Оцениваются по уровню надбавок к заработной плате в  зависимости от городского округа. Кроме надбавок на заработную плату  устанавливаются ограничения на использования труда конкретной отраслью в данном округе, так как существуют объективные экономические пределы использования этого дефицитного вида ресурсов.

     Капитальные вложения. Особенности этого вида ресурсов находят отражение через коэффициенты, отражающие стоимость строительно-монтажных работ. Эти коэффициенты учитывают специфику каждого города, региона, отражают различия стоимости строительно-монтажных работ.

     Социальная  инфраструктура - один из важнейших  показателей экономического уровня городского округа, характеризующий необходимость строительства объектов городского хозяйства непроизводственного назначения (предприятий торговли, быта, общественного питания, медицинского обслуживания). Эти расходы удорожают строительство и связанны с миграцией населения.

     И социальная инфраструктура, и производственная являются составляющими муниципальной  экономики и являются объектом управления муниципальной экономической политики.

     Термин  «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий "муниципальное хозяйство" (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или "местное хозяйство" (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства). Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, раздел экономической науки, учебную дисциплину. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.

     Муниципальная экономика - это совокупность экономических  ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

     Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами  и процессами на территории - важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.

     Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

     Экономические ресурсы - многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.

     Основу  организации пространственного размещения жилой застройки, объектов городского хозяйства и социальной сферы на территории города составляет инфраструктура.

     Градообслуживающая  сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Оно относится к отраслям непроизводственной сферы. В состав градообслуживающей сферы ( рис. 1) входят:

     - жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);

     - транспортный комплекс;

     - строительный комплекс (жилищно-гражданское  строительство и строительная  индустрия местного значения);

     - комплекс потребительского рынка  (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);

     - комплекс служб, обеспечивающих  общественную безопасность на  территории муниципального образования,  в том числе экологическую;

     - системы управления, связи, информации  и другие организации, обслуживающие  городские нужды.

     Объекты социальной сферы относятся к  городскому хозяйству в той мере, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

     Чем больше город по численности населения  и территории, тем больше услуг  должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д. 

     1.3 Основные проблемы  развития муниципального  сектора экономики  на современном  этапе развитии  России 

     В вопросе формирования института  местного самоуправления в Российской Федерации одно из центральных мест занимает проблема обеспечения экономической самостоятельности муниципальных образований. К сожалению, с момента возникновения де-юре местного самоуправления государство в отношении данного демократического института вело себя крайне непоследовательно, что, естественно, не способствовало успешному развитию муниципалитетов. Политика жесткой централизации финансовых ресурсов, проводимая в Российской Федерации, практически лишила органы местного самоуправления какой-либо экономической самостоятельности, сделав их заложниками бюджетной политики субъектов федерации. Тем не менее, объем собственных расходных полномочий местных органов власти не уменьшился, а наоборот, пополнился дополнительными расходами, возникшими в связи с принятием разнообразных российских законов и законодательных актов субъекта Федерации, не обеспеченных финансовыми источниками. Органы местного самоуправления, как самые близкие к населению органы власти, объективно становятся адресатами для экономических претензий граждан и структур, чьи права оказываются нарушенными вследствие отсутствия финансирования тех или иных законов. К примеру, федеральное законодательство закрепляет право работников правоохранительных органов и судов на предоставление льгот по коммунальным услугам, по оплате проезда в транспорте, по выделению жилья и его телефонизации и т.д. Ни одна из этих льгот не подкреплена реальным финансированием, но тем не менее отказ в их предоставлении является нарушением федерального законодательства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такие решения ложатся тяжелым бременем на предприятия ЖКХ, поскольку их убытки в этом случае никто не компенсирует. Расходы на ЖКХ в бюджетах муниципалитетов занимают очень значительное место. Фактически прямые расходы бюджетных учреждений на оплату коммунальных платежей, расходов на благоустройство территории, средства на возмещение убытков муниципальных предприятий и различного рода компенсации составляют в совокупности около 40 % муниципального бюджета.

     Нормативы, по которым определяется размер финансирования собственных полномочий муниципалитетов  в области ЖКХ, также оставляют  желать много лучшего, поскольку  далеко не в полной мере учитывают  реальные потребности в средствах. Объем средств для финансирования жилищно-коммунального хозяйства рассчитывается на основании федерального норматива на один квадратный метр жилого фонда и единого норматива уровня оплаты коммунальных услуг населением, который не учитывает ни реального технического состояния инженерной инфраструктуры конкретного населенного пункта, ни платежеспособности населения данного поселка, города и т.д. В результате муниципалитеты оказываются изначально в неравных стартовых условиях. В городах, где исторически инженерная инфраструктура ЖКХ более современная, имеются крупные ТЭЦ, использующие современные виды топлива, стоимость коммунальных услуг значительно ниже, нежели в глубинке, где на город с населением 10-15 тысяч человек приходится 10-15 маленьких котельных с ручной загрузкой угля (или дров) в топку. Вдобавок к этому в крупных городах, где имеются большие предприятия, выше платежеспособность населения и ему значительно легче оплатить 90% стоимости коммунальных услуг (к тому же более дешевых), чем жителям небольших населенных пунктов. Администрациям таких населенных пунктов приходится при установлении тарифов на коммунальные услуги снижать планку уровня оплаты населением услуг ЖКХ, увеличивая тем самым нагрузку на местный бюджет, и без того очень дефицитный. Следствием такой политики является катастрофическое положение жилищно-коммунального хозяйства на большинстве территорий страны, приведшее к возникновению ситуации чрезвычайного характера минувшей зимой, когда температура воздуха опустилась далеко не до самой нижней отметки. Бывают морозы и покрепче, и, следовательно, если не попытаться как-то изменить положение, ситуация может повториться.

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики