Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     Производственная  инфраструктура включает в себя отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство и материальные потребности населения: средства связи, транспорт всех видов, водоснабжение, канализацию и т. д. Предприятия производственной инфраструктуры обычно функционируют на коммерческих началах, то есть их развитие так же, как и организаций отраслей специализации, подчинено цели — извлечению прибыли. Содержание деятельности (например, развитие транспортных отраслей) не означает принадлежности предприятия к инфраструктуре. В случае принадлежности предприятия к инфраструктурному комплексу достижение цели становится подчиненным мотивом. В данном случае собственник чаще всего отказывается от получения прибыли от деятельности собственного предприятия в пользу получения большей массы прибыли в других предприятиях,

     составляющих  отрасли специализации. Такое положение  имеет большее обоснование, если предприятие является объектом муниципальной собственности и муниципальных образований (МО), принимает участие в прибылях всех организаций, действующих на данной территории путем присвоения части налоговых поступлений.

     Социальная  инфраструктура представлена отраслями: общее и специальное образование, медицинское обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство и т. д. Особенностью социальной инфраструктуры являются: принадлежность большей части учреждений к бюджетной сфере; локальный характер удовлетворяемых за счет ее функционирования потребностей населения; отсутствие конкурентной среды между учреждениями; непосредственная подчиненность цели — удовлетворению социальных потребностей локального сообщества населения.

     По  форме собственности большая  часть предприятий и учреждений социальной инфраструктуры являются муниципальными, которые за свой счет (средств МБ) организуют производство локальных общественных благ, производимых для удовлетворения потребностей населения данного МО. До сих пор структуру муниципального сектора экономики мы определяли исходя из функционального назначения входящих в ее состав отраслей. Принадлежность к инфраструктуре, как и работа на местный рынок, является признаком муниципального сектора экономики. Но институционную основу формирования данного сектора образует муниципальная собственность. Многофакторность формирования муниципального сектора экономики предопределяет изменчивость ее структуры по времени. В рамках МО могут идти как процессы приватизации или продажи объектов муниципальной собственности, так и выкуп или национализация других объектов. Поэтому структуру МСЭ можно определить только на какую-то дату. Так же во времени решается проблема ее оптимизации. Следовательно, с учетом объективных особенностей и специфики экономики на территории МО, можно определить оптимальную структуру и размеры МСЭ каждого МО. Критерием оптимальности структуры и размеров МСЭ является достаточность мощностей отраслей инфраструктурного комплекса для удовлетворения потребностей экономики МО в производственных услугах, населения — аналогично, в социальных услугах.

     МСЭ, хотя имеет территориальную привязку, прежде всего рассматривается как  совокупность отраслеобразующих хозяйствующих  субъектов, оказывающих услуги населению. Отраслевой состав МСЭ имеет тенденцию  к расширению. В последние годы в составе МСЭ всё большую роль играют инжиниринговые и логистические центры, бизнес-центры. Для характеристики структуры и размеров МСЭ нужно обосновать систему показателей. Интегральная система показателей развития МСЭ является исходной методологической основой для комплексной оценки экономических предпосылок её роста, достигнутого уровня, сложившихся темпов, масштабов изменения, затратности, экономической и социальной эффективности.

     Показатель  уровня развития МСЭ можно группировать по различным признакам: по форме — стоимостные и натуральные; по характеру информации, которую они несут,— количественные и качественные; по месту в системе воспроизводства — ресурсные (трудовые, инвестиционные, материально-технические); эксплуатационные — расходы на оплату труда работников, расходы материально-технических ресурсов; результирующие — социальные, социально-экономические и экономические. Все эти показатели могут быть абсолютными, относительными и удельными (в расчете на одного жителя, работника, на определенную площадь и т. д.).

     Уровень развития МСЭ может быть охарактеризован следующими показателями: объем капитальных вложений, связанных со строительством, реконструкцией, расширением и модернизацией объектов МСЭ; объем финансирования МСЭ из МБ, их удельный вес в бюджетных расходах; масштабы ввода новых мощностей в отраслях МСЭ; стоимость основных фондов МСЭ на душу населения МО, удельный вес мощностей МСУ в экономическом потенциале МО; доля МСЭ в валовом продукте МО.

     Поскольку ядро МСЭ составляет отрасли производственной и социальной инфраструктуры, специфические показатели их развития (так называемые представительные характеристики) также используются для оценки их развития. Так, в системе образования к ним относятся: численность учащихся; число классов-

     составляющих  отрасли специализации. Такое положение  имеет большее обоснование, если предприятие является объектом муниципальной собственности и муниципальных образований (МО), принимает участие в прибылях всех организаций, действующих на данной территории путем присвоения части налоговых поступлений.

     Социальная  инфраструктура представлена отраслями: общее и специальное образование, медицинское обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство  и т. д. Особенностью социальной инфраструктуры являются: принадлежность большей части учреждений к бюджетной сфере; локальный характер удовлетворяемых за счет ее функционирования потребностей населения; отсутствие конкурентной среды между учреждениями; непосредственная подчиненность цели — удовлетворению социальных потребностей локального сообщества населения.

     По  форме собственности большая  часть предприятий и учреждений социальной инфраструктуры являются муниципальными, которые за свой счет (средств МБ) организуют производство локальных общественных благ, производимых для удовлетворения потребностей населения данного МО. До сих пор структуру муниципального сектора экономики мы определяли исходя из функционального назначения входящих в ее состав отраслей. Принадлежность к инфраструктуре, как и работа на местный рынок, является признаком муниципального сектора экономики. Но институционную основу формирования данного сектора образует муниципальная собственность. Многофакторность формирования муниципального сектора экономики предопределяет изменчивость ее структуры по времени. В рамках МО могут идти как процессы приватизации или продажи объектов муниципальной собственности, так и выкуп или национализация других объектов. Поэтому структуру МСЭ можно определить только на какую-то дату. Так же во времени решается проблема ее оптимизации. Следовательно, с учетом объективных особенностей и специфики экономики на территории МО, можно определить оптимальную структуру и размеры МСЭ каждого МО. Критерием оптимальности структуры и размеров МСЭ является достаточность мощностей отраслей инфраструктурного комплекса для удовлетворения потребностей экономики МО в производственных услугах, населения — аналогично, в социальных услугах.

     МСЭ, хотя имеет территориальную привязку, прежде всего рассматривается как совокупность отраслеобразующих хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги населению. Отраслевой состав МСЭ имеет тенденцию к расширению. В последние годы в составе МСЭ всё большую роль играют инжиниринговые и логистические центры, бизнес-центры. Для характеристики структуры и размеров МСЭ нужно обосновать систему показателей. Интегральная система показателей развития МСЭ является исходной методологической основой для комплексной оценки экономических предпосылок её роста, достигнутого уровня, сложившихся темпов, масштабов изменения, затратности, экономической и социальной эффективности.

     Показатель  уровня развития МСЭ можно группировать по различным признакам: по форме — стоимостные и натуральные; по характеру информации, которую они несут,— количественные и качественные; по месту в системе воспроизводства — ресурсные (трудовые, инвестиционные, материально-технические); эксплуатационные — расходы на оплату труда работников, расходы материально-технических ресурсов; результирующие — социальные, социально-экономические и экономические. Все эти показатели могут быть абсолютными, относительными и удельными (в расчете на одного жителя, работника, на определенную площадь и т. д.).

     Уровень развития МСЭ может быть охарактеризован следующими показателями: объем капитальных вложений, связанных со строительством, реконструкцией, расширением и модернизацией объектов МСЭ; объем финансирования МСЭ из МБ, их удельный вес в бюджетных расходах; масштабы ввода новых мощностей в отраслях МСЭ; стоимость основных фондов МСЭ на душу населения МО, удельный вес мощностей МСУ в экономическом потенциале МО; доля МСЭ в валовом продукте МО.

     Поскольку ядро МСЭ составляет отрасли производственной и социальной инфраструктуры, специфические показатели их развития (так называемые представительные характеристики) также используются для оценки их развития. Так, в системе образования к ним относятся: численность учащихся; число классов-

     повышения качества услуг, а не как условие снижения трудоемкости производства. Поэтому в этой сфере доля в численности занятых и в стоимости основных фондов заметно выше, чем ее удельный вес в объеме продукции.

     В число других отраслей вошли предприятия  торговли, бытового обслуживания населения, строительного комплекса; учреждения, оказывающие информационные услуги и т. д., которые находятся в муниципальной собственности. Это прежде всего муниципальные рынки, бани, прачечные, бизнес-центры и т. д. Среди них есть и промышленные предприятия, перерабатывающие предприятия АПК, которые не прошли приватизацию. Бизнес-центры, инкубаторы малых предприятий создаются в результате изменений в характере производительных сил страны. В результате мы этот сектор МСЭ называем нетрадиционным, поскольку они в традиционной структуре МСЭ отсутствовали. В обозримом будущем следует ожидать продолжения приватизации и коммерциализации услуг. В частности, в развитых странах развита система социального заказа, когда муниципальные органы предоставляют бесплатные и льготные услуги, размещая их производство в виде заказа коммерческим организациям [3. С. 61]. Такая форма работы имеет перспективу при организации социальной защиты населения, в системе здравоохранения.

     Каждое  муниципальное образование, с учетом интересов проживающего в его  пределах населения, может определить необходимый масштаб и структуру МСЭ. Считаем, в новых условиях, когда массовая приватизация предприятий, в том числе муниципального сектора позади, поступления от приватизации объектов МС должны идти в местные бюджеты, а не делиться между бюджетами разных уровней, как это происходит. Реализация данного предложения откроет для МО заинтересованность в быстром избавлении от активов, которые их мало интересуют, и сосредоточить средства в тех направлениях экономической деятельности, которые совпадают с вопросами их компетенции.

     Инфраструктура - это структура материально-технических  систем, имеющихся в распоряжении хозяйствующих единиц, которая обеспечивает выполнение ими основных функций. Инфраструктура - это совокупности отраслей в экономике, обслуживающих производство и население.

     Особенности инфраструктуры:

     1) она не учувствует в производстве  натуральных ценностей;

     2) ее основная функция – оказывать  услуги производственного и непроизводственного  назначения;

     3) она носит межотраслевой характер;

     4) большая капиталоемкость и длительный  процесс создания;

     5) сфера с большой долей естественной  монополии, где требуются нерыночные  механизмы регулирования;

     6) пространственная незаменяемость.

     Классификация:

     1) по видам оказываемых услуг  (энергохозяйство, транспорт, торговля, ЖКХ, образование, здравоохранение, наука, управление и др.);

     2) по пространственной принадлежности (инфраструктура отдельных предприятий,  местная, региональная, государственная,  международная);

     3) по территориальной принадлежности (магистральная, региональная, локальная);

     4) по средам пространства (сухопутные, водные, воздушные, космические);

     5) по функциям (производственная, социальная);

     Проблемы  развития инфраструктуры:

  1. недооценка роли и места инфраструктуры;
  2. отсутствие пропорциональности между развитием хозяйства и инфраструктуры (отстает);
  3. несбалансированность различных видов инфраструктур;
  4. остаточный принцип финансирования;
  5. изношенность объектов инфраструктуры;
  6. отсутствие еще невыработанного механизма проведения региональной политики в отношении инфраструктуры.

     Определяя место инфраструктуры в системе  национального хозяйствования следует  заметить: деятельность инфраструктурной составляющей изначально предполагает обслуживание структурных составляющих муниципальной экономики. Но в развитых странах современная инфраструктура развивается более ускоренными темпами, чем структурная составляющая экономики. Это объясняется рядом факторов:

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики