Оптимизация развития муниципального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловил тот факт, что переход к рыночной экономике не поколебал традиционного взгляда на территориальное развитие как на сферу безраздельного доминирования государственного регулирования. Между тем снижающаяся эффективность такого регулирования свидетельствует о том, что дальнейшее игнорирование проблем меры государственного участия в территориальном развитии и его результативности недопустимо. Так же много лет обсуждается проблема отсутствия на муниципальном уровне экономических стимулов и рычагов для самостоятельного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………….......................................................... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ…………… 8
1.1. Понятие и классификация муниципального сектора экономики. 8
1.2. Роль инфраструктуры как система функционирования основных отраслей муниципального сектора экономики………………………………..………………… 17
1.3. Основные проблемы развития муниципального сектора экономики на современном этапе развитии России………………………………………………..………
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ………………………………... 36
2.1. Характеристика экономического потенциала города Тула…………………………………………………...…….. 36
2.2. Состояние инфраструктуры экономики городского округа………………………………………………….……. 43
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ГОРОДА ТУЛЫ…………………… 80
Заключение……………...………………….……………………………. 99
Список использованных источников……...…………………………… 107

Работа содержит 1 файл

Худяков.doc

— 585.50 Кб (Скачать)

     Одним из таких механизмов следует рассматривать  стратегическое партнерство. Стратегический партнер – это предприятие  или организация, которое в силу объективных причин заинтересовано в развитии социальной и производственной сферы на территории муниципального образования, и которое совместно с органами местного самоуправления занимается таким развитием, участвуя в реализации социальных и производственных проектов.

     Его нельзя путать с модным сегодня социальным партнером, участие которого в развитии территории сводится к уплате налогов  и благотворительной деятельности. Интересы, противоречия и возможности  стратегического партнерства должны быть учтены в муниципальной программе комплексного социально-экономического развития с решением кадровых проблем, налоговых и арендных льгот и других нужд предприятия, что и позволит органам местного самоуправления вести речь собственно о партнерстве.

     Важным  звеном является малый бизнес. На государственном  уровне этот сектор экономики призван  решить несколько задач, приоритетной среди которых является политическая задача создания среднего класса, класса собственников и предпринимателей. Для огромного большинства муниципальных образований малый бизнес – это единственный способ выживания и населения и самого муниципального образования как хозяйствующего субъекта.

     Необходимо  участие органов государственной  власти в комплексном социально-экономическом  развитии муниципальных образований, а также в реализации ряда государственных функций: образование, охрана здоровья, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и прочее.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     Проведенное исследование позволяет сделать  вывод о том, что десятилетний период развития института местного самоуправления в Российской Федерации доказал способность при определенных условиях эффективно и последовательно решать большинство накопившихся социальных и экономических проблем, объединяя усилия власти и населения.

     С принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года начался  новый этап реформирования системы  местного самоуправления. Основной задачей  закона является более детальное разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

       Проводимая административная реформа  затрагивает прежде всего огромный  пласт социально-экономических отношений.  В этих условиях особую значимость  и актуальность приобретают проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, а также уровень управления этим сложным процессом.

     Федеральным законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отнесено к вопросам местного значения и является одной из функций местного самоуправления.

     Под комплексным социально-экономическим  развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизнедеятельности муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения  и интересов государства, а также осуществление комплекса действий по утверждению и реализации местных целевых программ; определению муниципальных заказов; согласованию форм участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования; заключение договоров и т.д.

     Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, как относительно целостной социально-экономической  системы, предполагает развитие инфраструктуры, а также хозяйственную деятельность органов местного самоуправления посредством управления муниципальной собственностью и ведением собственной хозяйственной деятельности, а также взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, экономическими структурами различных форм собственности, привлечением жителей к местному самоуправлению, развитие духовной жизни муниципального образования.

     Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует понимать управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам и срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами. Принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются: бюджетный процесс; период полномочий органов местного самоуправления; крупные инвестиционные проекты; местные традиции и особенности.

     Основными этапами управления комплексным  социально-экономическим развитием  муниципального образования являются: сбор и обработка информации; определение  целей; разработка программы; принятие программы; реализация программы в соответствии с  принятым бюджетом; контроль за реализацией программы.

     К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим  образованием относят: население муниципального образования; органы местного самоуправления; органы государственной власти России и ее субъекта относительно их участия в совместных программах.

     В стратегическом развитии муниципального образования заинтересованы все  социальные субъекты и институты, находящиеся  на его территории. Универсальной формой взаимодействия социальных субъектов следует рассматривать социальное партнерство как систему взаимодействия институтов гражданского общества, бизнес-сектора и государства.

     На  развитие муниципального образования  оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы включают в себя, во-первых, объективные условия, возможности воздействия на которые со стороны региональных и местных органов власти в среднесрочной перспективе ограничены – это демографическая ситуация, состояние производства и производственной инфраструктуры; во-вторых, условия, которые формируются под воздействием органов власти региона и муниципального образования – местное налогообложение, эффективность использования муниципальной собственности и бюджетных средств, регулирование хозяйственной деятельности, размещение муниципальных заказов, инженерно-коммунальная инфраструктура, уровень образования и квалификация населения, уровень подготовки кадров муниципального управления и др.

     К внешним факторам относятся условия, отражающие тенденции развития мировой экономики и экономическая ситуация в стране, формируемая правительством. Среди внешних факторов, определяющих возможности развития муниципального образования, особое место занимают система межбюджетных отношений и организация финансовой помощи.

     Анализ  деятельности органов местного самоуправления показывает, что ими используются современные механизмы в управлении комплексным социально-экономическом  развитии муниципального образования: стратегическое планирование, целевые программы, поддержка малого предпринимательства, привлечение инвестиций, партнерство с бизнесом и др., что дает положительные результаты.

     Основой экономического потенциала города является промышленное производство. Промышленный комплекс представлен 324 промышленными предприятиями и производствами, в т.ч. 65 крупными и средними, 135 малыми предприятиями. Оборот крупных и средних организаций в 2006 году составил с темпом роста 130,4%. В общем объеме оборота области на город приходится 56,8%, из которого более 70% занимает промышленное производство. В этой сфере занято 21,4% от числа экономического активного населения города. Высокие показатели деятельности имеют предприятия пищевой индустрии, что имеет важное социальное значение.

     Одним из наиболее динамично развивающихся  сегментов экономики города является строительный комплекс: в 2006 году в  городе действует 7 городских целевых  программ, введено жилья 35,3% от общего ввода жилья в области.

     За  последние годы отмечен устойчивый ежемесячный прирост оборота розничной торговли и составил в 2006 году 113%, востребованным в городе остается открытие небольших магазинов.

     В 2006 году на 0,9% увеличился объем грузооборота, заметно улучшается связь в городе, хотя темпы ее развития недостаточны.

     Развитие  банковского сектора города характеризуется  устойчивой положительной динамикой, как и в целом по России.

     Положительное развитие в городе наблюдается в  сфере малого предпринимательства, что администрация города относит  к числу стратегических направлений в развитии экономики.

     Реформирование  системы городского хозяйства осуществляется в соответствии с «Программой  жилищно-коммунальной реформы в  городе Туле», которая предусматривает  совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, демонополизацию обслуживания жилищного фонда, формирование рынка услуг и договорных отношений, реформирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Жилищно-коммунальная сфера города обеспечивает все социально-экономические вопросы жизнеобеспечения города и оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в городе, поэтому более 45% городского бюджета направляется на его устойчивое финансирование.

     Ускорение темпов развития экономики города способствует повышению жизненного уровня населения, о чем свидетельствует рост денежных доходов в расчете на душу населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Важным фактором роста экономики является расширение потребительского спроса за счет повышения реальных доходов населения, одновременно с повышением эффективности мер по дополнительной социальной поддержке малообеспеченных категорий населения города.

     В целях реализации основных направлений  социально-экономического развития города должное внимание уделяется социально-культурной сфере: в муниципальной системе образования введены принципы нормативного финансирования, началось создание социокультурных комплексов на базе школ №15, 25, 26 в целях обеспечения доступности и качества образования. Учреждениями здравоохранения продолжена работа по рациональному использованию коечного фонда, снижение числа непрофильных госпитализаций. Социальная службы города во исполнение Федеральных законов, осуществляли социальную защиту ветеранов и инвалидов, социальную защиту семьи, материнства и детства, предоставление адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

     Развитие  сферы культуры и искусства города осуществляется на основе городской  Программы «Культура города Тула (2004-2006 гг.)», основной целью которой  является создание условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение единого культурного пространства города, равных возможностей доступа к культурным ценностям для различных социальных групп населения. Реализация молодежной политики направлена на укрепление и развитие сети подростковых и молодежных клубов по месту жительства, а также организация физического воспитания.

     Реализация  экономической и бюджетной политики в городе Туле осуществлялась на основе бюджета города на 2006 год, что позволило  обеспечить достижение конкретных положительных результатов не только в экономике города, но и в решении социальных вопросов для населения, способствовало сохранению в городе определенной социально-экономической стабильности. Исполнение бюджета города за 2005 год представлено: по доходам – 101,4% к плановому заданию и с ростом в 145,5%, в т.ч. собственные доходы муниципалитета в общем объеме поступлений составили 155%, размер доходов от предпринимательской деятельности  – 102%.

     В структуре бюджета города наибольший удельный вес занимали налоги: налог на доходы физических лиц – 24,7%, единый налог на вмененный доход – 15,5%, земельный налог – 12,7%. Уменьшился в 2,7 раза объем налоговых платежей. Увеличиваются расходы  на образование, здравоохранение, культуру и спорт. Основной целью бюджетной политики города является создание условий для функционирования бюджетной сферы, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

     В тоже время в городе еще не мало проблем, для решения которых  необходимо совместные усилия администрации Тульской области, промышленников, бизнеса и населения.

Информация о работе Оптимизация развития муниципального сектора экономики