Организация выборов депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:44, реферат

Описание работы

«Местные советы - это органы местного самоуправления, представляющие сельские, поселковые, городские или внутри городские территориальные громады и осуществляющие от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления определенным законодательством Украины». Местные советы состоят из депутатов, избираемых населением соответствующей территории на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного голосования.

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление.docx

— 27.91 Кб (Скачать)

«Местные  советы - это органы местного самоуправления, представляющие сельские, поселковые, городские  или внутри городские территориальные громады и осуществляющие от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления определенным законодательством Украины». Местные советы состоят из депутатов, избираемых населением соответствующей территории на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного голосования. Порядок проведения местных выборов определён в Законе Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов». Данным законом также определяется предельно допустимая численность местных советов в зависимости от численности населения в соответствующих административно-территориальных единицах. Так, согласно ст.5 упомянутого закона «Общий состав сельского, поселкового, городского, районного в городе совета должен быть в административно-территориальных единицах с численностью населения:

до 3 тысяч –  от 15 до 25 депутатов;

до 5 тысяч –  от 20 до 30 депутатов;

до 20 тысяч –  от 25 до 35 депутатов;

до 50 тысяч –  от 30 до 45 депутатов;

до 100 тысяч –  от 35 до 50 депутатов;

до 250 тысяч –  от 40 до 60 депутатов;

до 500 тысяч –  от 50 до 75 депутатов;

до 1 миллиона –  от 60 до 90 депутатов;

свыше 1 миллиона – от 75 до 120 депутатов»

     Окончательное решение об общем составе местного совета нового созыва принимается соответствующим  советом предыдущего созыва не позднее, чем за 75 дней до дня выборов.

Избранный местный совет считается правомочным  при наличии не менее 2\3 депутатов  от общего состава совета. Если же в  совет избрано менее 2\3 его состава, до избрания необходимого количества депутатов продолжает осуществлять полномочия совет предыдущего созыва.

Срок  полномочий советов всех уровней 4 года. 

     Как уже ранее отмечалось, местные  советы состоят из депутатов. Депутаты же входят в состав постоянных комиссий советов, а также в состав временных  контрольных комиссий, если они созданы. Кроме того, при местном совете функционирует избираемый им на срок своих полномочий исполнительный комитет.

     Местные советы проводят свою работу сессионной. Сессия состоит из пленарных заседаний совета, а также заседаний постоянных комиссий совета.

Сессии  созываются по мере необходимости, но не менее одного раза на квартал.

Первая  сессия новоизбранного местного совета позывается соответствующей территориальной  избирательной комиссией не позднее  как через месяц после избрания совета в правомочном составе. Её открывает и ведёт председатель этой избирательной комиссии.

     Последующие сессии совета созываются сельскими, поселковыми  или городскими головами. Последние  также председательствуют на заседаниях советов во время сессии.

В случае же немотивированного отказа соответствующего головы либо же невозможности им созвать  сессию совета, сессия созывается соответствующим  секретарём местного совета.

     Сессия  совета является правомочной, если в  её пленарном заседании участвуют  более половины депутатов от общего состава совета.

Порядок созыва сессии совета, подготовки и  рассмотрения им вопросов, принятия решений  совета об утверждении повестки дня  сессии и по иным процедурным вопросам, а также порядок работы сессии определяются регламентом совета, утверждаемом не позднее, чем на второй сессии.

Во время  пленарных заседаний ведутся  протоколы сессий, которые подписываются, как правило, головами.

     Сессии  совета проводятся гласно. Однако, в случае необходимости совет может принять решение о проведении закрытого пленарного заседания. Для принятия решения сессии совета достаточно простого большинства голосов депутатов от общего состава совет.

     В межсессионный период депутаты местных  советов работают в постоянных комиссиях. Последние являются органами совета, избираемыми из числа его депутатов для изучения предварительного ознакомления и подготовки вопросов относящихся к его ведению, осуществления контроля за выполнением решений совета, его исполнительного комитета.

     Постоянные  комиссии избираются советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссии. Все иные вопросы  структуры комиссии разрешаются  соответствующей комиссией самостоятельно. Перечень, функциональная направленность и порядок организации работы постоянных комиссий определяются регламентом  соответствующего совета, а также  Положением о постоянных комиссиях утверждаемых советом.

     Постоянные  комиссии подотчетны и подконтрольны  исключительно совету. Параллельно с ними местные советы могут в своём составе образовывать временные контрольные комиссии для осуществления контроля по конкретно определённым советом вопросам. Решение о создании такой комиссии, её названии и задачах, персональном составе комиссии и её председателе считается принятым в том случае, если за это проголосовало не менее одной трети депутатов от общего состава совета. Другие органы местного совета исполнительные не являются структурными, в отличие от комиссий. Однако, они также подотчётны и подконтрольны соответствующим местным советам, и подконтрольны также местным органам государственной исполнительной власти в части выполнения делегированных им полномочий.

     К исполнительным органам  местных советов  относятся их исполнительные комитеты, отделы и  иные органы. Однако, среди всех этих органов наибольший объём проблем местного значения приходится решать исполнительным комитетам.

Исполком  совета образовывается соответствующим советом на срок его полномочий в составе соответствующего головы, его заместителя по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющего делами исполкома, а также руководителей отделов, управлений и других исполнительных органов совета, иных лиц. В состав исполкома местного совета входит также по должности секретарь соответствующего совета.

     Возглавляет исполком соответственно сельский, поселковый, городской голова, районного в  городе совета председатель соответствующего совета. По окончании полномочий совета, головы, председателя районного в  городе совета его исполком осуществляет свои полномочия до формирования нового состава исполкома.

     Количественный  состав исполкома определяется самостоятельно соответствующим советом, а его  персональный состав утверждается советом  по предложению местного головы.

     Основной  формой работы исполкома являются его  заседания, созываемые соответствующим  местным головой, а в случае его  отсутствия или невозможности осуществления  им этой функции заместителем головы по вопросам деятельности исполнительных органов власти по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и  являются правомочными, если в них  участвуют более половины от общего состава исполкома.

На своих  заседаниях исполком вправе принимать  любые решения в пределах собственной  компетенции, определённой непосредственно  в Главе 2 Закона «О местном самоуправлении в Украине». Эта компетенция включает в себя полномочия, относящиеся к  различным сферам жизнедеятельности  территориальных громад. Обобщив  их, можно выделить также группы полномочий исполкомов:

  • в сфере бюджета, финансов и цен;
  • относительно управления коммунальной собственностью;
  • в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи;
  • в сфере строительства;
  • в сфере образования, здраво хранения, культуры, физкультуры и спорта;
  • в сфере регулирования земельных отношений и охраны окружающей природной среды;
  • в сфере социальной защиты населения;
  • в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • в сфере оборонной работы;
  • относительно разрешения вопросов административно-территориального устройства;
  • по обеспечению законности, право порядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.

Кроме того, полномочия исполкомов местных  советов можно также классифицировать на собственные и делегированные государственной исполнительной властью  полномочия. При этом, выполняя делегированные полномочия исполкомы подконтрольны  также соответствующим государственным  органам, делегировавшим им эти полномочия.

Однако, так или иначе, вся компетенция  исполкомов, как и других органов  советов, хоть и опосредовано, но всё же относится к компетенции местных советов.

     Вместе  с тем, Конституция Украины (ст.143 ч.1), Закон «О местном самоуправлении в Украине» (ст.26), другие законы устанавливают  исключительную компетенцию местных  советов, которую составляют вопросы, что могут быть разрешены исключительно  на пленарных заседаниях соответствующего совета. К ним, в частности, относятся  вопросы:

самоорганизации совета и формирования его органов (утверждение регламента, списка и  численности постоянных комиссий, образование  исполкома и т.д.);

организации и функционирования системы местного самоуправления (принятие решения о  проведении местного референдума, решений  об организации проведения референдумов и выборов органов государственной  власти, местного самоуправления и  местных голов, решений о наделении  органов самоорганизации населения  отдельными собственными полномочиями, а также о передаче средств, материально-технических  и иных ресурсов, необходимых для  их осуществления; утверждение устава территориальной громады и т.д.);

экономического  и социального развития территории, бюджета, управления коммунальной собственностью (утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих  административно-территориальных единиц, местного бюджета, учреждение внебюджетных целевых средств, установление местных  налогов и сборов, принятие решений  о выпуске облигаций местного займа и другие полномочия);

осуществление контрольных функций (заслушивание отчёта местного головы о деятельности исполнительных органов совета, вынесение  вотума недоверия местному голове, заслушивание отчётов постоянных комиссий, руководителей исполнительных органов  совета, сообщений депутатов о  работе в совете, рассмотрение запросов депутатов, принятие решений от досрочном прекращении полномочий депутата и т.д.);

иные  вопросы (учреждение СМИ совета, принятие решений об объединении в ассоциации, иные формы добровольных объединений  органов местного самоуправления и  о выходе из них; учреждение муниципальной  милиции; установление правил по вопросам благоустройства территории населённого  пункта, обеспечение в нём чистоты  и порядка, торговли на рынках, соблюдение тишины в общественных местах; утверждение  и увольнение руководителей и  участковых инспекторов милиции; другие полномочия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация выборов депутатов  местных советов, сельских, поселковых, городских голов

     Конституция Украины (ст. 71) определила, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления являются свободными и осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права путем тайного  голосования.

     В соответствии с Законом Украины  «О выборах депутатов местных  советов и сельских, поселковых, городских голов» от 14 января 1998 года (далее Закон), они избираются сроком на 4 года.

     Избирательный процесс осуществляется на основах: свободного и равноправного выдвижения депутатов; равенства возможностей для всех кандидатов в проведении избирательной кампании; непредвзятости к кандидатам со стороны органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и должностных  лиц этих органов; контроля за источниками  финансирования и затратами на избирательную  кампанию; гласности и открытости избирательной кампании; свободы  агитации.

     Эти важнейшие политико-правовые принципы означают, что никому из кандидатов в депутаты не могут предоставляться  какие-либо преимущества по сравнению  с другими, что должны создаваться  равные возможности для всех без  исключения.

     Выборы  депутатов местных советов проводятся по мажоритарной избирательной системе  относительного большинства по одномандатным  избирательным округам, на которые  делится соответствующая территория. Выборы сельского, поселкового, городского головы проводятся по мажоритарной системе  относительного большинства по единому  одномандатному избирательному округу, границы которого совпадают с  границами села, поселка, города.

     Особенность выборов депутатов районного, областного совета состоит в том, что выборы депутатов районного совета проводятся по мажоритарной избирательной системе  относительного большинства по многомандатным избирательным округам, гра­ницы которых совпадают с границами соответствующих сел, поселков, городов районного значения, которые являются административно-территориальными единицами и входят в данный район. Выборы депутатов областного совета проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, границы которых совпадают соответственно с границами районов и городов областного значения, которые входят в состав этой области.

Информация о работе Организация выборов депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов