Особенности подготовки и проведения муниципальных выборов и голосования по отзыву

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует институты непосредственной демократии – местные референдумы и выборы, а также представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, численностью населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п.

Содержание

Введение
1. Муниципальные выборы
1.1 Организация выборов
1.2 Назначение выборов
1.3 Организация избирательных округов и избирательных участков
1.4 Образование и организация деятельности избирательных комиссий
1.5 Правовая природа избирательных комиссий
1.6 Выдвижение кандидатов и их регистрация
1.7 Организация голосования, подсчёт голосов и установление результатов выборов
2. Местный референдум
2.1 Понятие местного референдума
2.2 Статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников местного референдума
2.3 Общие условия проведения агитации по вопросам местного референдума
2.4 Комиссии местного референдума
2.5 Финансовое обеспечение подготовки и проведения местных референдумов
2.6 Определение результатов местного референдума
2.7 Юридическая сила решения, принятого на референдуме
3. Формы прямого волеизъявления граждан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Если  результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование, назначает  повторное голосование.

 

3. ФОРМЫ  ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН 

     К иным формам прямого волеизъявления граждан относятся правотворческая  инициатива граждан, обращение граждан, опрос граждан, публичные слушания, территориальное общественное управление, а также собрания, сходы и конференции  граждан, а также иные формы.

     Сходы, собрания граждан — хорошо известные  российскому местному самоуправлению институты. Их нельзя однозначно назвать  формами прямого волеизъявления граждан. Закон 1995 г. установил, что  сход граждан наделяется правами  представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования. Закон 2003 г. отказался от такого подхода, установив, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции. Сход граждан вправе принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения и дополнения. Кроме того, с целью привлечения дополнительных доходов местного бюджета сходы с правами представительного органа могут принимать решения о разовых добровольных внесениях средств жителями соответствующего муниципального образования.

     Все решения схода являются общеобязательными, за исключением решений о добровольном внесении гражданами собственных средств. Впервые федеральное законодательство уделило внимание процедурным вопросам организации сходов граждан (ст. 25 Закона 2003 г.). Отмечается, что сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход может созываться главой муниципального образования либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек. Проведение схода обеспечивает глава муниципального образования. Он же председательствует на сходе. По решению схода функции председательствующего может выполнять любое другое лицо, избранное его участниками. Решения принимаются более половиной участников схода. Они подлежат официальному опубликованию. В обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления входит обеспечение исполнения решений, принятых гражданами на сходах.

     Жители  иных муниципальных образований  для обсуждения вопросов местного значения, информирования о деятельности органов местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления могут проводить собрания и конференции. Порядок их назначения и проведения определяется уставом муниципального образования. В соответствии со ст. 30 Закона 2003 г. в отдельных случаях конференции осуществляют полномочия собраний граждан. Такие случаи должны быть предусмотрены уставом муниципального образования, актами представительного органа местного самоуправления либо уставами территориального общественного самоуправления.

     Собрание  проводится по инициативе населения, местного представительного органа, главы  муниципального образования, а также  в случаях, предусмотренных уставом  территориального общественного самоуправления. Собрание по инициативе населения назначается представительным органом. Если инициатива организации собрания граждан принадлежит главе муниципального образования или представительному органу, то назначение производится ими. Полномочия собраний граждан определяются уставами муниципальных образований, что не характерно для нового законодательства о местном самоуправлении, стремящегося регулировать подобные вопросы исчерпывающим образом. Объяснение этому возможно найти в том, что решения собраний, конференций граждан не имеют обязательного значения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итоги, надо отметить, что в рамках данной работы более подробно были рассмотрены наиболее основные формы  прямого волеизъявления граждан.

     Так ст. 130 Конституции РФ придаёт референдуму  первостепенное значение, тем самым  подчёркивает, что юридическая сила решений, принимаемых гражданами с помощью местного референдума, выше юридической силы актов органов местного самоуправления на данной территории.

     Местный референдум может использоваться в  двух формах. Во-первых, он может быть использован как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. Правовой основой (источником) регулирования положений о местном референдуме являются федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований.

       Другой непосредственной формой  участия граждан в создании  местного самоуправления являются  выборы. Основное назначение выборов  – организация системы органов  местного самоуправления. В соответствии с п. «и» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

     В части второй ст. 130 Конституции РФ упоминаются и другие формы прямого волеизъявления граждан. Как мы уже отметили, к ним следует отнести общие собрания, (сходы) граждан, конференции. В условиях реформы местного самоуправления общие собрания (сходы), граждан, их конференции приобретают особое значение. Во-первых, это та форма волеизъявления, с помощью которой население может реализовывать предоставленную ему возможность самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Во-вторых, на основании Закона 2003 г. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

     В сферу полномочий муниципального образования  входит установление структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, определение сроков полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, и др.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативные акты

1. Конституция  РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря.

2. Федеральный  конституционный закон от 28.06.2004. № 5 – ФКЗ (в ред. от 24.04.2008). «О референдуме Российской Федерации» //Российская газета. – 2004.-№ 137-Д. -30 июня.

3. Федеральный закон от 12.06.2002. № 67 – ФЗ (в ред. от 30.12.2008). «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Российская газета. – 2002.- № 106. – 15 июня.

4. Федеральный  закон от 6.10.2003. № 131-ФЗ (в ред. от 25.12.2008). «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Российская газета. – 2003. - № 202. – 8 октября.

     Научная и учебная литература

1. Авакьян  С.А. Федеральное Собрание –  парламент России. – М., 1999. - С. 296.

2. Веденеев  Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный  процесс в Российской Федерации:  политико-правовые и технологические  аспекты. // Государство и право.- 1997. -№ 8.- С. 5-13.

3. Выдрин  И.В., Кокотов, А.Н. Муниципальное  право России. – М.: Норма, 1999.- С.328.

4. Выдрин  И.В. Муниципальное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.- С. 320.

5. Дубровина  Е.П. К вопросу о формировании  избирательных комиссий. // Вестник  ЦИК РФ.- 2002.-№ 5.- С.84-93.

6. Замотаев  А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М., 1999. - С. 126.

7. Иванченко  А.В. Избирательные комиссии в  Российской Федерации: история,  теория, практика. – М., 1996. - С.216.

8. Избирательная  реформа: опыт, проблемы, перспективы.  – М., 1993.- С.174.

9. Избирательные  права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995-2000 гг.):В 2 т. – М.: Норма, 2001. – С. 654.

10. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное  право России: Учебник для вузов.  – М.: Юристъ, 2003.- С. 585.

11. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Бондаря Н.С. – М., 2002. - С.307.

12. Постовой  Н.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2000.- С. 334.

13. Руденко  В.Н. Прямая демократия: модели  правления, конституционно-правовые  институты. – Екатеринбург, 2003.- С.354.

14. Торшенко  А.А. Муниципальное право Российской  Федерации: Курс лекций. – Екатеринбург, 1998.- С.276.

15. Шугрина  Е.С. Муниципальное право. –  М., 1999. - С. 269.

Информация о работе Особенности подготовки и проведения муниципальных выборов и голосования по отзыву