Порядок разработки устава муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

Реферат содержит определение таких понятий как устав, расписаны его сущность и содержание, представлен порядок разработки устава муниципального образования.

Содержание

1. Устав, его понятие, сущность, содержание__________________________2
2. Порядок разработки Устава муниципального образования___________5
Список использованной литературы________________________________19

Работа содержит 1 файл

Устав муниципального образования.docx

— 34.38 Кб (Скачать)

     Содержание

1. Устав, его понятие, сущность, содержание__________________________2

2. Порядок разработки Устава муниципального образования___________5

Список использованной литературы________________________________19

 

     

     1. Устав и его понятие, сущность, содержание

     Устав – это подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный акт конкретного муниципального образования; акт долговременного действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ.

     В устав муниципального образования входит:

     -  наименование муниципального образования, его территория, границы и символы.

     - вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования. Также должны быть закреплены вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом переданные в ведение органов местного самоуправления.

     - формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного муниципального образования самоуправления на своей территории (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан).

     - виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

     - экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объектов, находящихся в собственности населения данного образования, порядок управления муниципальной собственностью, конкретные источники финансовых ресурсов (местные налоги, сборы).

     - гарантии местного самоуправления на территории данного муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления, социальные гарантии.

     - ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования перед населением последнего, перед государством и перед физическими и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях.

     - исторические и иные местные традиции и особенности, которые характерны для данной территории, ее населения.

     Итак, устав муниципального образования, занимая не самое высокое место в законодательной иерархии, тем не менее, обладает свойством, выделяющим его из ряда других законодательных актов — способностью служить своего рода нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта Федерации и в целом дают импульс развитию всего законодательства.

     Устав, основной нормативно-правовой акт муниципального образования, является своеобразной малой  конституцией муниципалитета.

     В соответствии с Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для вступления устава муниципального образования в силу необходимо соблюдение нескольких процедур: разработка, принятие, государственная регистрация устава и его официальное опубликование.

     Таким образом, разработка и принятие устава — последовательные стадии единого  нормоустановительного процесса. При  этом следует различать три вида правотворческой деятельности, связанной с разработкой и принятием устава:

     — разработка и принятие устава во вновь образуемом муниципальном образовании;

     — разработка и принятие новой редакции устава в действующем муниципальном образовании;

     — внесение в устав муниципального образования изменений и дополнений.

     К настоящему времени во всех субъектах  Российской Федерации формирование новых видов муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской  округ) завершено, а поэтому большой  интерес представляет подготовка и  принятие новых редакций уставов  действующих муниципальных территорий либо поправок к ним.

     Необходимо  отметить, что в ряде ранее действующих  уставах муниципальных образований, принятых до вступления в силу названного выше Федерального закона, процедура  разработки и принятия нового устава и процедура внесения в изменений  и дополнений в устав отличались друг от друга. Современное законодательство муниципальных образований различий в процедурах разработки и принятия нового устава и внесения изменений  и дополнений в устав не имеет. Анализ уставов муниципальных образований  различных субъектов Федерации  показывает: в муниципалитетах принято  устанавливать единую процедуру  разработки и принятия нового устава муниципального образования и внесения в устав поправок.

     Вместе  с тем, думается, местным законодателям  необходимо учитывать, что устав  муниципального образования является учредительным нормативным правовым актом местного самоуправления, поскольку  с его утверждением связывается  юридическое признание существования  муниципального образования. При этом отдельные положения уставов имеют особое значение, являются базовыми правовыми основами местного самоуправления на соответствующей территории (например, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления и некоторые другие). В связи с этим в уставах необходимо определять, что пересмотр разделов (статей), в которых регулируются вопросы, выражающие концептуальную сущность устава, может осуществляться лишь путем принятия нового устава муниципального образования. Это усилит значимость базовых положений уставов муниципальных образований и повысит его стабильность, даже если процедуры принятия нового устава и внесения в него поправок будут идентичны, так как принятие нового устава более резонансно, общественно значимо, чем простое внесение поправок в устав.

     Такие нормы станут неким аналогом ст. 135 Конституции России, предусматривающей  особый порядок пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ Конституционным  Собранием, в отличие от иных ее положений, которые могут быть пересмотрены в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после  их одобрения органами законодательной  власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. 
 
 
 

     2. Порядок разработки Устава муниципального образования

     Разработка  устава — это начальный (подготовительный) этап на пути введения в действие устава на территории муниципального образования, цель которого — выработка единого  текста устава муниципального образования  и представление его на рассмотрение субъекта, который уполномочен на принятие устава.

     Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что свой устав муниципальное образование разрабатывает самостоятельно. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы не содержат каких-либо требований к процедуре разработки устава муниципального образования. Исключение составляют лишь требования обязательного предварительного обнародования проекта устава и проведения публичных слушаний.

     В местном законодательстве процедура  разработки уставов муниципальных  образований, как правило, также  не получает детальной нормативно-правовой регламентации. Уставы муниципальных  образований содержат в основном только нормы о порядке принятия новых уставов (внесения поправок в  действующие уставы), но не определяют порядок разработки нового устава либо внесения поправок в него. Видимо, это  связано с тем, что общим способом принятия уставов является утверждение  устава представительным органом местного самоуправления, а порядок работы представительного органа определяется им самим в регламенте, ином правовом документе либо на заседаниях. Например, Устав муниципального образования  муниципального округа № 24 (г. Санкт-Петербург) устанавливает, что решение о принятии нового текста Устава или об изменении текста существующего устава принимаются по установленной Регламентом процедуре разработки и внесения поправок в текст Устава не менее чем двумя третями депутатов, присутствующих в момент голосования.

     Правда  в уставах некоторых муниципальных  образований есть нормы, определяющие те или иные вопросы разработки новых  уставов. Так, Устав муниципального образования городского округа «Воркута»  устанавливает, что проект Устава городского округа разрабатывается органами местного самоуправления в порядке, установленном  Советом городского округа, который  предусматривает участие граждан  и всех субъектов правотворческой  инициативы в его обсуждении и  учет предложений по проекту Устава (курсив авт.). Статья 43 Устава города Таганрога (Ростовская область) устанавливает, что  проект этого Устава, проект решения  городской Думы о внесении изменений  и дополнений в Устав города Таганрога  вносятся на рассмотрение городской  Думы Мэром города Таганрога или  при наличии его заключения.

     Выборочный  анализ регламентов представительных органов местного самоуправления показал, что в большинстве случаев  порядок разработки уставов также  не оговорен. Регламенты представительных органов муниципальных образований  в основном содержат лишь общий порядок  разработки решений представительного  органа, который применяется и  в случаях разработки уставов  муниципальных образований (поправок к уставам), так как уставы или  поправки к ним принимаются также  решениями представительного органа.

     Итак, независимо от того, каким актом  определяется процедура разработки устава муниципального образования, можно  увидеть, что стадия разработки устава включает несколько этапов:

     1) правотворческая инициатива — подготовка первоначального текста проекта устава субъектом правотворческой инициативы и внесение его в представительный орган местного самоуправления;

     2) предварительное обсуждение проекта, сбор заключений, предложений и замечаний;

     3) публичные слушания.

     К определению субъектов правотворческой  инициативы решений о принятии нового устава либо внесения изменений в  устав в местном законодательстве нет единых подходов. Так, в соответствии с Уставом Камышловского городского округа (Свердловская область) субъектами правотворческой инициативы внесения в Думу городского округа проекта  Устава городского округа, нормативного правового акта Думы городского округа о внесении изменений в Устав  городского округа являются депутаты Думы городского округа, глава городского округа, контрольный орган городского округа, органы территориального общественного  самоуправления, инициативные группы граждан. Аналогичные положения  содержатся в уставах большинства  других муниципальных образований  Свердловской области.

     Согласно  Уставу города Хабаровска с инициативой  о внесении проекта Устава города Хабаровска, а также проекта решения  о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города Хабаровска может  выступить группа депутатов городской  Думы численностью не менее одной  трети от установленной численности  депутатов городской Думы, мэр  и население города в порядке  правотворческой инициативе. В Волгограде инициатива внесения на рассмотрение городской Думе проекта нового Устава города-героя Волгограда, а также  проекта решения о внесении изменений  и (или) дополнений в Устав Волгограда может исходить от главы Волгограда или от депутатов городской Думы численностью не менее одной трети от установленной численности депутатов городской Думы.

     Таким образом, в отличие от муниципального образования «Камышловский городской  округ», в Хабаровске прáва инициировать принятие нового устава (внесения изменений  в устав) лишены отдельные депутаты представительного органа, органы территориального общественного самоуправления, а  Волгограде — также население.

Информация о работе Порядок разработки устава муниципального образования