Права, обязанности, ответственность государственных и муниципальных служащих. Порядок прохождения службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Государственный служащий - это физическое лицо, граждан РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения.

Работа содержит 1 файл

государственное и муниципальное управление.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

Права и обязанности муниципальных служащих

     Федеральным законодательством не устанавливается  отдельный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих. Федеральный закон содержит перечень ограничений (рассмотренных нами выше), некоторые из которых можно назвать обязанностями муниципального служащего – например, законом установлено, что муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Также муниципальные служащие (в том числе и граждане при поступлении на муниципальную службу) обязаны ежегодно в соответствии с федеральным законом представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

     В соответствии с Федеральным законом  о муниципальной службе (ст.10) полный перечень прав и обязанностей муниципальных  служащих устанавливаются уставом  муниципального образования или  нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации –  то есть определение прав и обязанностей муниципального служащего входит в  компетенцию органов местного самоуправления.

     Тем не менее, общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о  правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса  РФ. На практике складывается ситуация, когда субъекты РФ принимают основные законы о муниципальной службе индивидуально для каждого субъекта, и в результате получается, что права и обязанности служащих устанавливаются органами государственной власти субъектов федерации, а не самими муниципальными образованиями – что явственно противоречит ст.10 ФЗ.

     Поэтому вполне логичнее, было бы определить и закрепить основу правового статуса муниципального служащего – его права и обязанности на уровне федерального законодательства, что позволит избежать не только противоречивость нормативных правовых установлений, но и различных проблем в практической деятельности муниципальных служащих.

В свою очередь, местные органы власти субъектов  федерации вправе дополнить основной список прав муниципального служащего  в региональных, местных и внутриорганизационных  нормативно-правовых актах в зависимости  от социальных, экономических и политических условий в каждом конкретном регионе  и муниципальном образовании. При  этом необходимо учитывать и национальные, региональные, местные традиции и  особенности, развитость институтов государства, гражданского общества, демократии и  многое другое.

     Собственно, по этому пути и пошли законодатели в проекте федерального закона «О муниципальной службе в РФ», где  в ст.13 перечисляются основные права  муниципального служащего, а в ст.14 – основные обязанности. 

Муниципальный служащий имеет право на:

1) обеспечение  надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

2) ознакомление  с должностным регламентом и  иными документами, определяющими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки эффективности  исполнения должностных обязанностей, показателями результативности  профессиональной трудовой деятельности  и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  рабочего времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодных  оплачиваемых основного и дополнительных  отпусков;

4) оплату труда  и другие выплаты в соответствии  с законами, иными нормативными  правовыми актами и трудовым  договором;

5) получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  органа местного самоуправления;

6) доступ в  установленном порядке к сведениям,  составляющим государственную тайну,  если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием  таких сведений;

7) доступ в  установленном порядке в связи  с исполнением должностных обязанностей  в государственные органы, органы  местного самоуправления, общественные  объединения и иные организации;

8) ознакомление  с отзывами об его профессиональной  трудовой деятельности и другими  документами до внесения их  в личное дело муниципального  служащего, материалами личного  дела, а также на приобщение  к личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов;

9) защиту сведений  о муниципальном служащем;

10) должностной  рост на конкурсной основе;

11) профессиональную  переподготовку, повышение квалификации  и стажировку в порядке, установленном  федеральными законами и законами  автономного округа;

12) членство в  профессиональном союзе;

13) рассмотрение  индивидуальных трудовых споров  в соответствии с настоящим  Законом;

14) проведение  по его заявлению служебной  проверки;

15) защиту своих  прав и законных интересов  на муниципальной службе;

16) иные права,  установленные федеральными законами. 

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать  Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации,  Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры, законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, устав муниципального образования и иные правовые акты органов местного самоуправления и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять  должностные обязанности в соответствии  с должностным регламентом;

3) исполнять  поручения соответствующих руководителей,  данные в пределах их полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации;

4) соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы  граждан и организаций;

5) соблюдать  трудовой распорядок органа местного  самоуправления;

6) поддерживать  уровень квалификации, необходимый  для надлежащего исполнения должностных  обязанностей;

7) не разглашать  сведения, составляющие государственную  и иную охраняемую федеральным  законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся  частной жизни и здоровья граждан  или затрагивающие их честь  и достоинство;

8) беречь муниципальное  имущество, в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

9) представлять  в установленном порядке предусмотренные  федеральным законом сведения  о себе и членах своей семьи,  а также сведения о полученных  им доходах и принадлежащем  ему на праве собственности  имуществе, являющихся объектами  налогообложения, об обязательствах  имущественного характера (далее  - сведения о доходах, о имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о  выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать  ограничения, выполнять обязательства,  не нарушать запреты, установленные  федеральными законами, настоящим  Законом и иными законами автономного  округа, уставом муниципального  образования, а также соблюдать  требования к служебному поведению,  установленные федеральными законами, настоящим Законом и иными  законами автономного округа, уставом  муниципального образования, иными  нормативными документами;

12) сообщать работодателю  о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, принимать меры по  предотвращению такого конфликта;

13) соблюдать  иные обязанности, установленные  федеральными законами.

     Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При  получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный  служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности  данного поручения с указанием  положений законодательства, которые  могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого  поручения в письменной форме. В  случае подтверждения руководителем  данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения.

     В случае исполнения неправомерного поручения  муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут  дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность в соответствии с федеральными законами.

     Уставом муниципального образования, а также  нормативным правовым актом органов  местного самоуправления могут быть предусмотрены иные права муниципального служащего, не противоречащие федеральным  законам, законам автономного округа, настоящему Закону. 

     Ответственность муниципального служащего 

     1. За совершение дисциплинарного  проступка - неисполнение или  ненадлежащее исполнение муниципальным  служащим по его вине возложенных  на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие  дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с муниципальной службы  по соответствующим основаниям.

     2. Муниципальный  служащий, допустивший дисциплинарный  проступок, может быть временно (но не более чем на один  месяц), до решения вопроса о  его дисциплинарной ответственности,  отстранен от исполнения должностных  обязанностей с сохранением денежного  содержания. Отстранение муниципального  служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

     3. Порядок применения  и снятия дисциплинарных взысканий  определяется трудовым законодательством. 
 
 

Порядок прохождения государственной  службы

     Прохождение государственной службы государственным  служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную  службу, продолжающийся всё время  исполнения полномочий по должности  и заканчивается прекращением служебных  отношений, т.е. оставлением должности.

     Прохождение государственной службы государственным  служащим заполняется определёнными  юридически значимыми действиями.

     К этим юридически значимым действиям  относятся:

     1) исполнение служащим должностных  полномочий;

     2) продвижение по службе, порядок  присвоения чинов, рангов;

     3) порядок прохождения аттестации;

      4) порядок оставления государственной  службы. 

1) исполнение служащим должностных полномочий.

Информация о работе Права, обязанности, ответственность государственных и муниципальных служащих. Порядок прохождения службы