Реформа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день в России сложилось ситуация, которая сопровождается существованием противоречий и постоянным обострением проблем в политической, экономической, и социальной сферах общественной жизни. В этих условиях определяющим фактором стабилизации выступает использование потенциала самоорганизации и местного самоуправления. Основным уровнем территориальной и экономической организации местных сообществ являются муниципальные образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Концепция реформы и её истоки…………………………………………..4
1.1 История местного самоуправления в России…………………………………..4
1.2 Модель местного самоуправления в Федеральном законе
от 06.10.2003 г. №131-ФЗ……………………………………………………………..11

Глава 2. Основные выводы и предложения по улучшению
Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ………………………………….14

2.1 Результаты реализации реформы………………………………………………14
2.2 Модернизация существующей системы местного
самоуправления……………………………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………………….24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 59.11 Кб (Скачать)

     5. В части разграничения предметов  ведения необходимо уйти от размытых формулировок в определении вопросов местного значения. В тех сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципальные образования части функций в таких сферах, как предотвращение терроризма, чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка, без должного обеспечения и конкретизации создает недопустимые риски снижения уровня безопасности граждан.

     Одновременно  имеет смысл усилить гибкость в определении вопросов местного значения путем разделения их на обязательный и факультативный списки. В обязательный должны быть включены только базовые вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципалитетов соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, потребность в решении которых возникает у муниципального сообщества, могут определяться в качестве вопросов местного значения в уставе муниципального образования.

     6. Движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов. Следует рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами на долгосрочной основе дополнительных налоговых источников, стимулирующих муниципалитеты к работе над собственной доходной базой. Это позволит в перспективе расширить налогооблагаемую базу не только для местных, но также для федерального и региональных бюджетов.

     7. Обеспечение баланса свободы муниципалитетов и соблюдения государственного интереса невозможно без определения институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и шире – форм взаимодействия государственных и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.

Этим  же целям должно послужить и совершенствование  механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через  упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Местное самоуправление представляет собой  один из важнейших институтов современного общества.

     Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации  граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия  граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической  системы (восполняя пробелы рынка  в части оказания услуг жителям  и координации хозяйственной  деятельности).

     Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам  возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

     Реальное  и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые  в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

     Рассматривая  местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной  базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти.

     С точки зрения организации местного самоуправления необходимо отметить следующее. Новым законом введена единообразная двухуровневая структура муниципальной власти: на нижнем уровне находятся поселения, на более высоком — городские округа и районы. Закон четко определяет, как распределены функции между уровнями. Кроме того, в нем зафиксирован список функций, которые могут быть делегированы с государственного уровня на местный.

     В настоящее время российское местное  самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии.

     Во-первых, в декабре 2011 г. отмечается 18-летие  действующей Конституции Российской Федерации, заложившей основы новой  модели организации местного самоуправления в стране. 18 лет – срок, небольшой  в общеисторическом масштабе, но значительный для развития современного нового общественного  института. За прошедшее с тех  пор время были созданы законодательные  основы местного самоуправления (причем принятие федеральных законов в 1995 и 2003 гг. дает почву для сравнительного правового анализа даже в сугубо федеральном разрезе), сформирована его финансово-экономическая база (пусть пока явно недостаточная), накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

     Во-вторых, 1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения должны вступить в силу на территории каждого  из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии).

     В результате проведенной реформы  вместо 12 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 2003 г., было образовано около 25 510 муниципальных образований.

     Новый Закон детально регламентирует систему  органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только исполнительных, но и представительных органов, а  также главы муниципального образования  во вновь образованных муниципальных  образованиях. Не допускается совмещать  должности главы представительного  органа и главы местной администрации. Таким образом, в системе органов  местного самоуправления предполагается реализовывать конституционный  принцип разделения властей на представительную и исполнительную. Также закон  регламентирует административную и  финансовую самостоятельность муниципальных  образований, и возможность участия  населения в вопросах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых  условий для приближения власти к населению, формирование гибкой системы  управления, хорошо приспособленной  к местным условиям и особенностям и развитие инициативы и самостоятельности  граждан.

     Несмотря  на наличие в новом законе целого ряда удачных идей, весь закон (как  и сама предложенная концепция реформирования местного самоуправления) подвергался  и продолжает подвергаться серьезной  критике. Сомнения, прежде всего, вызывает наделение правами муниципальных  образований сельских и городских  поселений, ранее не являвшихся таковыми. По мнению критиков, в существующей экономической ситуации малочисленные  муниципальные образования (в первую очередь сельские) не могут быть самостоятельны ни финансово, ни организационно и в своих действиях будут  полностью зависимы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления муниципальных районов. Тем более, что внесенные уже по ходу проводимой реформы изменения в бюджетное  и налоговое законодательство, не решили данной проблемы.

     Серьезные претензии высказывались также  по поводу заметного увеличения возможности  государственных органов и должностных  лиц вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления и даже прямо подменять их. Существует мнение, что многие положения нового Закона существенно ограничивают самостоятельность местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. Неоднозначно оцениваются также вводимые законом механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

     Таким образом, ответственность за реализацию муниципальной реформы перекладывается  с федеральной власти на региональную. По ходу реализации подготовительных мер к началу функционирования новой  модели местного самоуправления в России в Закон о местном самоуправлении 2003 года и ранее вносился ряд изменений  и дополнений. Некоторые из них  носили лишь уточняющий характер, другие же достаточно серьезно меняли саму заложенную в Закон концепцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

Нормативно-правовая база 

     1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

     2. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года. Ст.1.

     3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.// Собрание законодательства РФ. 1995

     4. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г.// Собрание законодательства РФ. 2003

     5. Федеральный закон " О муниципальной службе в РФ" от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2007 

Литература 

     1. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право. 2008. – №2.

     2. Андреев С.С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление. 2008. №1.

     3. Аникин Л.С. Местное самоуправление и власть в постсоветской России. // Философия и власти. Саратов. 2007.

     4. Бондарь Н.С. Муниципальное право Р.Ф.. Учебник. / Под ред. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юнити; Закон и право. 2009.

     5. Васильев В.И. "Местное самоуправление: закон четвертый"// "Журнал российского права", № 1, 2009

     6. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 2007. - №9.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реформа местного самоуправления