Система государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:19, реферат

Описание работы

Государственная администрация - самая большая, самая мощная часть государственной машины. Она непосредственно распоряжается огромными бюджетными, природными и иными ресурсами страны. В ее системе работает около 9/10 всех государственных служащих. Государственной администрации прямо подчинены почти все существующие средства физического принуждения: войска, милиция, полиция, контрразведка, исправительно-трудовые учреждения, психиатрические больницы и т.д. Власть, которой она обладает, - административная власть - огромная социальная сила. Ее правильное использование серьезно способствует тому, чтобы страна стала процветающей. Субъективизм, некомпетентность, произвол, злоупотребления при осуществлении государственной власти приносят обществу колоссальный вред. В демократически организованном обществе формирование и деятельность государственной администрации должны быть четко, полно урегулированы правом. Особенно велико его значение в России, где такие факторы, как большая территория, значительные природные ресурсы, многонациональный состав населения, исторические традиции обусловили особое значение государственной администрации (административной власти).

Содержание

Введение

1. Система государственного управления

1.1 Государственное управление

1.2 Государственное управление как система и процесс в современной России

2. Правовые формы и методы и государственного управления

2.1 Методы государственного управления

2.2 Формы государственного управления

Заключение

Работа содержит 1 файл

Система гос. управления.docx

— 49.22 Кб (Скачать)

Второе обстоятельство связано с тем, что, как это  уже отмечалось при общей характеристике социального управления, последнее  во всех своих проявлениях органически  связано с упорядочивающим воздействием на определенный объект. Говоря же о  государственном управлении, акцентируется  его исполнительное назначение. В  связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие  с исполнительством?

Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной  и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного  аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При  этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько  в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь  содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс  исполнения.

Конечно, и сам  законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии  взять на себя данную функцию в  полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся  в упорядочивающем, т.е. постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо  законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость  в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение -- это, в  рассматриваемом аспекте, и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие  и исполнительство полностью  совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения -- законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта) Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 8-9.

Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности социального  управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации в ее современном виде и, конечно, не только для советского периода развития нашего государства вплоть до распада  СССР. В своих основных проявлениях  государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия  на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется на иных социально-политических и экономических  основах. Имеется в виду прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию видного теоретика французского административного права Г. Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, т.е. государственное содержание; государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению См.: Брэбан Г. Французское административное право. М,. 1988, С .30..

Есть еще один существенный вопрос, относящийся к  общей характеристике системы и  механизма государственного управления сложившихся в дореформенный период. Так, практика государственного управления экономикой уже в 60-е годы была подвергнута серьезному критическому анализу: именно в этой сфере фактически преобладали элементы ничем не ограниченного вмешательства «сверху» в производственную деятельность предприятий (система директивного планирования, обязательных поставок, адресных заданий и т.п.), в результате чего последние были лишены необходимой самостоятельности.

Что же в действительности скрыто за словами «административно-командная  система»? Буквально они означают функционирование «управленческо-командной  системы». При этом подразумевается  нормальная система управления, ибо  без «команд», т.е. реализации юридически-властных полномочий, которыми наделены все  субъекты государственного управления, они не могут действовать. Невозможно в подобной ситуации само практическое управление, т.е. администрирование.

Таким образом, отождествление системы государственного управления с так называемой «административно-командной  системой» не имеет прочных методологических обоснований. Тем не менее, как это  будет показано далее, сама по себе данная проблема не исчезла. Ее отголоски  проявляются в той или иной форме и в наши дни.

 

1.2 Государственное  управление как система и процесс  в современной России

Понятие «государственное управление» характеризует область  научного знания и вид социального  управления - сферу практической деятельности, связанную с решением проблем  государственной организации и  регулирования общественной жизни. Это организующе-регулирующее воздействие  государства может быть подразделено на две составляющие - политическую и административную. В рамках первой - политического управления - решаются вопросы что, зачем и почему? Вторая представляет более конкретное проявление собственно государственного управления, решающего вопросы как и при помощи чего? В этом смысле оно именуется некоторыми авторами административно-государственным управлением. Однако в таком термине заложена этимологическая путаница. Действительно, латинское «administration» означает не что иное, как управление. Совмещение этих двух слов равносильно тому, что характеризовать железо определением железное Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право, 2006, № 6 С. 3 - 5..

Существуют два  полярных подхода к вопросу о  соотношении понятий «политика» и «государственное управление». Один в утрированном виде состоит в  том, что политику следует изгонять отовсюду, т.е. минимизировать ее роль. Другой рассматривает государственное  управление лишь как механизм воплощения политического курса, сформулированного  высшими органами власти. И если первый подход превозносит свободный  рынок и экономические методы регулирования, то второй отстаивает создание централизованной системы руководства и усиление мер административного воздействия. Истина, как это чаще всего бывает, лежит посередине.

Между политическим и государственным управлением  имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна, в том смысле, что чувствительна  к общественному мнению, настроениям  широких масс людей, их сиюминутным  устремлениям, подвержена влиянию текущих  событий, зависит от предпочтения тех  или иных лидеров, социальных интересов  и т.п. Государственное управление более рационально, т.е. функционально  организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих понятия начала вытекают не только из особенностей государства как политического института, но и из властного характера его организационной деятельности.

Можно выделить три структурных уровня организации  государственного управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации Колдин В.Я. Перспективы развития законодательства// Вестник Московского Университета серия «Право» №6 2006, С. 3 - 17..

Таким образом, государственная администрация  в теоретических представлениях находится вне сферы политики, тогда как государственное управление на институциональном уровне политично  и основано на учете разнообразия конфликтующих интересов, идей и  целей. Профессионально ориентированная область государственного управления сосредоточена именно на административном уровне и является как бы посредником между сильно политизированным институциональным и аполитичным бюрократизированным технологическим уровнями.

С научных позиций  рациональное объяснение природы и  сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой. Система  государственного управления образуется подсистемами целей и принципов  осуществления государственно-властного  воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата, систему государственной  бюрократии, совокупность реализуемых  ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а  также прямые и обратные взаимосвязи  между субъектами и объектами  управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот  и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную  с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий  и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется  определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной  властью.

Изучение социальной среды, в которой реализуется  государственное управление, на которую  оно влияет и которое в свою очередь оказывает на него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов  на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы  влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при реализации государственного управления Колдин В.Я. Перспективы развития законодательства// Вестник Московского Университета серия «Право» №6 2006, С. 3 - 17..

Гражданское общество - не что иное, как свободная и  относительно независимая от государства  общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники  культурной инициативы людей. Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от государственного аппарата. Подтверждением данного положения  является то, что самые различные  течения общественной мысли доказывают невозможность демократии, если гражданское  общество неавтономно по отношению  к государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия  здесь практически невозможна.

Применительно к современной России в государственном  управлении можно отметить причудливое  переплетение двух противоречивых тенденций. Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении государственного сектора экономики, превращении государства в одного из - хотя и наиболее влиятельного - субъектов регулирования общественных процессов. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач государства в силу создания рыночной инфраструктуры, формирования новых законодательных и иных нормативно- правовых процедур социальных, экономических и политических отношений, необходимости регулировать становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного управления, особенно если он не замещается самоуправленческими механизмами гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени всегда присутствуют в переходном обществе Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право, 2006, № 6 С. 3 - 5..

Государственное управление на основе беспристрастной  законодательно выверенной системы  и современных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный и протяженный во времени  процесс. Он имеет много различных  аспектов. Один из них - развитие теории государственного управления, способной  не только дать научно обоснованную методологию  изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов.

В начале XXI столетия формационные преобразования в развитии российского государства - смена  общественно-политического строя  и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы  и масштабы мирового научно-технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость  кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств  государственного управления. Поэтому  требуется решительный пересмотр  стереотипов мышления, сложившихся  в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности Там же.

Для России с  ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к  мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма  вполне реальна долгосрочная перспектива  научного и эффективного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления  эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию.

Информация о работе Система государственного управления