Система местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное изучение системы местного самоуправления в процессе ее становления в Тюменской области.
Для достижения этой цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;
- проследить за нормативным регулированием порядка формирования органов и осуществления местного самоуправления;
- ознакомиться с функцией органов местного самоуправления в соответствии с нормативными актами;
- изучить организацию деятельности представительного органа местного самоуправления
- ознакомиться с организацией исполнительного органа местного самоуправления
- проанализировать итоги социально-экономического развития города в условиях местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

     Население может избрать не одного, а нескольких должностных лиц (наряду со старостой  казначея) либо сформировать периодически действующий орган (конференцию) с контрольными полномочиями.

  Областное  законодательство определяет следующую  систему организации местного  самоуправления. Право на местное  самоуправление  может осуществляться  в двух формах:

     1. в форме непосредственного волеизъявления  путем участия жителей муниципального образования  в местном референдуме, в сходах граждан, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;

     2. через представительный орган  местного самоуправления, избираемый  населением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Нормативное регулирование порядка формирования органов и осуществления  местного самоуправления 

     Рассмотрим  четыре существующих формы организации  местного самоуправления:

      - осуществление местного самоуправления  посредством местного референдума;

     - осуществление местного самоуправления посредством схода граждан;

     - осуществление местного самоуправления  посредством выборов органов  и должностных лиц местного  самоуправления;

     - осуществление местного самоуправления  через представительные органы.

     Согласно  ст.22 федерального закона “ Об общих принципах организации

местного  самоуправления в Российской Федерации” и ст.19 Закона Тюменской 

области “О местном самоуправлении” по вопросам местного значения может проводиться  местный референдум.

       Ст. 2 Закона Тюменской области   “О местном референдуме”  конкретно указывает,  какие именно вопросы могут быть вынесены на референдум в муниципальных образованиях Тюменской области:

     -  устав муниципального образования;

     -  объединение с другими муниципальными  образованиями;

     -  выход из объединенного муниципального образования;

     -  формы осуществления местного  самоуправления;

     -  структура органов местного самоуправления;

     - досрочное прекращение полномочий  органов и  выборных  лиц  местного самоуправления;

     - изменение границ административно-территориальных  и муниципальных      образований;

     -   строительство социально-культурных  и промышленных объектов;

     -  запрещение строительства и эксплуатации  объектов, наносящих вред   окружающей  среде;

     -  планы и программы развития  территорий;

     -  необходимость введения местных налогов и сборов;

     - изменение профиля объектов и  предприятий муниципальной собственности;

     -  отчуждение муниципальной собственности  [5, с.26].

     Этот  перечень не является закрытым, на референдум могут выноситься также вопросы  местного значения, указанные в ст.9 Закона Тюменской области и ст.6 ФЗ.

           Инициатива проведения местного  референдума может исходить:

- от  представительного органа местного  самоуправления;                                                   

- от  населения муниципального образования [6, с.6].

- от  главы местного самоуправления [6, с.7]. Это вытекает из анализа абзаца 2  статьи 19 Закона “О местном самоуправлении”, который гласит: ”Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом или главой местного самоуправления по собственной инициативе ...”, т.е. глава местного самоуправления может принять решение о проведении местного референдума по собственной инициативе.

     Право принятия решения о назначении местного референдума в соответствии со ст. 10 Закона “О местном референдуме” принадлежит только представительному органу местного самоуправления [6,  с.5] , а в соответствии сост.10 закона “О местном самоуправлении” решение о проведении референдума может принимать и глава местного самоуправления [5, с.26].

     В указанных законах  по-разному  определено и число голосов  членов муниципального образования, необходимое  для назначения референдума по инициативе населения. Так, ст. 10 Закона “О местном  самоуправлении” устанавливает  это число в виде  не менее чем 10%  членов муниципального образования,  обладающих избирательным правом, а ст.11 Закона “О местном референдуме в Тюменской области” устанавливает обязательность назначения референдума по требованию не менее 5% от числа  членов местного сообщества, обладающих избирательным правом. Причем Уставом муниципального образования может быть установлено иное число голосов граждан, при котором назначение референдума обязательно.

     Ст. 22  ФЗ “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ” не устанавливает минимального числа голосов, это определятся “в соответствии с уставом муниципального образования” [4, с45]. Вместе с тем, п.6 этой статьи гласит, что порядок назначения местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования   в соответствии с законом  субъекта РФ. Таким образом, когда в муниципальном образовании нет устава, представительный орган обязан принять решение  о назначении референдума по требованию не менее чем 5% населения. Закон Тюменской области установил минимум голосов 10%, что  по-видимому означает, что в Уставе муниципального образования, принятом в соответствии с этим законом, это число не может быть менее 10%. Хотя с другой стороны приоритет - за федеральным законом.

     Для назначения референдума по инициативе населения необходимо собрать подписи членов местного сообществ под требованием о проведении местного референдума.

       Для сбора подписей граждане  могут образовывать инициативные  группы путем проведения собрания  граждан по месту проживания  на определенной территории. Инициативные группы регистрируются постановлением главы муниципального образования, с момента получения которого инициативная группа имеет право  осуществлять сбор подписей [6, с.5].

          Необходимое число подписей должно  быть собрано в течение 20 дней. По истечении этого  срока сбор подписей прекращается. Если подписей собрано меньше, чем определено в Уставе муниципального образования, то  в следующий раз вопрос может быть вынесен на референдум  не менее чем через 12 месяцев.

     Требование  о проведении местного референдума может быть отклонено представительным органом местного  самоуправления только в случае нарушения  Закона “О местном референдуме”. Решение о проведении местного референдума доводится до сведения населения. Для проведения местного референдума  главой местного самоуправления образуется комиссия местного референдума, не менее половины членов которой должен назначить представительный орган местного  самоуправления. О принятом на референдуме решении население информируется не позднее чем через 7 дней со дня окончания голосования [6, с.6].

       С момента официального опубликования  (обнародования) решение вступает  в силу и является обязательным  для исполнения органами и  должностными лицами местного  самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории  муниципального образования, утверждения решения не требуется.

     Например, на референдум  может быть вынесен  вопрос о необходимости введения местных налогов и сборов. В  то же время, в компетенцию представительного органа местного  самоуправления входит установление местных налогов и сборов. Таким образом, в случае принятия  референдумом решения  о необходимости введения местного налога представительный орган обязан своим решением установить такой налог.

       Утверждения принятого на референдуме решения не требуется, изменено или отменено оно может быть только референдумом.

     В муниципальном образовании для  решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Сход граждан может осуществлять полномочия представительного органа в тех муниципальных образованиях, где число жителей, обладающих избирательным правом  не превышает 150 человек [5, с.20].

       Сход граждан созывается главой  местного самоуправления не реже  двух раз в год по своей  инициативе. Также члены муниципального образования могут потребовать созыва схода.  Такое требование должно исходить не менее чем от 10% членов муниципального образования, обладающих избирательным правом.   

     Сход  признаётся правомочным при участии  в нём более 50% членов муниципального образования, обладающих избирательным правом. Каждое муниципальное образование вправе определить в своем Уставе порядок созыва и проведения схода [5, с.20].

           Таким образом, согласно  Закону  “О местном самоуправлении”,  сход граждан может существовать только в качестве альтернативы представительному органу местного самоуправления. При этом полномочия схода несколько шире по сравнению с полномочиями представительного органа.

     К исключительным полномочиям схода  относятся:

    - принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

-     утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

-     установление местных налогов и сборов;

    - утверждение программ и планов комплексного социально-экономического    развития территории и заслушивание отчетов об их исполнении.

          Решения, принятые на сходе,   не могут быть отменены или  приостановлены главой муниципального  образования. Для их  изменения   или отмены необходимо созывать  сход. Если принятое на сходе решение противоречит действующему на момент его принятия законодательству, то оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в  суд. [5, с.28].

          Выборы – одна из форм осуществления  местного самоуправления, непосредственное  выражение воли населения. Уставы муниципальных образований регулируют  выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок создания формируемых органов местного самоуправления.

           Кандидаты для избрания в органы  местного самоуправления  могут  выдвигаться  самыми разными субъектами: от местных отделений политических партий и движений  до небольших групп избирателей, вплоть до самовыдвижения кандидатов.

     Cогласно  п.4 ст. 25  Закона Тюменской области  “О выборах органов и должностных  лиц местного самоуправления” проживание кандидата  на территории муниципального образования является обязательным только в том случае, если это установлено в Уставе муниципального образования. Глава XI Устава  г. Ялуторовска ценза оседлости не устанавливает. Так, главой города может стать любой гражданин России, достигший 21 года, обладающий  избирательным правом (п.2 ст.58) независимо от места жительства.

       Рассмотрим еще одну форму реализации права на местное самоуправление - через представительные органы местного самоуправления, члены которых избираются населением муниципального образования.

     Такой регламент принят представительным органом местного самоуправления г. Ялуторовска - городской Думой [15, с.10]. Периодичность проведения заседаний установлена не реже одного раза в месяц. Решение о проведении закрытого заседания принимается думой на заседании, но  и на закрытом заседании вправе присутствовать Первый заместитель главы города и прокурор.  Выборный Глава города не входит в состав городской Думы.

     Городская Дума на срок своих полномочий может образовывать комиссии из депутатов и приглашенных специалистов для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению городской Думы.

     Организация работы городской Думы осуществляется секретарем Думы, назначаемым Главой города. Подготовка заседаний городской Думы ведется секретарем Думы, а также аппаратом Главы города. По  решению Думы  население информируется о дате и проекте повестки дня очередного заседания Думы [15, с.11 ].

     Заседание городской Думы правомочно, если на нем  присутствует не менее 2/3 от состава Думы. Решение об утверждении годового бюджета, программы развития города, а также об отмене ранее принятых представительным органом местного самоуправления решений считаются принятыми, если  за них проголосовало более половины от состава Думы [15, с.14]. Изменения и дополнения вносятся в Устав города решением, принятым большинством в три четверти голосов от установленного числа депутатов Думы. Решение Думы по отдельным вопросам  считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих. Депутат  вправе изложить свое особое мнение  по решению в письменном виде. Решения по  утверждению программы социально-экономического развития  города, генерального плана застройки города, программ приватизации муниципальной собственности, бюджета города, по вопросам налогов, сборов и иным  финансовым вопросам принимаются по представлению Главы города.

Информация о работе Система местного самоуправления