Совершенствование управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является разработка основных направлений по совершенствованию управления занятости населения на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:
- исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости и трудовых отношений;
- определить роль и значение местного самоуправления в сфере занятости и трудовых процессов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретическая часть…………………………………………………...4
1.1 Теоретические основы муниципальной политики в сфере занятости ……4
1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере занятости населения, борьбы с безработицей и социальной поддержки населения…..6
1.3 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений……………………………………………………………8
1.4 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне…………………………………………………………………………...12
Глава 2. Аналитическая часть………………………………………………….18
2.1 Анализ занятости населения муниципального образования города Череповца............................................................................…………………..18
2.2 Анализ деятельности Центра занятости населения города
Череповца ………………………………………………………………………21
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления занятости населения в городе Череповце………………………………………………………………22
Глава 3. Проектная часть……………………………………………………..
3.1 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсо .docx

— 83.07 Кб (Скачать)

– развитие новых форм взаимодействия с работодателями;

– повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации занятого населения муниципального образования).

Хорошо  зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению являются ярмарки  вакансий. На них посетители имеют  возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости; учебное  учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав; участников ярмарок  вакансий включает ведущие предприятия  и организации, действующие на территории муниципального образования или  находящиеся поблизости; учебные  центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальный органов службы по труду и занятости.

Одним из действенных механизмов реального  содействия занятости населения  на уровне муниципального образования  является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными  работами понимаются общедоступные  виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и opганизуемые для обеспечения  временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения  муниципальных образований являются клубы ищущих работу. Основные задачи – оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении сроков поиска подходящей вакансии, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных  может быть организован муниципальный  бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться; программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования.

На уровне муниципальных образований важна  помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица, уволенные  из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятости этих групп населения являются законы о квтировании рабочих мест. Их принятие отнесено к ведению субъектов РФ, о, контроль их исполнения может осуществляться совместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органами исполнительной власти муниципальных образований.

Муниципальные органы регулирования вопросов занятости  и трудовых отношений

Для реализации указанных функций в местной  администрации может быть создано  структурное подразделение по вопросам занятости и трудовых отношений. Его возможные функции могут  быть следующими:

– разработка предложений по регулированию местного рынка труда, совершенствованию федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов по вопросам труда и занятости;

– разработка предложений по основным направлениям деятельности администрации в социально-трудовой сфере;

– анализ и оценка доходов и уровня жизни населения, рынка труда и других социально-трудовых показателей развития территории;

– прием граждан, рассмотрение их заявлений, жалоб, предложений по вопросам, отнесенным к компетенции органов по труду и занятости;

– контроль обеспечения государственных гарантий по оплате труда;

– разработка предложений о размерах тарифных ставок и должностных окладов работников бюджетной сферы, муниципальных предприятий и учреждений;

– участие в коллективных переговорах между работодателями и работниками, уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений, контроль их выполнения;

– участие в предотвращении и разрешении трудовых споров;

– участие в решении социально-трудовых проблем в процессе разгосударствления и приватизации предприятий;

участие в проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;

– участие в расследовании несчастных случаев со смертельным исходом;

– контроль предоставления высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

– подготовка мероприятий по приостановке массового увольнения работников на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования, развитию системы рабочих мест, организации общественных работ за счет средств местного бюджета;

– участие в разработке и реализации системы профессионального обучения и развития персонала на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования.

 

 

1.4 Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне.

 

Меры  социально-экономического регулирования  рынка труда и занятости населения  в муниципальных образованиях, которые, имеют первостепенное значение, содержат два блока: активные направления (содействие в трудоустройстве, обучение, поддержку  рабочих мест, организацию рабочих  мест, регулирование миграционных процессов) и пассивные направления (выплату  пособий, социальную поддержку социально-уязвимых категорий граждан, обеспечение  досрочного выхода на пенсию) [13, c. 76].

Предложенные  меры позволяют наиболее полно охватить рынок труда муниципального образования, разработать дифференцированный подход ко всем категориям слабо защищенных граждан и определить дальнейшую работу службы занятости населения. Они базируются на уже существующих мероприятиях, проводимых службой занятости, и предполагают их расширение в соответствии с потребностями основных субъектов  рынка труда, наемных работников и работодателей.

При этом проведенный анализ деятельности службы занятости в муниципальных образованиях России в разрезе предложенных направлений  показал, что:

1. Мероприятия  активной политики занятости  сокращаются, а те, что проводятся, малоэффективны, поскольку они разрабатываются  на основании происходящих событий,  т.е. «постфактум», когда проблема  уже возникла, и не учитывают  тенденции развития города в  долгосрочной перспективе.

2. Используемые  методы и технологии регулирования  рынка труда не решают накопившихся  проблем в сфере занятости,  что требует их пересмотра  и переоценки, методического обоснования  и совершенствования.

Для реализации основных направлений региональной политики занятости необходим организационный  механизм регулирования рынка труда, который представляет собой совокупность органов (субъектов) управления, средств  и методов, с помощью которых  они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной социально-экономической системой. Таким образом, сам механизм регулирования  рынка труда муниципального образования  правомерно рассматривать как весьма сложную социально-экономическую  систему, включающую в себя ряд подсистем (объект управления, субъект управления и др.), которые в процессе функционирования непрерывно взаимодействуют как  между собой, так и с окружающей средой с целью обеспечения позитивного  развития системы в целом (рис. 1).

Предлагаемый  организационный механизм регулирования  рынка труда муниципального образования  включает три уровня субъектов, отвечающих за разработку направлений регулирования  рынка труда муниципального образования.

Независимо  от размера и уровня развития муниципального образования, применительно к которому осуществляется разработка организационного механизма регулирования рынка  труда, главная цель его функционирования формулируется одинаково, а именно: обеспечение эффективной занятости  трудоспособного населения, находящегося на рынке труда муниципального образования.

В предлагаемом механизме воздействие субъекта управления на объект управления предполагает формирование определенного комплекса  мотивов поведения управляемого объекта в соответствии с целями, стоящими перед управляющей подсистемой. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма необходимо соблюдение ряда требований [12, c. 77].

Необходимо, чтобы цели и задачи, стоящие перед  социально-экономической системой в целом (то есть рынком труда), формировались  с предельной точностью и детализацией и доводились до каждого ее составного элемента (подсистемы). С этой целью  необходимо создание информационной системы  регулирования рынка труда. Важное значение имеет постоянное взаимодействие субъектов управления (местных органов  власти и самоуправления, подразделений  федеральных органов власти на территории, региональных и местных органов  федеральной службы занятости и  т.д.) между собой с целью выработки  единых подходов к регулированию  процессов занятости населения  конкретного города.

Весьма  актуален непрерывный мониторинг за изменением ситуации на рынке труда  в разрезе различных категорий  населения, отраслей и т.д. с целью  концентрации имеющихся финансовых и материальных ресурсов на наиболее напряженных, с точки зрения занятости, группах населения, подсистемах  общей системы регулирования  рынка труда города. Предлагаемый организационный механизм регулирования  рынка труда позволяет комплексно и эффективно контролировать и обеспечивать реализацию все процессов, связанных  с формированием и использованием трудового потенциала муниципального образования и повышением уровня занятости населения. Безусловно, что  специфика социально-экономического развития того или иного муниципального образования требует своеобразия  в содержании, структуре и функционировании этого механизма. Однако в любом  случае его эффективное функционирование предполагает тесную взаимосвязь работы органов федеральной службы занятости  населения с предприятиями

В настоящее  время регулирование рынка труда  должно происходить путем разработки и реализации программ занятости  населения ориентированных на цели развития рынка труда муниципального образования, т.е. на основе применения программно-целевого метода регулирования  рынка труда конкретного муниципального образования. Данный метод позволяет  на основе скоординированных действий всех субъектов рынка труда разработать  в едином документе – целевой  комплексной программе – комплекс мер, способствующих улучшению ситуации на местном рынке труда.

    

      Таблица 1 – Декомпозиция главной цели регулирования рынка труда (I–III уровни)

Уровень цели и подцелей

Шифр подцелей

Наименование цели и подцелей

Главная цель

0

Обеспечение эффективной занятости  населения, находящегося на рынке труда  города

Подцели первого уровня

1.1.

Содействие занятости лиц, находящихся  на городском рынке труда

 

1.2.

Осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников с предприятий

Подцели второго уровня

2.1.1.1.

Повышение эффективности использования  наличного трудового потенциала предприятий

Организация работы по сохранению существующих и созданию новых рабочих  мест

 

2.1.1.2.

 
 

2.1.1.3.

Организация опережающего переобучения и переподготовки персонала, находящегося под риском увольнения

 

2.1.1.4.

Содействие развитию предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости

 

2.1.1.5.

Создание автоматизированных банков вакансий

 

2.1.1.6.

Усиление взаимодействия субъектов  управления рынком труда по вопросам финансирования мероприятий превентивного  характера

Подцели третьего уровня

3.1.2.1.

Прогнозирование структуры и масштабов  рынка труда города

 

3.1.2.2.

Выявление категорий граждан с  критической ситуацией на рынке  труда

 

3.1.2.3.

Разработка и реализация комплекса  мер селективного характера

 

3.1.2.4.

Организация подготовки и переподготовки безработных

 

3.1.2.5.

Обеспечение социальных гарантий и защиты для безработных и временно не занятых в хозяйственном комплексе  города

Информация о работе Совершенствование управления занятостью населения на муниципальном уровне на примере Центра занятости населения города Череповца