Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целю курсовой работы является сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества.

Задачи в работе:

- дать понятие бюджета,

- провести анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Общее понятие бюджета………………………………………………..5
Бюджетная политика…………………………………………………….9
Доходы бюджета………………………………………………………..12
2. Анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества……..…………………………………………………………..…… 15

Заключение……..………………………………………………………… 23

Список использованной литературы…..…………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по гос. и муниц. финансам ворд2003.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

      Таблица №1«Расходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

     
 
Расходы федерального бюджета 2008 г. 2009 г.  
Отклонение
 
      2010 г.
 
          Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный                    вес,%  
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  828,78 12,61% 899,84 12,08% 71,06 -0,54% 963,10 11,90%  
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  509,10 7,75% 566,74 7,61% 57,64 -0,14% 596,19 7,37%  
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 521,84 7,94% 642,61 8,62% 120,77 0,68% 693,51 8,57%  
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  702,32 10,69% 789,62 10,60% 87,30 -0,09% 528,55 6,53%  
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  54,56 0,83% 56,29 0,76% 1,73 -0,07% 51,86 0,64%  
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,33 0,14% 10,21 0,14% 0,88 0,00% 10,96 0,14%  
ОБРАЗОВАНИЕ 307,20 4,68% 313,64 4,21% 6,44 -0,47% 339,85 4,20%  
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 83,81 1,28% 73,01 0,98% -10,80 -0,30% 67,58 0,84%  
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 211,69 3,22% 245,22 3,29% 33,53 0,07% 295,36 3,65%  
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 270,86 4,12% 342,67 4,60% 71,81 0,48% 396,54 4,90%  
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2281,56 34,73% 2423,12 32,52% 141,56 -2,21% 2720,97 33,63%  
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00% 186,30 2,50% 186,30 2,50% 404,50 5,00%  
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 789,25 12,01% 901,88 12,10% 112,63 0,09% 1021,00 12,62%  
ВСЕГО 6570,30 100,00% 7451,15 100,00% 880,85   8089,97 100,00%  
                   
  

           Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными в таблице №2 «Состав и структура межбюджетных трансфертов».6  Основную долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела. Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

         Вторым  разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно выше по отношению к 2008 году на 134,32 млрд. руб. 
     

      Таблица 2 «Состав и структура межбюджетных трансфертов»

 
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2008 г. 2009 г. 2010 г.  
  Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %  
Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований 375,54 16,46% 392,67 16,21% 411,07 15,11%  
Субсидии  бюджетам субъектов  Российской Федерации  и муниципальных  образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90% 300,74 12,41% 234,25 8,61%  
Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований 163,74 7,18% 175,97 7,26% 191,01 7,02%  
Иные  межбюджетные трансферты 69,75 3,06% 37,83 1,56% 43,86 1,61%  
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 1 355,34 59,40% 1 515,90 62,56% 1 840,79 67,65%  
Всего:    2 281,56 100,00% 2 423,12 100,00% 2 720,97 100,00%

         К основным подразделам можно отнести  бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

         Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Из таблицы №1видно,что в 2008 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2010 году показатель снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики. Данный показатель по прогнозу уже в 2010 г. займет пятое место. В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы, на третьем месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на четвертом месте национальная оборона. Оба эти раздела наращивают финансирование. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона, имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает.

         Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составил 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2009 году он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

         Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №1 этот показатель наращивает свой потенциал, в 2008 году поступления из федерального бюджета составляют 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляется за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение, (таблица №3 «Состав и структура статьи «социальная политика»»). Доля пенсионного обеспечения составляет 80% в общем объеме данного раздела. В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 1,4 %, а в 2010 снизится на 0,9% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате. Согласно выше сказанному, доля социального обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

      Таблица №3 «Состав и структура статьи «социальная политика»»7

 
Подразделы      Проект      бюджета
  2008 2009 2010
Пенсионное  обеспечение 80,3% 81,7% 80,6%  
Социальное  обслуживание населения 1,5% 1,3% 1,3%  
Социальное  обеспечение населения 17,8% 16,7% 17,8%  
Прикладные  научные исследования в области социальной политики 0,1% 0,0% 0,0%  
Другие  вопросы в области  социальной политики 0,4% 0,3% 0,3%  
Итого по разделу  100,0% 100,0% 100,0%  
         

         Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Прогнозируется, что в 2010 году объем расходов по данному разделу увеличится на 39,5% по сравнению с 2008 годом.

         В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными органами - оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам. За органами государственной власти субъектов РФ - оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта. К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».

         Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.  В 2008 году объем расходов по подразделу «КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» составлял 83,81 млрд. руб. (таблица №1), к 2010 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшится от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества