Лексико-семантический анализ песенных текстов музыкальной поп-группы "Army of Lovers"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Понятие дискурса возникло в связи с выходом лингвистических исследований за пределы предложения – в область сверхфразового синтаксиса. Поэтому с точки зрения лингвистики дискурс – это прежде всего комплексная единица, состоящая из последовательности предложений, находящихся в смысловой связи [Кубрякова, 1999: 71].
Целью исследования является проведение лекcико-семантического анализа песенных текстов.
Объект исследования – слова и словосочетания.
Предмет исследования – дискурс в лингвистических описаниях.

Содержание

ведение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятия «дискурс» и «жанр» в лингвистике……………………….5
К определению дискурса…………………………………………………..5
Виды дискурса…………………………………………………………….11
Определение жанра и его виды…………………………………………..13
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Лексико-семантический анализ песенных текстов музыкальной поп-группы «Army of Lovers»…………………………………………………..19
2.1. Краткая информация об исследуемой группе…………………………… 19
2.2. Лексико-семантический анализ……………………………………………20
Выводы по второй главе………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Ссылки……………………………………………………………………………31
Приложение………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

           Данная курсовая работа соприкасается  с вышеперечисленными исследованиями  в некоторых моментах. Однако  основная концепция кардинально  отличается, так как никто ранее не занимался анализом песенных текстов данной музыкальной группы (Army of Lovers). Тексты их песен являются хорошим материалом для исследования, в данной работе, поэтому выбранная нами проблематика актуальна сегодня, не смотря на тот факт, что сама поп-группа распалась довольно давно.

 

 

 

 

 

1.2. Виды дискурса

 

          1. С позиции социолингвистики важную роль играет связь между языком и социальными условиями его бытования:

-   институциональный дискурс: рассматривается в различных исследованиях,   посвященных определенным типам общения, выделяемым на основании социолингвистических признаков;

а) педагогический дискурс,

б) религиозный дискурс,

в) научный дискурс,

г) политический дискурс,

д) медицинский дискурс;

- бытийный дискурс: общение носит развернутый, предельно          насыщенный  смыслами характер, используются все формы речи на            базе литературного языка [Карасик, 2004].

         2. С позиции прагмалингвистики на первый план в изучении дискурса

  выдвигаются признаки способа  и канала общения:

а) по способу общения:

- информативный и фасцинативный;

- содержательный и фатический;

- несерьезный и серьезный;

- ритуальный и обыденный;

- протоколируемый и непротоколируемый;

б) по каналу общения:

- устный и письменный;

- контактный и дистантный;

- виртуальный и реальный.

         Необходимо выделить, что определенные характеристики видов дискурса, выделяемых на прагмалингвистическом основании, взаимопересекаются. Неритуальное общение, например, может включать информирование, фасцинативный обмен текстами, фатическую и нефатическую составляющие [Коломиец, 2007].

          Учитывая внешне- и внутритекстовые  характеристики речи, существует следующая классификация [Карасик, 2004: 241]: 1) конститутивные, позволяющие отличить текст от нетекста (относительная оформленность, тематическое, стилистическое и структурное единство и относительная смысловая завершенность); 2) жанрово-стилистические, характеризующие тексты в плане их соответствия функциональным разновидностям речи (стилевая принадлежность, жанровый канон, клишированность, степень ампликаций/компрессий); 3) содержательные (семантико-грамматические), раскрывающие смысл текста (адресативность, образ автора, информативность, модальность, интерпретируемость, интертекстуальная позиция); 4) формально-структурные, характеризующие способ организации текста (композиция, членимость, когезия).

          Данное исследование посвящено лингвистическому изучению текстов англоязычного песенного дискурса на материале песен поп-группы «Army of Lovers». Термин «дискурс», который толкуется исследователями неоднозначно, нами используется в одном из достаточно частотных пониманий этого термина – как «совокупность тематически соотнесенных текстов» [Чернявская, 2001: 14]. Несколько расширяя это понимание, мы рассматриваем песенный дискурс как совокупность текстов песен (в нашем случае это песни музыкальной группы «Army of Lovers») характеризующихся специфическими особенностями: тематическими, лексическими, синтаксическими, семантическими.

          Трудность исследований песенных  текстов состоит в том, что они представляют собой сложное единство музыкального и вербального компонентов, поэтому, проводя лингвистическое исследование, необходимо помнить об их двоякой природе, но одновременно абстрагироваться от мелодического компонента, поскольку последний не поддается однозначной интерпретации.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Определение жанра и его виды

        

          Так как данная курсовая работа напрямую связана с искусством, а именно с музыкой, необходимо перечислить все музыкальные жанры и, прежде всего, определить само понятие «жанр».

          Жанр – разновидность произведений в пределах какого-либо вида искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками [ABBYY Lingvo]. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определенные условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра [Чередниченко, 1990].

         

          Виды жанров:

- литературные жанры;

- жанры журналистики;

- музыкальные жанры;

- жанры киноискусства;

- театральные жанры;

- жанры живописи;

- речевой жанр.

          Нас интересуют непосредственно музыкальные жанры. Музыкальные жанры – это многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления [Чередниченко, 1990].

          Существует большое количество различных типов музыкальных жанров. Перечислим основные из них:

- блюз - джазовая музыка, отражающая  интонационный строй  и  ритмы медленных лирических песен американских негров, а также парный танец в ритме такой музыки [Ожегов, 1989];

- джаз - оригинальная импровизационная музыка  с неровным ритмом и  темпом,  сочетающая в  себе  черты европейской  и  африканской  традиций [Ожегов, 1989];

- кантри - музыкальный стиль, в основе которого лежат народные мелодии [ABBYY Lingvo];

- рок - обычно  эксцентрическая  эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в  быстрых ритмах, чаще  на электронных  инструментах,  с  участием  голоса  (голосов) [Ожегов, 1989];

- рэп - речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку как составная части хип-хопа и его музыкальная основа [ABBYY Lingvo];

- шансон - французская, преимущественно народная песня, а также песня в том или ином характерном жанре [ABBYY Lingvo];

- романс - небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением [Ожегов, 1989];

- поп - данный тип нас интересует больше всего ввиду того, что музыкальная группа «Army of Lovers», песни которой мы собираемся анализировать, исполняет именно поп-музыку. Поп-музыка – направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Впервые термин «pop music» в английском языке прозвучал в 1926 году, однако корни поп музыки уходят в историю глубже. Непосредственным предшественником поп-музыки была народная музыка, а также более поздние уличные романсы и баллады. Настоящим прорывом в поп-музыке стало появление в 1970-х стиля «диско» и таких групп как Army of Lovers, ABBA, Boney M, Dschinghis Khan, Bee Gees. Поп-музыка отныне вытесняет рок-н-рол в качестве основной танцевальной музыки на дискотеках, и с этого времени танцевальная музыка (dance music) является одним из основных направлений в поп-музыке.

          Термин «поп-музыка» имеет двоякое значение:

- в широком  значении, это любая массовая музыка (включая рок, джаз, блюз);

- в узком  значении – отдельный жанр  популярной музыки, а именно, легкозапоминающаяся  песня (данное определение является  ключевым в нашем исследовании).

          Основные черты поп-музыки как  массовой культуры – простота, мелодичность, вокал и ритм, с меньшим внимание к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке – песня. Тексты поп-музыки обычно незамысловаты и посвящены личным чувствам.

          Поп-музыка включает в себя такие поджанры как европоп, латина, диско, электропоп, танцевальная музыка и другие [Пимонов, 1992].

          Музыкальные критики (А.К. Троицкий, Ю.А. Бедерова, П. Г. Поспелов) выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра:

- песни строятся  по консервативной схеме куплет+припев. От песни требуются требуются  простые, легкие для восприятия  мелодии. Основной инструмент  в поп-музыке – человеческий  голос;

- основная музыкальная  единица в поп-музыке – отдельная  песня или сингл;

- тексты в поп-песнях, как правило,  посвещены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти, радости.  Большое значение имеет также  визуальное представление песен:  концертное шоу и видеоклипы. Поэтому многие поп-исполнители  имеют экстравагантный имидж  (как, например, группа «Army of Lovers»);

- несмотря на долгую и бурную  историю, поп консервативен. Он  имеет тенденцию отражать текущую  музыкальную конъюнктуру, а не  прогрессивные направления; поп  ориентирован на абстрактную  среднюю аудиторию, а не субкультуру  фанатов.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

          Подводя итог вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть моменты, которые на наш взгляд, являются в данной главе наиболее существенными. Рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия дискурс. Были изучены и проанализированы определения дискусра с точки зрения разных отраслей наук и разных авторов. Также были исследованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные данному вопросу. Перечислены все его виды с позиций разных наук, основное внимание уделено анализу песенного дискурса. Мы охарактеризовали это понятие как совокупность текстов песен характеризующихся специфическими особенностями: тематическими, лексическими, синтаксическими, семантическими.

          Во второй части главы нами было разобрано понятие жанра. Мы определили его как разновидность произведений в пределах какого-либо вида искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными и стилистическими признаками. Мы перечислили все виды жанра, выделив при этом музыкальный жанр. Затем разбили его на поджанры и уделили особое внимание поп-музыке (направление современной музыки, вид современной массовой культуры), истории ее происхождения и формирования, основным критериям. 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Лексико-семантический анализ песенных текстов музыкальной поп-группы «Army of Lovers»

 

2.1 Краткая  информация об исследуемой группе

 

  «Army of Lovers» - шведская группа, созданная в 1987 году. Они были знамениты своей спорной внешностью, видеоклипами режиссера Фредрика Боклунда (некоторые из них оказались запрещены на MTV)? И костюмами, созданными Камиллой Туллин. Главным инициатором создания группы стал Александр Бард. В 1985 году в Стокгольме он познакомился с травести-актером франко-алжирского происхождения Жан-Пьером Барда и с моделью Камиллой Хенемарк. Вместе они решили создать музыкальный коллектив, который первоначально получил название «Barbie».

          В 1987 году группа решила изменить имидж и взять новое название – «Army of Lovers».

          Александр Бард Был мозгом группы, Жан-Пьер Барда – ведущий вокалист таких хитов как «Crucufied» и «Israelism». Они были в группе на протяжении всей ее истории. «Army of Lovers» заслужили широко распространены канонический статус в гей-культуре.

         В 1996 Александр Бард заявляет о роспуске группы. В 2000 году группа воссоединилась на короткое время. Затем они собрались снова для одного концерта в Лондоне. Позже они сошлись на один день для большого концерта Легенды Ретро FM, организованного московской радиостанцией Ретро FM в России.  В последний раз группа выступила 15 декабря 2007 года в одном концерте с Ace of Base и многими российскими артистами, которые были популярными в 1990-х годах [официальный сайт группы].

2.2 Лексико-семантический  анализ

 

          Как мы выяснили в предыдущей главе, одна из функций дискурса – коммуникативная, цель дискурса – донести определенную информацию до реципиента. Авторы песен как правило хотят донести до слушателей некую мысль. Это может быть обращение, побуждение, рассуждение. Тексты песен группы «Army of Lovers» не исключение. В данной главе мы попробуем раскрыть их лексико-семантические особенности и вывести основную мысль каждой из проанализированных песен.

  1. «Sexual Revolution» (Сексуальная революция) - одна из популярнейших песен данной группы, написанная в 1994 году. Она написана в жанре поп, танцевальная, диско. Прежде чем приступить к самому анализу стоит обозначить тенденции, характерные времени, когда была написана песня. 90-е - это период, когда многие вещи, бывшие ранее под запретом, стали раскрываться. Сексуальные меньшинства и меньшинства по расовым признакам заговорили в полный голос, начали отстаивать свои права. Люди перестали чураться тем такого рода и закрывать глаза на это. В этот период было снято огромное количество фильмов, основной идеей которых являлись нетрадиционные сексуальные отношения (Небесные создания, 1994; Две влюбленные девушки, 1995; Мужчина как женщина, 1998). Итак, приступим к анализу. Сама по себе песня представляет собой обращение к слушателю. Начинается она с припева. Самые первые ее строки звучат как слоган, как призыв:

Информация о работе Лексико-семантический анализ песенных текстов музыкальной поп-группы "Army of Lovers"