Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Объект: музыкальная креативность младших школьников.
Предмет: методические способы объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста.
Цель: разработать систему методических способов объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Глава I. Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства
Сущность понятия «креативность»;…………………………..…..5
Методы диагностики креативности школьников;………..………9
Учёт креативности в педагогической деятельности учителя……16.
Глава II. Педагогический процесс музыкальных эвристик
2.1Объективация музыкальной креативности школьников эвристическими средствами образования……………………………………20
Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСАААЧ!!!!!.docx

— 86.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Приложение А

       «ЗОНДИРУЮЩИЙ» ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

       ОЗВУЧИВАЕМАЯ  АНКЕТА С ПИСЬМЕННЫМИ  ЗАКРЫТЫМИ ВОПРОСАМИ

       Учащиеся: 1-2 классы

       Цель: выявление критериев уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышлении и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.

       Музыка:

  • Мелодия популярной знакомой песни (Атрашкевич Е. Кораблики)
  • Незнакомый, ритмически и мелодически невыразительный музыкальный фрагмент (Шопен Ф. Капля дождя).
  • Незнакомый, но ритмически и мелодически выразительный фрагмент (Альбинони Т. Адажио).

       Задание: подчеркнуть ответы и пронумеровать эпитеты в соответствии с очередностью звучания мелодий.

       Вопросы анкеты:

  1. Знакомую музыку быстрее узнаете по стихам или мелодии?
  2. О чем может быть поэтический текст для 1-й, 2-й и 3-й мелодий?
  3. К которой из мелодий проще было бы придумать стихи?
  4. Какая речь человека наиболее соответствует по динамике, темпу, тембру и высоте звучания 1-й, 2-й и 3-й мелодиям?
  5. Какими движениями рук можно сопровождать звучание данных мелодий?
  6. Какая из мелодий понравилась больше других?
  7. Какую из мелодий вам проще повторить голосом?

       Ответы:

  1. Стихи — мелодия
  2. Природа — сказка — движение — труд — тишина — праздник космос — морская гладь
  3. К 1-й — 2-й — 3-й
  4. Болтливая — добродушная — загадочная — высокомерная - льстивая — грубая — задорная — тревожная — застенчивая — восторженная таинственная — обеспокоенная
  5. Резкими — отрывистыми — плавными — продолжительными — суетливыми
  6. 1-я — 2- я — 3-я
  7. 1-ю — 2-ю — 3-ю
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

       ОЗВУЧИВАЕМАЯ  АНКЕТА С ПИСЬМЕННЫМИ  ЗАКРЫТЫМИ ВОПРОСАМИ 

            Учащиеся: 3-4 классы

       Цель: выявление критериев уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.

       Музыка:

       Мелодия популярной знакомой песни (Атрашкевич Е. Кораблики).

       Незнакомый, ритмически и мелодически невыразительный  музыкальный фрагмент (Шопен Ф. Капля дождя).

       Незнакомый, но ритмически и мелодически выразительный фрагмент (Альбинони Т. Адажио).

       Задание: подчеркнуть ответы и пронумеровать  эпитеты в соответствии с очередностью звучания мелодий.

       Вопросы анкеты:

    1. Зависит ли узнавание знакомой мелодии от наличия поэтического текста?
    2. Смогли бы вы придумать поэтический текст к прозвучавшим мелодиям?
    3. К которой из мелодий проще было бы придумать текст?
    4. Смогли бы вы придумать мелодию к известному поэтическому тексту?
    5. Какая речь человека наиболее соответствует по динамике, темпу, тембру и высоте звучания 1-й, 2-й и 3-й мелодиям?
    6. Какими движениями рук можно сопровождать звучание данных мелодий?
    7. Какая из мелодий понравилась больше других?
    8. Какую из мелодий вам проще повторить голосом?

       Ответы:

       Да  — нет

       Да  — нет

       К 1-й— 2-й —3-й

       Да  — нет

       Болтливая — добродушная — загадочная —  высокомерная — льстивая — грубая — задорная — тревожная — застенчивая — восторженная — таинственная — обеспокоенная

       Резкими — отрывистыми — плавными — продолжительными — суетливыми — с большой амплитудой показа — с малой амплитудой показа

       7.1-я  — 2-я — 3-я

       8.1-ю  — 2-ю — 3-ю 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ В 

«КОНСТАТИРУЮЩИЙ»  ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ»

Метод морфологического анализа 

       Учащиеся: 1 – 2 классы

         Цель: определение уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу её интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.

       Музыка  (исполняется по шестнадцать тактов на одном инструменте): сл. Полякова Н., муз. Захлевного Л. Кузнечик; Томас В. Танец маленьких утят; Моцарт В. Турецкий марш; Бел. нар. танец «Крыжачок»; Паулс Р. Чарли. 

       Задание: расставить порядковые номера озвучиваемых произведений напротив их музыкальных характеристик.

       Ось: музыкальные миниатюры различной жанровой принадлежности.

       Элементы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ТИП ОРКЕСТРА, СОЛЬНОЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ, ВОКАЛЬНОЕ) ИСПОЛНЕНИЕ РИТМ (ЖАНРОВЫЙ) ТЕМП ДИНАМИКА
Музыка  для детей Симфонический Песенный Очень медленный Очень тихая
Популярная  музыка Народный Маршевый Медленный Тихая
Классические  произведения Духовой Танцевальный Умеренный Умеренная
Народная  музыка Вокальное соло Польки Быстрый Громкая
Джаз Сольный инструмент (назвать его или оркестровую  группу, к которой он относится) Вальса Очень быстрый Очень громкая

 

       Вопросы:

       1.К  какому жанру вы отнесли бы  данный фрагмент музыки?

       2.На  каких инструментах его лучше  исполнять?

       3.Какова  ритмическая основа прозвучавшей  мелодии?

       4.В  каком темпе лучше исполнять  данную музыку?

       5.При  какой динамике желательно исполнять  данную мелодию? 
 
 

                                                                   
 
 
 
 
 
 

                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ Г 

       МЕТОД ПРОЕКТОВ (ПРАКТИЧЕСКИХ (ЭВРИСТИЧЕСКИХ) ЗАДАНИЙ)

       Учащиеся: 3-4 классы

       Цель: определение уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждении учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.

       Задания:

       Повторить инструментально (вокально) 4 такта сыгранной (спетой) мелодии учителем.

       Придумать законченную мелодическую фразу (предложение, период) и объяснить ее ритмическую основу.

       Подобрать ритмический аккомпанемент к мелодии, озвученной учителем.

       Найти в мелодии, записанной в 2-дольном  размере, звук, который может гармонично повторяться на сильной доле каждого такта

       Придумать музыкальную фразу в определенном размере.

       Придумать музыкальную фразу в определенном ритме.

       Примечание: вокальное или инструментальное исполнение заданий определяется учащимися самостоятельно. 
 
 
 
 
 

                                                                  

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ Д

       «ПОИСКОВЫЙ» ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОД СРАВНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ  КОНТРАСТОВ И СХОДСТВ 

Учащиеся: 1-2 классы

Цель: выявление предрасположенности учащихся к различным способам (рецептивному, репродуктивному, конструктивному, продуктивному, эвристическому) музыкального творчества.

Музыка:

1. Чайковский П. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

2. Бел. пар песня. Купалінка.

3. Грибоедов А. Вальс.

Условие: знакомая мелодия в виде сольфеджио анализируется на основе выявленных характерных средств музыкальной выразительности (подбор вариативный).

Задание:

  1. выделить средства музыкальной выразительности, характеризующие произведения в соответствии с очередностью их звучания;
  2. отметить порядковый номер одной из пьес, которой наиболее созвучен по эмоциональному содержанию романс А. Гурилева «На заре ты ее не буди».

Варианты  средств музыкальной выразительности:

  1. Темп: очень медленный — медленный — умеренный — быстрый — очень быстрый.
  2. Динамика: очень тихая — тихая — умеренная — громкая — очень громкая.
  3. Тембр: мягкий — грубый — насыщенный — глухой — приятный — раздражающий.
  4. 1-й — 2-й — 3-й.
 

                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

                       МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Учащиеся: 3-4 классы

Цель: выявление предрасположенности учащихся к  различным способам (рецептивному, репродуктивному, конструктивному, продуктивному, эвристическому) музыкального творчества.

Музыка:

Корнев В. Волжская кадриль.

Римский Корсаков Н. Колыбельная из оперы  «Садко»

Шуберт Ф. Вальс.

Абстрактная импровизация учителя.

Совершенствуемый (фокальный) объект: незнакомая мелодия исполненная в виде сольфеджио.

Случайный объект: средства музыкальной выразительности.

Задание:

выделить  средства музыкальной выразительности, характеризующие произведения в соответствии с очередностью их звучании,

Информация о работе Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства