Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.

Содержание

Введение с.3
Глава1. Теоретические аспекты проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
§1.1. Сущность проблемы развития танцевальных движений у детей
6-7 лет. с.5
§1.2. Особенности овладения и проявления детьми 6-7 лет основными танцевальными движениями. с.11
§1.3. Музыкальные игры – средство развития танцевальных движений у детей 6-7 лет. с.14
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.
§2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования. с.19
§2.2. Задачи, содержание и методы формирующего эксперимента. с.29
§2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов с.34
Заключение с.43
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

             Среди множества двигательных функций  развивающихся в возрасте 6-7 лет особое место занимают функции движения пальцев рук.  

             Двигательные функции пальцев рук  оказывают огромное влияние на развитие всей   высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества  роль руки исключительно велика. Первая двигательная функция руки – хватание. Как и другие двигательные акты хватание сначала проявляется как врожденный рефлекс. В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный характер, т.е. условнорефлекторный, совершается с наложением на предмет всех пальцев руки и ладони. Действия ребенка с предметами оказывает большое влияние на развитие функций мозга.

              «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению», - писал  И.М. Сеченов. Усиление двигательного компонента эффекторного звена игровых,  пищевых и других реакций усиливает основной рефлекс. Построение каждого движения определяется характером тех сигналов, которые его вызвали, и осуществляется как процесс координации элементов данного движения.

               Н.А.Бронштейн и А.В.Запорожец считают, что координация любого двигательного акта – от самого элементарного до такого сложного как письмо и артикуляция, - определяется образом или представлением ожидаемого результата действия. Представление о действии, говорит Н.А.Бронштейн, является «ведущей инвариантной», определяющей по ходу перестройку программы двигательного акта.

                В работах И.М. Сеченова обращается внимание на то, что каждый рефлекс содержит движение:  движение мышц управляющих глазом, движение в руках и ногах и т.д. Значит, процесс выделения соответствующих рефлексов в мозге и последующая их интеграция в целостный образ предмета подразумевает широкое участие двигательного анализатора.

                В процессе работы над каким-либо движением у ребёнка концентрируется внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

               Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.

               Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдёт. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок», детям следует (соответственно характеру мелодии и тексту) своевременно «упасть» с санок, вовремя подбежать на помощь и т.д. Необходимо быстро, чётко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.

                Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту свих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность.

                Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребёнка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремлённость; вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей.  При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Таким образом, двигательная система оказывает огромное воздействие на весь организм ребенка в целом, но особенно существенно его влияние на деятельность мозга. Формы и пути этого влияния очень разнообразны.  Развитие двигательной моторики  детей в возрасте 6-7 лет представляется в рамках вышесказанного, несомненно, актуальным.

       1.2. Особенности овладения  и проявления детьми 6-7 лет основными танцевальными движениями.

           Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие и проявление детьми танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще не точны и порой не согласованы с музыкой.

            На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать  небольшие музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве, по этому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать не сложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают).

             На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они узнают знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют   более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и двигаются в соответствии с контрастным характером музыки.

             В возрасте 6-7 лет  дети уже сравнительно хорошо управляют  своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда импровизируют. Ребята в этом возрасте  произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они передают движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу  до шага польки, полуприседа и т.д.). Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность.

                     К подготовительной группе дети приобретают жизненный и музыкальный опыт, нервная система окрепла, движения становятся более скоординированными, развивается ориентировка в пространстве и воображение, внимание более сконцентрировано. У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности – чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретённые детьми навыки, знания и умения. Объём их музыкальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельности и стремятся всё выполнить правильно. Если в младшей группе ребёнок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребёнок воплощает образ эмоционально, выразительно. Дети, освоившие способ выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества не только в играх, но и в повседневной жизни.

                 Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но пластически значимые. Подбор движений в танце должен строго соответствовать поставленной задаче, поэтому использование бесконечно большого количества разнообразных элементов  в одном танце не всегда определяет его успех.

                  Рассмотрим некоторые виды танцевальных движений в их вариативных последовательностях. При этом в описании каждого движения подразумевается согласованность действия ребёнка с музыкальным сопровождением – его характером и метроритмом.

          Шаг является самым простым, понятным  танцевальным движением для дошкольников, легко воспроизводимым  в самостоятельной деятельности.  Этот вид танцевальных движений включает варианты: а) марширование на месте; б) марширование по кругу; в) марширование по залу в произвольном порядке; г) марширование с высоким подниманием колена; д) марширование в парах; е) танцевальный шаг; ж) переменный шаг. Этот вид движения является лёгким для детей и не вызывает у них трудностей.

           Бег тоже относится к простому танцевальному движению, так же достаточно легко воспроизводится дошкольниками в самостоятельной деятельности. Существуют следующие варианты бега: а) лёгкий бег на месте; б) бег по кругу; в) бег по залу в произвольном порядке; г) бег попарно; д) бег галопом вперёд; е) бег галопом по кругу. Наиболее трудными для воспроизведения детьми, как показывает практика, считаются бег галопом вперёд и бег галопом по кругу. Эти трудности являются закономерными для детей данного возраста и связаны с недоразвитием корковых механизмов мозга и от недостатка выработки формул движения. Следовательно, необходимо проводить работу с детьми по развитию у них данных движений.   

            Прыжки относятся к сложному танцевальному движению. Существуют следующие варианты прыжков: а) лёгкие подскоки двумя ногами на месте; б) мягкие глубокие прыжки на двух ногах; в) прыжки со сменой ног; г) подскоки; д) прыжки с хлопками; е) прыжки с выставлением вперёд носка; ж) прыжки с выставлением вперёд пятки. Многим детям тяжело даются подскоки и прыжки со сменой ног. Это связано с недостаточно развитой координацией детей. Следовательно, необходимо уделять внимание развитию этих движений у детей в повседневной жизни, как в ДОУ, так и дома.

          Действия руками. Это движение легко воспроизводится детьми, но у многих из них отсутствует необходимая пластика рук. Существуют следующие варианты данного движения: а) плавные параллельные поднимания рук на уровень плеч; б) плавные параллельные поднимания рук вверх; в) хлопки; г) хлопки ладонями вверху над головой и внизу;   д) «фонарики»; е) ритмические движения погремушками.

          Повороты также являются простым видом танцевального движения. Варианты поворотов: а) поворот на месте; б) поворот на месте вокруг своей оси; в) повороты в движении по залу; г) повороты во время движения по кругу. Трудности в повороте на месте встречаются у тех детей, которые путают правую и левую стороны.

     Прежде чем приступить к объяснению тех или иных метроритмических действий, педагогу следует побеседовать с детьми, «погрузить» детей в будущую хореографическую ситуацию, показать выполнение движений. Это позволит детям 6-7 лет овладеть основными танцевальными движениями.

           1.3. Музыкальные игры – средство развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.

          К наиболее распространённым видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

         Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей весёлое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. «А.С.Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [15,130].

                 Вся деятельность ребёнка  в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обострённое музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

                  Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

                            А. Н. Зимина    выделяет следующие виды игр:

1.      Начальная форма игры – игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А.Филиппенко. Текст – содержание, а фортепианное заключение – развитие образа.

2.      Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку, например «Лётчики, следите за погодой», музыка М.Раухвергера.

3.      Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга.

Информация о работе Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр