Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.

Содержание

Введение с.3
Глава1. Теоретические аспекты проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
§1.1. Сущность проблемы развития танцевальных движений у детей
6-7 лет. с.5
§1.2. Особенности овладения и проявления детьми 6-7 лет основными танцевальными движениями. с.11
§1.3. Музыкальные игры – средство развития танцевальных движений у детей 6-7 лет. с.14
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.
§2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования. с.19
§2.2. Задачи, содержание и методы формирующего эксперимента. с.29
§2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов с.34
Заключение с.43
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

           Средний уровень (1,8-2,4 балла ) –  выявляемые танцевальные умения сформированы частично: ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, допускает небольшие ошибки при передаче ритмического рисунка, выполнении прямого галопа, двигательно-слуховая координация не нарушена.

           Низкий уровень (1-1,6 балла ) –  выявляемые танцевальные умения не сформированы: ритмический рисунок и двигательно-слуховая координация  нарушены, темп, точность и ритмичность движений предплечий, рук, пальцев  ребёнок не сохраняет, поскоки выполняет неуклюже.

   В результате проведённых  музыкальных игр были выявлены следующие  данные:

  25% детей демонстрируют высокий уровень сформированности  танцевальных умений; это Маша С., Яна Д., Алина Ш., Дима Д.. Лада Б. Они с лёгкостью выполняют все игровые задания, самостоятельно и непринуждённо проявляют каждое умение.

   25% детей демонстрируют средний уровень сформированности двигательных качеств и умений; это Даша Л., Даша М., Ваня Г., Илья И., Настя С. Эти дети не дослушивают задания до конца и торопятся выполнить его, при этом допуская неточности.

   Настя С., Даша М., Илья И. допускают ошибки при передаче ритмического рисунка, Ваня Г., Даша Л. – при выполнении прямого и бокового галопа.

   50% детей демонстрируют низкий уровень сформированности двигательных качеств и умений. Ошибки при передаче ритмического рисунка допускают Родион А., Азамат К., Диана Д., Никита Г., Вова Ш., Соня Р., Ярослав С. Трудности при выполнении бокового и прямого галопа испытывают Диана Д., Никита Г., Вова Ш., Ярослав С., Ксюша Д., Соня Ш.  Двигательно-слуховая координация нарушена у Родиона А., Азамата К., Дианы Д., Ярослава С., Вовы Ш. Поскоки не может выполнять Диана Д., Соня Ш., Ярослав С.

               Мы выяснили, что у  большинства детей выявляемые танцевальные движения не сформированы: нарушены двигательно- слуховая координация, умение воспроизводить ритмический рисунок, дети не умеют двигаться прямым и боковым галопом, выполнять подскоки.

               Для реализации 2-й задачи – выявление особенностей развития пластичности движений детям было предложено исполнить лирическое упражнение с осенними листьями (муз. М.Ленграна,  мелодия из к\ф «Шербургские зонтики», приложение 2).

               Инструкция к проведению: «Представьте прогулку по осеннему парку, попробуйте почувствовать красочность и запах осенней листвы. Давайте превратимся в осенние листики, которые плавно кружатся в воздухе и тихо падают на землю».  

      В процессе выполнения детьми упражнения нами оценивалось сформированность пластичности движений. Под пластичностью движений нами понимаются плавные движения рук и выразительные движения рук с предметами (листьями).  

 

                                 Критерии оценки:

    3 балла – пластичность движений сформирована.

    2 балла – пластичность движений сформирована частично.

    1 балл – пластичность движений не сформирована.

          Данные результатов фиксировались в приложении 1 (таблице 2).

Характеристика

уровня развития пластичности движений у детей 6-7 лет:

       Высокий уровень(3 балла)  – выявляемые движения сформированы: ребенок начинает движения после музыкального вступления,  движения рук плавные, выразительные. Ребенок самостоятельно и непринужденно выполняет каждое движение,  выражает удовлетворение от процесса и достигнутого результата.

            Средний уровень(2 балла)  – выявляемые движения сформированы частично: ребёнок начинает движения после музыкального вступления, движения рук невыразительные. Ребёнок выполняет каждое движение скованно, неуверенно, удовлетворение от процесса и достигнутого результата не выражает.

      Низкий уровень(1 балл) – выявляемые движения не сформированы: ребёнок не начинает движения после музыкального вступления, движения рук скованные, невыразительные. Ребёнок выполняет движения только с помощью взрослого, удовлетворение от процесса не выражает.

        В результате проведённого музыкального упражнения были выявлены следующие показатели:

     20% детей обладают высоким уровнем пластичности движений; это Настя С., Лада Б., Алина Ш., Яна Д.

     у 35% детей – средний уровень пластичности движений, это Даша Л., Даша М., Катя Н., Дима Д., Ксюша Д., Соня Ш., Маша С. Трудности детей в том, что при выполнении движений они не могут расслабить руки, поэтому в движениях чувствуется скованность, неуверенность.

    45% обладают низким уровнем сформированности пластичности движений. Это Родион А., Азамат К., Диана Д., Никита Г., Вова Ш., Ваня Г., Ярослав С., Соня Р., Илья И.

        Мы выяснили, что дети испытывают трудности в передаче мягкости, пластичности движений рук, в создании образа.

        Для реализации 3 задачи – выявление умения импровизировать -  детям предложено выполнить игровые задания:

              1)    «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский;

2)        «Печальные птицы» М.Равель;

        Материал: маски, костюмы.

     Задание 1     «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский.

Инструкция к выполнению: - Ребята, представьте, что вы невылупившиеся птенчики, которые сидят в своём домике-яйце. Вы очень любопытны, и вам хочется посмотреть, что происходит снаружи вашего домика. Вы клюёте скорлупку, делаете маленькие дырочки, смотрите в эти дырочки. Затем потихоньку вытягиваете из яйца одну лапку, осторожно ставите её на землю, затем – другую. Пробуете идти (движения неуверенные, неуклюжие).

Задание 2.     «Печальные птицы « М. Равель.

Инструкция к выполнению: - Наступила осень. Птицы собираются в стаи. Им пора улетать на юг. Но как не хочется. Птицы вспоминают, как им было весело в наших краях, как уютно, сколько здесь появилось у них друзей, с которыми придётся расставаться.  Птицам очень грустно. Давайте изобразим этих птиц.                 

        В ходе импровизации детьми музыкальных произведений нами оценивалось сформированность следующих умений:

1.      Умение принимать поставленную задачу (умение принять установку педагога);

2.      Умение поставить перед собой цель на выполнение предстоящей деятельности (умение войти в образ,  точно передать  действия птиц);

3.      Умение реализовать самостоятельно принятое решение (умение самостоятельно выполнить задуманное).

                             Критерии оценки:

                3 балла – выявляемое умение сформировано.

                2 балла – умение сформировано частично.

                1 балл –  умение не сформировано.

Характеристика

уровня развития способности к импровизации у детей 6-7 лет:

Высокий уровень (3 балла)  выявляемые умения сформированы в комплексе. Ребёнок принимает поставленную задачу, ставит цель на выполнение предстоящей деятельности, входит в образ,  точно передаёт его, подчёркивая характерные черты. Ребенок самостоятельно и непринужденно выполняет упражнение, выражает удовлетворение от процесса и достигнутого результата.

    Средний уровень (2-2,5 балла)– выявляемые умения сформированы частично.  Ребёнок принимает поставленную задачу, ставит цель на выполнение предстоящей деятельности, входит в образ, но передаёт его неточно, не подчёркивает характерные черты. Ребёнку требуется небольшая помощь взрослого при выполнении упражнения.

    Низкий уровень (1-1,5 балла) – выявляемые умения не сформированы. Ребёнок не принимает поставленную задачу, цель на выполнение предстоящей деятельности не ставит. Ребёнок выполняет упражнение только с помощью взрослого, характерные черты в образе не подчёркивает.

    В результате проведённых заданий среди детей подготовительной к школе группы было выявлено, что:

    15% детей демонстрируют высокий уровень сформированности умений импровизировать; это Настя С., Маша С., Яна Д. Дети с удовольствием импровизируют. Один образ могут изобразить разными вариантами.

    35% - демонстрируют средний уровень сформированности умений импровизировать; это Алина Ш., Лада Б., Илья И., Даша М. Трудности детей в том, что они не передают характерные черты образа, им необходимо предварительное объяснение предстоящей деятельности.

    50% - низкий уровень сформированности импровизации. Это Родион А., Азамат К., Даша Л., Диана Д., Никита Г., Ваня Г., Вова Ш., Соня Р., Соня Ш., Ксюша Д., Ярослав С, Катя Н., Дима Д. Трудности детей в том, что они не могут представить образ, который им нужно воспроизвести.

  Мы выяснили, что детям трудно точно передать образ изображаемого объекта, требуется подсказка взрослого, необходима помощь в принятии решения о предстоящей деятельности.

  Данные результатов фиксировались в  приложении 1 таблице 3.

 

   По итогам констатирующего эксперимента был проведён обобщенный анализ полученных данных, который позволил определить  общий уровень развития танцевальных движений у детей 6-7 лет (таблица 4).

   Количественный анализ данных, полученных  в ходе констатирующего этапа позволил определить следующие уровни развития танцевальных движений:

   Низкий уровень (1-1,7 баллов) –– 60%  детей;

   Средний уровень (1,9-2,6 балла) –– 20%  детей;

   Высокий уровень  (2,7 – 3 балла)  - 20%  детей.

              Итак, результаты констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что дети имеют большие затруднения в импровизации, в пластичности  движений, слабо развиты двигательные качества и умения, в частности, прямой и боковой галоп, поскоки.

 

§2.2. Задачи, содержание и методы формирующего эксперимента.

             Результаты констатирующего  эксперимента показали преобладание низкого и среднего уровня развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.            Исходя из данных, мы определили цель формирующего эксперимента:

развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.

              Исходя из цели, нами были определены задачи формирующего эксперимента:

1.      Разработать  систему музыкальных игр, направленную на  развитие у детей 6-7 лет танцевальных движений.

2.      Определить педагогические условия, способствующие усвоению детьми содержания музыкальных игр по развитию танцевальных движений у детей 6-7 лет.

               В соответствии с поставленными задачами нами был разработан формирующий эксперимент, который включал в себя следующие этапы:

               I.Эмоционально-познавательный. Цель: развить у детей эмоционально- положительное отношение к танцевальному искусству.

               На этом этапе происходит накопление чувственного опыта детей, обогащение общих представлений детей о танцевальном искусстве, о характеристиках танца,  развитие эмоционально-положительного отношения к нему через визуальное восприятие (просмотр различных видов танца: народный, классический, современный, бальный; посещение родителей и детей концертов с участием танцевальных коллективов г. Ухты).

 

   Задачи:

      Обогатить представления детей о танце, как виде искусства.

      Развивать знакомые танцевальные движения в музыкальных играх.

      Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к танцу, музыкальной игре.

     Тематика бесед с детьми и музыкальных игр:

1.      «Танец – как вид искусства». Просмотр различных видов танца (DVD).

2.      «История танца». Просмотр иллюстраций по теме.

3.      «Ритм – одна из характеристик танца». Игры « Дорожка», «Запомни ритм», «Кто лучше шагает?»

4.      «Темп – характеристика танца». Игры: «Кто скорее?», «Переноска мяча».

5.      «Пластичные движения». Игры: «Тугая резинка», «Поющие руки».

6.      «Что такое импровизация?». Игры: «Подснежник», сюжетная игра «Звероловы и звери».

      Рассмотрим методы и приёмы работы с детьми на данном этапе на примере игры «Звероловы и звери». Это образный рассказ (художественное слово), использование наглядных средств (иллюстрации), распределение ролей по желанию детей, можно использовать музыку.

Педагог: ребята, сегодня мы будем играть в сюжетную игру «Звероловы и звери». Например, давайте представим себе лису. Какая лиса? (хитрая, ловкая). Как лиса двигается? (мягко, осторожно, помахивает хвостиком, нюхает воздух). Давайте лису изобразим (дети изображают). Молодцы! У вас получились разные лисички, потому что каждый из вас придумал свой образ лисы.

               А теперь давайте перейдём к нашей игре. Послушайте мой рассказ: в глухом дремучем лесу жило много зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев. Было им там хорошо и привольно. Ничто не нарушало лесной тишины, редко приходили в дремучий лес люди. Звери никого не боялись, бродили по лесу, ели спелые ягоды, резвились на полянках.

               Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопарка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи, Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли…выскочили тут ловкие звероловы из кустов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медведей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила.

                Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зелёной траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех зайчиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк».

Информация о работе Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр