Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.

Содержание

Введение с.3
Глава1. Теоретические аспекты проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
§1.1. Сущность проблемы развития танцевальных движений у детей
6-7 лет. с.5
§1.2. Особенности овладения и проявления детьми 6-7 лет основными танцевальными движениями. с.11
§1.3. Музыкальные игры – средство развития танцевальных движений у детей 6-7 лет. с.14
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.
§2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования. с.19
§2.2. Задачи, содержание и методы формирующего эксперимента. с.29
§2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов с.34
Заключение с.43
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

                       В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях – шаг галоп, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять элементы русской народной пляски – плавный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т.д. Правильно сочетать основные движения с гимнастическими, имитационными. Играть под пение детей и воспитателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсценировать содержание песни.

                        В музыкальных играх  дети осваивают умение действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движениями, но и знать их названия.

                         В старшей и подготовительной группах игра остаётся основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

                         Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих программным требованиям. Их также необходимо использовать в работе с детьми.

                          В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навыкам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, некоторых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, элементы соревнования. В пляски нередко включаются различные перестроения: круги, шеренги, звёздочки и т.д.

                           В играх педагог добивается осознанного отношения детей к музыке и движениям. Для этого он иногда объясняет детям новое движение, показывает, как оно выполняется, а иногда предлагает одним детям выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть и внести свои поправки и замечания, порой предлагает детям придумать новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из наиболее интересных движений новую пляску или упражнение.

                Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определённый сюжет или выполняют игровые задания.

                   В сюжетных играх раскрываются образы, показаны героем сюжета действия, например в играх «Поездка за город» (музыка В.Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е.Тиличеевой». Сюжетными бывают и хороводные игры, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

                    В сюжетных играх  подготовительной к школе группе от детей необходима эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество её исполнения. У ребёнка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная выразительность движений детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей. Сюжетные игры подбираются более развёрнутые, с большим количеством персонажей. От  ребёнка требуется умение «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Развивая у детей более точное восприятие характера музыки, педагог по-прежнему вначале даёт им образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоятельно, распределив роли и обозначив место действия. В тех случаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если они неправильно его передают, неточно выполняют движения, педагог на последующих занятиях ещё раз выразительно исполняет музыку, обращает внимание на её характер, нюансы. Сам показывает примерные образы движений или предлагает показать их тем детям, которые хорошо и выразительно их исполняют. Игры систематически повторяются и варьируются. С каждым таким повторением детям полнее раскрывается музыкальное содержание игры.

                 Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения застенчивых, малоактивных, ненаблюдательных детей, помогает им наводящими вопросами.

                   Несюжетные игры не имеют определённой тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким» музыка Н.Ладухина, «Ищи» музыка Т.Ломовой, «Музыкальные моменты» музыка Ф.Гершовой.

                    В несюжетных играх от детей требуется очень чёткая реакция на музыку, на более сложные игровые задания (например, игра «Кто быстрее?» Г. Анисимовой). Перед детьми в такой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. Педагог учит детей воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные изменения в движениях и действиях. При разучивании несюжетной игры сначала даётся слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения  можно выполнять под эту музыку? Педагог стремится научить детей самостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкального произведения. Затем педагог, если это необходимо, объясняет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания (например, игра «Боксёры» О. Смирновой). Отдельные детали игры предварительно разучиваются в подготовительных упражнениях.

                 Кроме игр используются пляски и упражнения. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

                Таким образом, вся деятельность ребёнка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обострённое музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Эффективность музыкального развития в процессе музыкальных игр обеспечивается тем. Что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе её исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребёнка.

         

Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.

§ 2.1..Цель, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования. 

             В эксперименте участвовали 20 детей подготовительной к школе группы. Эксперимент проходил на базе МДОУ «Детский сад №4» г. Ухта.

             Цель: выявить уровень развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.

               Исходя из цели констатирующего этапа мы определили задачи:

1.      Выявить  у детей особенности развития танцевальных  умений.

2.      Выявить у детей  особенности развития пластичности движений.

3.      Выявить  у детей  способность к импровизации.

 

            Для реализации 1 задачи - выявление особенности развития танцевальных умений нами был предложен метод игровых заданий. В ходе их организации и наблюдения за детьми мы выявляли у них сформированность следующих танцевальных умений: двигаться в соответствии с музыкой, выполнять движения ритмично, скоординировано, движения прямым и боковым галопом выполнять в определённом темпе, передавать движения предплечий, рук и поскок  точно и ритмично.

         1. Игра «Кто быстрее?» (Г. Анисимова). Цель: выявить сформированность  двигательно-слуховой координации детей.

        Инструкция к проведению: - Ребята, вы будете двигаться под маршевую музыку в свободном направлении, а я буду подавать вам разные сигналы. Если ударю в бубен – вы строитесь в колонну, и будете маршировать в ней до следующего моего сигнала. Если я крикну «Ух!», вы перестраиваетесь в шеренгу. Если услышите шелест бумаги, то вы выполняете поскоки, а когда я заиграю на дудочке, то вы быстро строите хоровод».

        2. Игра «Научим матрёшек танцевать». Цель: выявить умение детей воспроизводить ритмический рисунок.   

       Материал: матрёшка на каждого ребёнка.

       Инструкция к проведению: - Ребята, мы с вами будем учить танцевать наших матрёшек. Вначале внимательно посмотрите на танец моей матрёшки, послушайте ритм, который она выполняет, а затем попробуйте научить свою матрёшку станцевать точно так же. (На столе простукивается матрёшкой несложный ритмический рисунок, дети должны его воспроизвести).

             3.Игра «Боксёры». Цель: выявить сформированность умения двигаться прямым и боковым галопом.

            Инструкция к проведению: - Сейчас мы с вами превратимся в настоящих боксёров и проведём небольшую тренировку. Самое главное для боксёра – уметь легко двигаться. Сейчас нам Ваня покажет, как правильно двигаются боксёры. (Выбирается ребёнок, который занимается боксом, он показывает движения бокового и прямого галопов). А теперь давайте разобьёмся на пары и попробуем подвигаться так, как нам показал Ваня.

4.         «Игра с мячом!». Цель: выявить сформированность умения сохранять темп, точность и ритмичность движений предплечий, рук, пальцев.

              Инструкция к проведению: - Ребята, представьте, что у вас в руках мяч. Я буду произносить слова, под которые мы с вами будем выполнять движения (текст учится заранее).

Слова:                                                          Движения:

1.        Мяч, мяч, мяч, мяч,                           Дети удивляются; руки на поясе, плечи

Ты куда пустился вскачь?                приподнимаются с поворотом вправо-влево.

Скачешь быстро, далеко,

Скачешь звонко и легко.                   «Отбивают мяч» двумя руками на каждую долю

                                             

2.      Мяч, мяч, мяч, мяч,                             Грозят указательными пальцами  

Ты куда пустился вскачь?                  правой   и левой руки.

Скачешь весело, игриво,                    «Отбивают мяч» то правой, то левой                                                          

Скачешь тихо и шутливо.                  рукой попеременно

 

5.      Игра «Хоровод».   Цель:  выявить сформированность исполнения лёгкого поскока.

            Инструкция к проведению: - Ребята, мы сейчас с вами обыграем чешскую прибаутку.  В этой прибаутке героями являются девочки и козлята.  Козлята весело прыгают, резвятся на полянке. А девочки за ними ухаживают. Очень важно правильно изобразить весёлых козлят. Для этого мы используем лёгкий поскок. Даша, покажи, пожалуйста, как скачут маленькие козлята (выбирается девочка, которая выполняет поскок качественно и легко). А теперь давайте все вместе повторим. Напоминаю, что поскоки надо выполнять легко, воздушно.

Слова:                                                                               Движения:

Можно ль козам не бодаться,                        Дети двигаются поскоком в

Если рожки есть?                                            центр круга.

В пляс девчонкам не пускаться,                     Дети, не разворачиваясь,

Если ножки есть?                                            расширяют круг поскоком.

 

За рога возьмём козлёнка,                             Дети, стоя на месте, выполняют

                                                                                                       полуприседание с разворотом из

                                                                                                       круга,

                                                                                                       как будто они берут козлёнка за

                                                                                                        рога и    выводят на луг.

Отведём на луг.                                               Выполняют 3 шага на месте. 

А девчонку  за ручонку -                                              Дети кружатся вокруг себя поскоком.

В наш весёлый круг.                                                       (на обе строчки)                             

А девчонку за ручонку –                                На последние две строчки дети кружатся

В наш весёлый круг.                                       в другую сторону.

 

                                    Критерии оценки:

  3 балла – выявляемое умение сформировано.

  2 балла – выявляемое умение сформировано частично.

  1 балл – выявляемое умение не сформировано.

       Данные результатов фиксировались в приложении 1 (таблице 1).

 

Характеристика

уровня развития танцевальных умений у детей 6-7 лет:

          Высокий уровень (2,6-3 балла) – выявляемые танцевальные  умения  сформированы  в комплексе: двигательно-слуховая координация,  умения воспроизводить ритмический рисунок,  двигаться прямым и боковым галопом, сохранять темп, точность и ритмичность движений предплечий, рук, пальцев, выполнять  подскоки. Ребенок самостоятельно и непринужденно проявляет каждое умение,  выражает удовлетворение от процесса и достигнутого результата.

Информация о работе Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр