Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить влияния музыки, корректирующей эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Объект исследования -- музыкальное образование младших школьников.
Предметом исследования является развитие эмоционального состояния младших школьников в ходе музыкальных занятий.
Задачи исследования:
- познакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме;
- раскрыть особенности категории эмоционального состояния личности;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное
состояние детей младшего школьного возраста
1.1 Эмоциональное состояние младшего школьника, как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Коррекция эмоционального состояния младшего школьника как проблема
педагогического исследования 9
2 Музыка как средство коррекции эмоционального состояния детей
младшего школьного возраста 16
2.1 Педагогические технологии коррекции эмоционального
состояния младших школьников в учебно-образовательном процессе 16
2.2 Методические рекомендации по организации коррекции
эмоционального состояния младшего школьного возраста 20
Заключение 43
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

переделан.doc

— 388.51 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                                      3

1 Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное

состояние детей младшего школьного возраста

1.1 Эмоциональное состояние младшего школьника, как            

психолого-педагогическая проблема                                                                         6

1.2 Коррекция эмоционального состояния младшего школьника как проблема

педагогического исследования                                                                                   9

2 Музыка как средство коррекции эмоционального состояния детей

младшего школьного возраста                                                                                 16

2.1 Педагогические технологии  коррекции эмоционального

состояния младших школьников в учебно-образовательном процессе               16

2.2 Методические рекомендации по организации коррекции

эмоционального состояния младшего школьного возраста                                  20

Заключение                                                                                                                43

Список используемой литературы                                                                           45 

Введение

      Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры.

      Известно, что школьное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.). Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни.

      Музыкальное искусство предоставляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.    Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности.

      Коррекции эмоционального состояния учащихся отводится немаловажное место в современной музыкальной педагогике. Различными исследователями выявлено, что многократные музыкально- эмоциональные проявления детей не только развивают их эмоциональную сферу и оказывают влияние на духовный мир, но и формируют эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству.

      Всесторонний анализ и необходимость решения проблемы коррекции эмоционального состояния учащихся в процессе обучения музыке, обусловлена актуальность данного исследования.

      Цель исследования − изучить влияния музыки, корректирующей эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.

      Объект исследования -- музыкальное образование младших школьников.

      Предметом исследования является развитие эмоционального состояния младших школьников в ходе музыкальных занятий.

      Задачи исследования:

      - познакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме;

      -   раскрыть особенности категории эмоционального состояния личности;

      - выявить возможности музыки, как средства корректирующей эмоциональное  состояние  детей в процессе занятия музыкой.

      Методы исследования:

      - анализ психолого-педагогической и музыкально- методической литературы по проблеме исследования;

      - изучение педагогического опыта в данном вопросе в области музыкального воспитания и образования.

 

      

1 Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

      1.1 Эмоциональное состояние младшего школьника, как проблема психолого-педагогического исследования

      Для раскрытия сущностной характеристики эмоционального состояния младшего школьника, необходимо рассмотреть следующие категории: эмоция, эмоциональность, эмоциональное состояние младшего школьника.

      Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

      "Эмоции - писал А.Н. Леонтьев, - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами… не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности" [24].Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д. В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций -- их содержательная сторона, их устойчивость и т.п. В этом возрасте эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности.

      Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Поскольку эмоциональная сфера ребенка изменяется по мере его развития, она может служить показателем становления личности, кроме того, гармоничное развитие эмоциональной отзывчивости ребенка является важным условием адекватного взаимодействия в процессе общения с окружающими людьми [10 с. 36-37]. Важность изучение возрастных особенностей эмоциональной отзывчивости детей определяется тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Отсюда возникает задача - контроль за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ. Поступление в школу изменяет эмоциональное состояние ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может, как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает. Д. И. Фельдштейн (1988) отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.

      Эмоциональная отзывчивость младших школьников характеризуется:

      1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

      2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний -- радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

      3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

      4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

      5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

      6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции [18 c. 137-149]. Музыка близка эмоциональной сфере ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции, ребенок стремится понять и почувствовать ее содержание. Музыку можно использовать как средство коррекции эмоционального состояния детей младшего школьного возраста. Для этого на уроках можно использовать музыкотерапию. 

      1.2 Коррекция эмоционального состояния младшего школьника, как проблема педагогического исследования

      Одним из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов, младшего школьника является музыкотерапия. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.

Информация о работе Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста