Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить влияния музыки, корректирующей эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Объект исследования -- музыкальное образование младших школьников.
Предметом исследования является развитие эмоционального состояния младших школьников в ходе музыкальных занятий.
Задачи исследования:
- познакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме;
- раскрыть особенности категории эмоционального состояния личности;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное
состояние детей младшего школьного возраста
1.1 Эмоциональное состояние младшего школьника, как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Коррекция эмоционального состояния младшего школьника как проблема
педагогического исследования 9
2 Музыка как средство коррекции эмоционального состояния детей
младшего школьного возраста 16
2.1 Педагогические технологии коррекции эмоционального
состояния младших школьников в учебно-образовательном процессе 16
2.2 Методические рекомендации по организации коррекции
эмоционального состояния младшего школьного возраста 20
Заключение 43
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

переделан.doc

— 388.51 Кб (Скачать)

               

 

       2 Музыка как средство коррекции эмоционального состояния детей младшего школьного возраста

      2.1 Педагогические технологии  коррекции эмоционального состояния младших школьников в учебно-образовательном процессе

      В настоящее время накоплен теоретический и практический опыт по организации коррекции эмоционального состояния младшего школьника в школе. На практике апробированы следующие варианты данного направления рецептивной музыкотерапии:

             Медитативные игры - направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», улучшение взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал слушателя. Данная методика, разработанная К.Роджерсом (в отечественной музыкальной психологии ее аналог отчасти описан В.И. Петрушиным). Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя при помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. По мнению исследователя, слушатель в процессе восприятия переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное общение. Необходимо отметить, что в качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое произведение западноевропейского инструментального музыкального искусства. Многолетний опыт показывает, что взаимосвязь между содержанием музыкального произведения и возрастом слушателя отсутствует. Одни и те же сочинения можно использовать как для студентов среднего педагогического учебного заведения, так и для младших школьников. И те, и другие с удовольствием эмоционально откликаются на восприятие красивой мелодичной музыки. Разница составляет:

      а) во время звучания музыки (для студентов - это 20-25 минут, для младших школьников - 5-7 минут);

      б) в характере анализа впечатлений (обусловлено возрастными особенностями слушателей). В качестве примера можно привести содержание игры «Музыкальный сон», в процессе которой дается прослушивание фрагмента музыкального произведения (к примеру, Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), после чего проводится беседа о содержании того, что «снилось». В ходе игры проводится анализ динамики воздействия восприятия произведений музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя.

             Психокоррекционные игры - к ним можно отнести игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. По мнению одного из создателей этого направления игровой деятельности немецкого психолога К. Фопеля,  игры помогают создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Примером использования подобных игр может являться, например, такая ситуация: Перед началом игры педагог говорит: «Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются; можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом, кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы расположены крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно, когда вы слушаете прекрасные звуки музыки; я сейчас поставлю вам фрагмент музыкального произведения, его очень приятно слушать; сядьте поудобнее и закройте глаза; три раза глубоко вздохните; когда начнется музыка, представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами, носом и ртом, всеми порами вашей кожи; (звучит мелодия, к примеру, «Романс» из музыки к драме А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова); дышите глубоко через нос,… и через уши,… через кожу; почувствуйте, как звуки везде проникают в вас, в ваши руки, в ваши ноги, в ваш живот и ваше сердце;… пусть ваше тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается; почувствуйте, что музыка делает в вашем сердце, как она дарит вам покой, тепло и защиту…

             Психотерапевтические игры. Раскрывают глубинный смысл происходящих событий, помогающих слушателю увидеть ситуацию со стороны. Данный вид музыкальной игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. Например, в небольшом, предваряющем слушание рассказе преподаватель настраивает играющих на восприятие определенной образной музыкальной картинки. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что слушатель «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он нарисовал. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующих жизненных ситуаций. С этой целью можно использовать музыкальные сочинения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и др. Основными задачами данного вида игровой музыкальной деятельности являются:

      1) развитие умения передачи эмоций, чувств, образов посредством звуков, мимики, движения красок;

      2) обучение распознаванию и анализу звуков окружающего мира;

      3) развитие представления о различных характеристиках однотипного звукового явления;

      4) обучение самостоятельному созданию звуковых образов на заданную тему.

      Например, игра «Эмоции». Для ее проведения используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность) и схематически нарисованными лицами людей, выражающих эти состояния. Карточки раздаются ее участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию (по очереди), а остальные стремятся определить услышанное.

      Общеизвестно, что музыкальному восприятию свойственны эмоциональность и образность, а также - целостность, осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность и другие качества. Процесс восприятия музыки это процесс становление в сознании слушателя музыкального образа. Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важен комплекс вопросов и заданий, который должен рождать у слушателей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса, нужно чтобы он заострял внимание учащегося не на вычленение отдельных средств выразительности (громко - тихо, медленно - быстро), а обращал бы его к своему внутреннему миру, к его осознанным и неосознанным чувствам, мыслям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.

             Вокалотерапия - активный вид музыкотерапии, в основе которого положена групповая или индивидуальная вокально-хоровая работа. Данная проблема не нова. Она рассматривается учеными уже в течение нескольких десятилетий. Так, ее последователями за рубежом являются Г. Алвин, У. Коффер, Г. Огтф, П. Нордофф, К.Роббинс, в нашей стране - Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин; В.С. Шушарджан и другие. Однако разработки исследователей направлены, прежде всего, на использование вокалотерапии в медицинских учреждениях как сопутствующее средство воздействия. Теоретический анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что активное участие в занятии молодого человека, получающего возможность выразить самого себя, свое непосредственное эмоциональное состояние при помощи пения, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния организма. В ходе практической работы педагог может использовать на занятиях гуманитарной направленности вокальные произведения музыкального психолога Валентина Ивановича Петрушина, предназначенные для утверждения позитивных мыслей и повышения самооценки. Разученные на уроках музыки попевки «Расправив широко плечи», «Да и нет», «Песенки о смехе» и др. впоследствии могут повторяться учащимися в начале урока в момент оргмомента с целью создания позитивного настроя на процесс обучения, а так же в минуты утомления, во время организации досуга (в том числе перемен, внеклассных занятий и т.д.).

              Эвритмия как способ развития познавательной активности и эмоциональности представляет собой активный вид музыкотерапии, основанный на выражении эмоционального состояния слушателя при помощи пантомимы. Данная методика исходит из анализа описания опыта практической работы вальдорфской педагогики и ее основателя Р. Штейнера. В настоящее время практически апробированы такие виды музыкальной эвритмии как ритмические  упражнения под музыку, инсценирование сказок, юмореска, выражение эмоционального состояния при помощи свободных движений по музыку [21]. 

      2.2 Методические рекомендации по организации коррекции эмоционального состояния младшего школьного возраста

      На основании анализа работ известных педагогов - музыкантов (Д.Д. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Б. Асафьева, Е.А. Бодиной, Л.Я. Дорфман, Г.С. Голошумова и др.) можно сделать заключение, что в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо использования коррекционно-развивающих упражнений для улучшения эмоционального состояния.

      Коррекционно-развивающая работа может быть представлена в виде групповой тренинговой и психотерапевтической работы, а также в виде большой игры.

      1. Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов

      Занятие 1.

      Цель -- снятие эмоционального напряжения.

      Задачи:

      а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;

      б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;

      в) повышение готовности к деятельности.

      Упражнение «Споем»

      Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:

      1) укорить, пристыдить другого,

      2) удивиться другому,

      3) попросить прощения.

      Занятие 2.

      Цель -- развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.

      Задачи:

      а) развитие раскованности, произвольности;

      б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей;

      в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.

      1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель -- развитие раскованности, самоконтроля.)

      Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.

      Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).

      2.    Упражнение «Иголка и нитка» (цель -- развитие произвольности)

      Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети -- роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) -- за ней.

      Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

      3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель -- снятие напряженности, невротических состояний, страхов)

      Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок -- «голова дракона», последний -- «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается -- от нее.

      Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.

      4. Упражнение «Слушай команду» (цель -- развитие способности к сосредоточению)

      Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).

      Замечание: -- Команда дается только на выполнение спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

      5. Упражнение «Раздумье» (цель -- укрепление способности к концентрации, успокоении.)

Информация о работе Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста