Анализ и управление затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Объект работы: затраты предприятия.
Предмет: анализ и управление затратами.
Целью работы является изучение понятия «затраты», рассмотрение классификации затрат, анализ структуры затрат предприятия и изучение системы управления затратами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ 5
1.1 Понятие затрат 5
1.2 Классификация затрат 10
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 16
2.1 Сущность и значение управления затратами 16
2.2 Типичные ошибки в управлении затратами 24
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
3.1 Значение анализа затрат на производство продукции 33
3.2 Факторный анализ затрат на производство продукции 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Работа содержит 1 файл

Анализ и управление затратами1.doc

— 740.00 Кб (Скачать)

1.2 Классификация затрат 

     При решении различных вопросов учитываются  разные виды затрат. Одни затраты учитываются  для оценки запасов и определения  доходов, другие – для планирования, составления бюджета и контроля, учет третьих необходим для принятия решений на ближайшую и дальнейшую перспективы.

     Большое значение для правильной организации  учета производственных затрат имеет  их научно-обоснованная классификация.

     Затраты делятся на две основные категории:

    • Производственные затраты
    • Непроизводственные затраты (эксплуатационные расходы)

     Производственными являются затраты, связанные с производственной деятельностью предприятия.

     Производственные  затраты подразделяются на три основные категории: прямые затраты на материалы, прямые затраты на рабочую силу и заводские накладные расходы. К прямым затратам на материалы относятся (к прямым материалам) относятся все затраты на те материалы, которые входят в состав конечного продукта. Прямой труд есть труд производственных рабочих, непосредственно вовлеченных в производство продукции. Заводские накладные расходы определяются как все затраты, идущие на производство за вычетом прямых затрат на материалы и рабочую силу. К их числу, помимо всего прочего, относятся амортизационные отчисления, арендная плата, налоги, страховые взносы, дополнительные выплаты по заработной плате, расходы вследствие простоя. Многие виды затрат частично взаимоперекрываются в пределах своих категорий. [27, С.83]

     Стоимость прямых материалов вместе со стоимостью прямого труда образуют основную себестоимость. Прямые затраты труда плюс заводские накладные расходы называются конверсионными затратами (или затратами на переработку). Этот термин отражает тот факт, что учет этих затрат позволяет перенести стоимость сырья и материалов на готовую продукцию.

     Непроизводственные  затраты (или общефирменные расходы) подразделяются на торговые, общие и административные расходы. Торговые расходы связаны с осуществлением продаж и поставок продукции. Примерами могут служить затраты на рекламу и выплату комиссионных. Общие и административные расходы применяются в целях осуществления общехозяйственных и административные функций, например, оклады руководителей и специалистов, судебные издержки.

     Затраты на производство классифицируются по ряду других признаков:

     а) степени их прослеживаемости:

  • прямые затраты – те, движения которых прослеживаются непосредственно до объекта, подлежащего калькуляции – изделию, работам, подразделениям, территориям реализации. Например, если рассматриваемым объектом калькуляции является определенный вид продукции, то тогда материалы и труд, участвующие в производстве, являются прямыми затратами.
  • непрямые затраты (косвенные) – затраты, представляющие собой все составляющие заводских накладных расходов, поскольку их невозможно непосредственно отождествить с какой-то одной линией. Затраты, которые одновременно относятся к разным подразделениям, называют затратами совместного или комплексного производства и включают в категорию непрямых затрат. Размещение рекламы на общественных каналах, с целью расширения сбыта продукции, тоже являет собой пример косвенных затрат;

     б) времени их дебетования относительно поступлений от реализации:

  • затраты, включаемые в производственную себестоимость, которая включает в себя затраты, определяемые стоимостью товароматериальных запасов, и учитывается как часть запасов, имеющихся в наличие.

     Такие затраты рассматриваются в качестве активов до тех пор, пока товары, к которым они относятся, не будут  проданы. В этот момент они становятся себестоимостью реализованной продукции или торговыми расходами. Все производственные затраты представляют собой затраты, входящие в состав производственной себестоимости.

  • затраты периода – это текущие затраты, не являющиеся необходимыми для производства, и поэтому не дебетующиеся относительно поступлений от реализации в тот период, когда эти поступления приходят. Расходы по сбыту, общие и административные расходы являются затратами периода;

     в) их динамики, соответствующей их функциональным изменениям.

     С точки зрения планирования и контроля наиболее важным признаком для классификации  затрат является то, как изменяется их динамика в зависимости от изменений  объема производства или иных показателей  деятельности.

  • переменные затраты – это затраты, которые изменяются в целом и прямо пропорционально функциональным изменениям в деятельности. Примером являются прямые материалы и расход бензина в зависимости от пробега автомобиля.
  • постоянные затраты – это затраты, которые остаются в целом неизменными, несмотря на функциональные изменения в деятельности предприятия или фирмы. Примерами служат расходы на аренду, страхование и выплату налогов.
  • смешанные (полупеременные или полупостоянные) затраты – это затраты, величина которых изменяется с изменением в объеме производства, но в отличие от переменных затрат – не в прямой пропорции. Другими словами, эти затраты собирают как постоянный, так и переменный аспект (компонент). Примерами является аренда грузового транспорта, где твердая постоянная арендной платы суммируется с переменным тарифом, в зависимости от пройденного расстояния, и плата за телефон, включающая фиксированную сумму, уплачиваемую ежемесячно, плюс начисления в зависимости от количества сделанных междугородних звонков;

     г) степени их усреднения:

  • удельная себестоимость – это средняя величина затрат, которая вычисляется путем деления полных затрат (о которых будет сказано ниже) на количество единиц продукции, составляющих общий объем производства. С другой стороны, удельная себестоимость представляет собой сумму 1) переменных затрат на единицу продукции и 2) постоянных затрат на единицу продукции.
  • полные затраты – это суммарные затраты на производство и реализацию продукции; включают все производственные затраты, а также расходы на маркетинг, содержание администрации, выплату процентов и другие централизованные корпоративные расходы;

     д) их значимости для планирования, контроля и принятия решений:

  • регулируемые – те затраты, величина которых устанавливается руководителем функционального подразделения и их уровень в значительной степени поддается влиянию менеджера.
  • нерегулируемые – затраты, которые не подлежат контролю на данном уровне планирования.

     Все переменные затраты, такие как прямые материалы, прямой труд и переменные накладные расходы обычно рассматриваются как регулируемые руководителем функционального подразделения. С другой стороны, постоянные затраты, такие как расходы на амортизацию заводского оборудования не могут быть регулируемыми руководителем функционального подразделения, т. к. он не обладает полномочиями по закупке оборудования.

  • нормативные затраты – это затраты, которые заранее установлены и выступают в качестве показателей, которые необходимо соблюдать. В основе их расчета лежит количество производственных ресурсов, необходимых для эффективного производства. Рассчитывают также удельные нормативные затраты как производные нормативной цены за единицу материала на норму расхода материала на единицу продукции.
  • приростные затраты – это затраты, которые определяются как разница в расходах при выборе из двух или более вариантов. Приростные затраты являются значимыми затратами для будущих периодов, это очевидно, т.к. расчет такого рода затрат есть ни что иное как планирование, ведущее в результате к выбору наиболее выгодного или наименее затратного варианта организации хозяйственной деятельности производственного процесса.
  • затраты прошлого периода – это затраты, которые представляют собой стоимость уже потребленных ресурсов на итоговую величину которых никак нельзя повлиять ни в настоящем, ни в будущем периоде. Такие затраты не считаются значимыми для принятия последующих решений, т. к. это затраты давно прошедшие или свершившиеся.
  • наличные выплаты (действительные затраты средств) – это затраты требующие последующего расходования денежных средств или производственных ресурсов. Не денежные начисления, как, например, износ и амортизация не являются действительными наличными затратами. Примером может служить осуществление какого-либо инвестиционного проекта.
  • значимые затраты – ожидаемые, будущие затраты, величина которых служит основанием при выборе того или иного варианта решения. Такой подход является ключевым для принятия краткосрочных и долгосрочных решений. Примером может служить стоимость нового делового предприятия, которая будет значимой при принятии такого рода решения.
  • альтернативная стоимость – есть чистая выгода, упущенная при отказе от альтернативного варианта. В процессе принятия решений всегда существует альтернативная стоимость, эта стоимость соответствует величине затрат, предлагавшихся по альтернативному проекту.

     По  отнесению к периоду затраты  делятся на расходы будущих периодов и зарезервированные расходы. Расходы будущих периодов — это затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но не признанные в качестве расходов данного периода, а рассматриваемые как активы, — например, суммы арендной платы или страховых платежей, уплаченные на несколько месяцев или лет вперед. Эти расходы обычно подлежат включению в затраты на производство продукции (работ, услуг) в последующие месяцы или годы равномерно. Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы на плановую сумму предстоящих затрат. Зарезервированные затраты образуют специальные резервы, средства которых по мере необходимости используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодных пособий за выслугу лет и пр. Можно также выделить классификацию затрат по элементам и по эффективности. [17, С.22]

     По  элементам выделяют:

     а) одноэлементные – это затраты, состоящие  из одного элемента: амортизация, заработная плата и др.

     б) комплексные – это затраты, состоящие  из нескольких элементов, например, цеховые  и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

     По  эффективности:

     а) производительные – затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации  процесса производства.

     б) непроизводительные – затраты, образующиеся вследствие недостатков в технологии и организации производственного процесса (потери от простоев, браков, оплата сверхурочных работ и т. д.).

     Производительные  затраты планируются, поэтому они  называются планируемыми, непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают не планируемыми.

 

Глава 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 

2.1 Сущность и значение  управления затратами 

     Управление  затратами представляет собой процесс  выявления и оценки различных  альтернативных управленческих решений: способов организации производства и сбыта, формирования ассортиментной программы, конструирования и производства новой продукции, ценообразования и т.п. с определением их влияния на степень реализации конечной ключевой цели деятельности предприятия – получения прибыли (или свободного денежного потока). Управление затратами играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности продукции и производств.

     Процесс управления затратами на производство – это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и заканчивая продажей продукции. [26, С.43]

     Система управления затратами на производство предполагает:

  • нормирование и планирование затрат в целом, по видам затрат и продукции, по центрам затрат и ответственности;
  • учет затрат на производство;
  • контроль за отклонениями в затратах;
  • анализ затрат на производство – оперативный, текущий, перспективный; регулирование затрат и принятие решений [7, 120].

     Примерная схема взаимосвязи этих процессов дана на рисунке 1.

     Бухгалтер в этой цепочке связи формирует  фактические данные руководителям. Обратная связь заключается в  такой корректировке деятельности предприятия, которая позволила  бы привести в соответствие фактические  результаты с запланированными данными. 
 
 

     

     

     

       

     Рисунок 1. Взаимосвязь основных процессов в управлении затратами 

     Роль  и место бухгалтера-аналитика  в управлении затратами на производство сводятся к следующему:

     - обеспечить управляющий персонал  предприятия информацией, необходимой для принятия решений;

     - участвовать в составлении сметы  затрат на производство, отвечая  за формирование затрат прошедшего  периода, координируя взаимосвязь краткосрочных планов;

     - формировать учетную информацию, составлять отчеты, давать оценку соответствия фактических расходов плановым данным, обеспечивать управляющий персонал информацией о составе, характере и причинах отклонений. На основе этой информации осуществляется управление затратами по отклонениям;

     - выявить результат и долю каждого подразделения в общем итоге работы, что позволит поставить стимулирование в зависимость от итогов работы.

     Управление  издержками производства решает многочисленные задачи: расчет норм, упорядочение нормативной  базы, организация учета изменений  норм, разработка нормативных калькуляций, учет затрат по центрам возникновения, выявление отклонений и распределение по центрам ответственности, калькулирование себестоимости продукции, анализ выполнения плановых смет, формирование заданий по снижению себестоимости, выявление резерв экономии, обеспечение систематического контроля за величиной затрат. В этом смысле управление затратами на производство представляет многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия производственных звеньев и служб предприятия.

Информация о работе Анализ и управление затратами