Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Ан конкурентн среды.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Улучшение инвестиционного климата в Рязанской области позволит, во-первых, направить средства на создание конкурентоспособной продукции, на повышение конкурентного потенциала предприятий региона. Во вторых, сформировать барьер нерациональному использованию ресурсов региона. В-третьих, обеспечить снижение безработицы в регионе. В-четвертых, повысит благосостояние всех социальных слоев в Рязанской области.

Предприятия, имеющие признаки финансовой несостоятельности, характеризуются отсутствием собственных ресурсов для инвестирования, а также более высоким риском вложения в них средств. Поэтому необходима особая система стимулирования и поддержки инвестиционного процесса направленного на повышение конкурентоспособности таких предприятий.

 

К сожалению, до сих пор культура инвестиционного бизнес-планирования оставляет желать лучшего. Сложившаяся на российских предприятиях структура инвестиций в машины и оборудование слабо инициирует выпуск конкурентоспособной продукции. Так, по оценке руководителей предприятий, на приобретение отдельных установок приходится почти 45% инвестиций в оборудование, тогда как на технологические линии -около 15%, а на комплексы по выпуску новой продукции - менее 5% капитальных вложений [121].

В связи с этим, исключительно важной является проблема не только роста инвестиций, но и определение рациональной их структуры в условиях кризиса, управления реализацией инвестиционных проектов и программ. Целью разработки инвестиционных проектов должно быть повышение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции. Для принятия обоснованных инвестиционных решений на уровне предприятия необходим инструментарий,    позволяющий определить сохранившийся конкурентный потенциал, выявить сильные и слабые его стороны и определить точки первоочередного вложения средств для увеличения производства конкурентоспособной продукции.

 

 

2.2 Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани

 

Для анализа конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани были выбраны два крупных предприятия, вносящих существенный вклад в экономику Рязанской области.

 

2.2.1 Анализ конкурентоспособности ОАО "Рязанский станкостроительный завод"

 

К концу 1990-х гг. на предприятии сложилась тяжелая финансовая ситуация. В связи с тем, что продукция ОАО "Рязанский станкостроительный завод"   (ОАО   "РСЗ")   приобреталась   предприятиями   оборонной промышленности, расположенными по всему СССР, с момента распада Советского Союза и начала экономического кризиса в России, предприятие потеряло более 2/3 объема сбыта своей продукции.

В 2000 году по сравнению с 1990 г. объем производства сократился примерно в 3,5 раза (в натуральных единицах) из-за отсутствия спроса. В результате мощности предприятия загружены только на 38%.

Главной   причиной   такой   ситуации   в   станкостроительной промышленности явилась недооценка конкурентоспособности продукции, ориентация, в основном, на внутренний рынок.

На ОАО "Рязанский станкостроительный завод" имеется импортное оборудование (около 20% всего парка) производства ФРГ, Англии, Чехии, Италии и др. стран. Однако и это оборудование уже морально устарело и требует замены. Средний возраст оборудования 15 лет. Степень износа оборудования 75%. С 1991 года практически не осуществлялось закупки нового оборудования. Предприятие самостоятельно проводило модернизацию своих мощностей, в разрезе металлорежущего оборудования. Доля станков с ЧПУ в используемом парке составляет 9,4%. Существующая технология находится в фазе затухания и является сдерживающим фактором для разработки и производства прогрессивной продукции. Однако, в настоящий момент осуществляется попытка внедрения новых прогрессивных технологий, пока только на подготовительных операциях. В последнее время идет потеря высококвалифицированных кадров, что отрицательно сказывается на качестве выпускаемой продукции (36% брака происходит по вине работников). Низкое качество используемых материалов и комплектующих свидетельствует о достаточно сильном сдерживающем факторе со стороны поставщиков. Доля рекламаций по причине некачественных комплектующих (в основном электрооборудование)   составляет   более   50%.   Производство   не сертифицировано по стандартам ИСО 9000, что также является сдерживающим фактором для обеспечения конкурентоспособности продукции.

На ОАО "РС3'' ухудшению финансового состояния, спаду производства и снижению конкурентоспособности производимой продукции, в немалой степени, способствовали следующие недостатки: отсутствие стратегии, ориентированной на условия работы в рыночной экономике; отсутствие опережающей проработки новых моделей станков; низкая мобильность производственной системы предприятия; ограниченное использование эффективных методов и средств маркетинга.

ОАО "РС3" производит следующие виды оборудования: универсальные токарно-винторезные станки с ручным и числовым программным управлением (диаметр обработки 500-1500 мм), а также целый ряд специализированных станков для ряда отраслей народного хозяйства, изготавливаемых по отдельным заказам.

По серийным станкам обновление не производилось более 10 лет, специальные станки изготавливаются по индивидуальным заказам, но на базе выпускаемых серийных станков.

Основными конкурентами ОАО "РС3" на внутреннем рынке и ближнем зарубежье являются Савеловский и Тбилисский станкозаводы (универсальный токарно-винторезный станок 1М63Н), Сасовский, Гомельский и Минский станкозаводы   (универсальный   токарно-винторезный   станок   16Р25), Краматорский станкозавод (колесотокарные станки РТ905 и UBB-112, токарные станки с диаметром обработки 1500 мм и выше). Но все эти предприятия также находятся в тяжелом финансовом положении. В последнее время происходит проникновение станков из-за рубежа: станки корейских и китайских фирм - на Дальний Восток, польские станки - на Украину и т.д.

Конкурентная борьба в настоящее время разворачивается вокруг таких факторов, как репутация фирмы в качестве надежного партнера, ее способность обеспечить послепродажное обслуживание и снабжение запасными частями, соблюдать  установленные  сроки  поставки,  предоставлять  удобные потребителю условия платежа и т.п. Но важнейшими для потребителя являются технико-экономические характеристики оборудования, степень использования в нем достижений научно-технического прогресса.

За период с 1998 по 2003 гг. включительно доля экспорта в реализации продукции ОАО "РСЗ" в натуральном выражении практически не менялась и составила в среднем 39,5 %. Доля же экспорта в реализации продукции в денежном выражении в 2003 г. возросла по сравнению с 1998 г. на 4,72 пункта и составила на конец периода около 23 % от общей суммы реализации.

Таким образом, основная доля выручки приходится на внутренний рынок. Хотя, доля экспорта могла бы быть и больше, о чем свидетельствует наличие заказов на продукцию ОАО «РСЗ». Так, например, в 2002 году было принято к исполнению 50% поступивших по предварительным переговорам заказов из-за рубежа. Основной причиной отказа от выполнения заказов является отсутствие необходимых оборотных средств.

На внешнем рынке спросом пользуются преимущественно универсальные токарно-винторезные станки, которые, безусловно, имеют многочисленных конкурентов, например, станки китайских, тайваньских, германских и других фирм-изготовителей, однако, многолетняя работа на внешнем рынке позволила занять продукции ОАО "РСЗ" довольно прочные позиции.

В последнее время, экспорт оборудования сохраняется как источник получения "живых денег" в условиях преобладания бартерных операций при расчетах между предприятиями (76% и более) на внутреннем рынке. Так, внутренняя цена на универсальный токарно-винторезный станок 1М63Н почти в два с половиной раза превышают цену экспорта.

Высокий уровень внутренних цен на металлообрабатывающее оборудование обусловлен, в частности, затратами на содержание избыточных мощностей в условиях спада производства, а также высокими тарифами на услуги естественных монополий и транспортные расходы.

Анализ структуры выпущенных станков показал, что за период с 1998 по 2003 г., включительно, существенного изменения в выпуске не произошло. Основной позицией в структуре выпускаемой продукции в натуральном выражении являются серийные токарно-винторезные станки. Однако, прослеживается тенденция к сокращению их доли. Так, в 1998 г. она составляла 87% в натуральном выражении, а в 2003 году уже 76%. Соответственно происходит увеличение доли специальных станков без ЧПУ. Что касается станков с ЧПУ, то их доля очень незначительна и остается на относительно постоянном уровне. Если в 1970-х гг. оно выпускало около 1000 станков с ЧПУ в год, то в 1996 году их было выпущено 16 шт., в 1998 году - 13 шт., в 2000 году - 15. При этом модели выпускаемых станков с начала 1990-х гг. практически не модернизировались.

На фоне кризисной экономической ситуации продукция предприятия теряет   технический   уровень   и   технологические   возможности. Конкурентоспособное оборудование с ЧПУ может производиться только на импортных комплектующих. Следует заметить, что тенденция изменения потребности на мировом рынке направлена, как раз, в сторону гибких производственных модулей.

В ассортименте Рязанского станкостроительного завода есть такие модели станков, которые вполне могли бы стать конкурентоспособными на мировом рынке, однако для этого требуется установить на них современное программное управление, хорошую гидравлику и т.п. Сдерживающим фактором этому являются несоответствие российского электрооборудования мировым стандартам и недостаточный уровень развития сопутствующей отрасли - электроники.   Поэтому продукция ОАО "РСЗ" экспортируется недоукомплектованной через сеть торговых агентов, проводящих, за соответствующее вознаграждение, доведение продукции до мировых стандартов и комплекс гарантийного обслуживания.

Анализ внутреннего рынка сбыта всей номенклатуры выпускаемой продукции ОАО "РСЗ" в региональном разрезе показывает, что география сбыта очень обширна. Доля отдельных регионов в течение 1999-2003 гг. претерпела определенные изменения. В 1999 году основными потребителями являлись: Москва (18,27%), Белоруссия (13,42%), Кемерово (8,04%), Екатеринбург (5,58%), Тюмень (4,76%) и Нижний Новгород (4,54%). В 2003 г. существенно увеличилась доля Рязанского региона (с 8,39% в 1999 году до 49,96% в 2003 году), а доля Белоруссии, Москвы, Кемерово, Екатеринбурга, Тюмени, Нижнего Новгорода и ряда других регионов существенно снизилась.

В 2003 году около 50% рынка станочной продукции приходилось на центральный район, что существенно превысило уровень 1999 года (около 20%). Эта информация свидетельствует о сужении географии рынка станочной продукции ОАО "РСЗ" внутри страны. В западных областях России и на территории стран СНГ продукция ОАО "РСЗ" вытесняется польскими, германскими и, в последнее время, венгерскими станками, в восточных областях - продукцией корейских и китайских фирм.

Таким образом, требуется срочное принятие кардинальных мер для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом, расширения рынков сбыта, достижения мировых стандартов, как для производимой продукции, так и для организации производства.

 

 

 

 

2.2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО "Рязанское производственное объединение счетно-аналитических машин"

 

Рязанский завод счетно-аналитических машин был создан 29 января 1946 г. для производства высокоточных механических изделий. В разные годы на нем изготавливались шрифты, стенографические и счетные машинки, замки, механические кассовые аппараты и даже компьютеры ("Партнер" и "Искра") и пр.

Постановление Правительства РФ № 475 от 30 июня 1993 г. обязало иметь контрольно-кассовую машину (ККМ) на каждом торговом месте. В совокупности с резким ростом количества торговых точек это создало благоприятные возможности для АООТ "РПО САМ", которое в 1993-1994 гг. фактически являлось монополистом в производстве касс на всей территории бывшего СССР. Однако, производственных возможностей АООТ "РПО САМ" оказалось недостаточно для удовлетворения рыночных потребностей, и на рынок ККМ постепенно начали выходить другие предприятия.

Резкое ухудшение ситуации произошло в 1996 г., когда Постановление Правительства РФ выделило обязательным элементом ККМ фискальную память. АООТ "РПО САМ" не смогло в тот момент предложить качественные ККМ с фискальной памятью, в результате чего были потеряны целые регионы потребителей.

В настоящее время предприятие производит и реализует различную продукцию.               Номенклатурный перечень в 1999 - 2001 гг. включал 95 позиций. В него входили две основные группы - контрольно-кассовые машины плюс запасные части к ним (ККМ) и товары народного потребления (ТНП), в которых выделяются замки, портативно-пишущие машинки (ППМ) и прочие ТНП. Основную долю в объеме реализации занимали и занимают в настоящее время контрольно-кассовые машины.

На сегодняшний день ОАО "РПО САМ" выпускает и реализует три модели ККМ, включенные в новый государственный реестр ККМ и разрешенные к использованию на территории РФ: Ока - 500.0-05Ф -стационарный аппарат с фискальной памятью, Ока - 102Ф - портативный аппарат с фискальной памятью, Ока - 103Ф - пассивный системный терминал, предусматривающий работу со сканнером штрих-кодов, электронными весами и компьютером.

Средний возраст используемого на предприятии оборудования составляет 15 лет, степень износа 80%. Доля станков с ЧПУ - 2,2 %. Существующая  технология  является  сдерживающим  фактором  для производства прогрессивной продукции. Анализ текучести кадров показал, что происходит сокращение численности трудового коллектива. Данная ситуация отрицательно влияет на кадровый потенциал, так как происходит потеря квалифицированных специалистов (в настоящее время 30% брака происходит по вине работников). В работе предприятия используется сбытовой маркетинг, что является неприемлемым в современных условиях.

Основными конкурентами ОАО "РПО САМ" на рынке ККМ являются ОАО "ПО Счётмаш" г. Курск, ОАО "ПО ИСКРА" г. Смоленск, ЗАО "Аркус-Д" г. Москва, 000 "ИНКОТЕКС" г. Москва.

Данные свидетельствуют о стремительном сокращении доли ОАО "РПО САМ" на рынке контрольно-кассовых машин. С середины сентября 1998 года произошли существенные изменения структуры рынка ККМ за счет сокращения доли импорта.

Наблюдается тенденция концентрации рынка в руках трех крупных изготовителей: "Счётмаш" г.Курск, "Аркус-Д" г.Москва, "Инкотекс" г.Москва".

Информация о работе Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием