Анализ кредитоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- изучить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Конкурентосп.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Самообслуживание не исключает возможности отпуска  товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.

Эффективность самообслуживания как формы продажи состоит  в следующем:

- оно освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;

- предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретится с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;

- позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве;

- позволяет коренным образомреорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, убрать прилавки и все прочие средства. С введением самообслуживания резко сокращается численность продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия – продавец-консультант. От него требуется знание более широкого круга товаров, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера;

- важным направлением в достижении социальной эффективности торговли является сокращение тяжелого физического труда работников магазина.

По данным таблицы 2.6 видно, что в 2011 г. розничный товарооборот продовольственного магазинаТоргового дома «Моготекс» вырос на 196 млн. р. Розничный товарооборот каждого непродовольственного магазина вырос в 2011 г. на 96,8 млн. р.

В целях изучения конкурентоспособсности Торгового дома «Моготекс» был проведен опрос покупателей магазинах данного предприятия с помощью анкеты. Анкета для проведения опроса покупателей представлена в приложении М.

Большинство респондентов (82 %) считает, что цены в магазинах Торгового дома «Моготекс» средние. Также большинство респондентов (73 %) довольны ассортиментов товаров в магазинах и считают продавцов в магазинах приветливыми. Практически все респонденты (91 %) тратят на покупку 20 мин. И практически всех респондентов (92 %) устраивает качество обслуживания покупателей в магазина Торгового дома «Моготекс».  

Ряд респондентов (12 чел.) отметило, что в магазинах Торгового дома «Моготекс» не проводятся акции, и не всегда аккуратно и красиво выложен товар на полках, до некоторого товара сложно дотянуться.

На основерезультатов  анкетного опроса был проведен SWOT-анализ конкурентоспособности магазинов Торгового дома «Моготекс» (таблица 2.7).

 

Таблица 2.7 – Анализ слабых и сильных сторон магазинов Торгового дома

                         «Моготекс»

Слабые стороны

Сильные стороны

В магазинах отсутствуют квалификационные специалисты, занимающиеся маркетинговой деятельностью

В магазинах работают опытные и квалифицированные продавцы

Не проводятся маркетинговые  мероприятия и акции

Довольно широкий ассортимент  товаров в магазинах

Не применяются маркетинговые  приемы для привлечения посетителей

Внешний вид магазинов  в хорошем состоянии

Не используются рекламные  услуги

Около магазинов имеются  парковки

Не применяется мерчандайзинг


 

 

Как видно по таблице 2.7 в магазинах Торгового дома «Моготекс»  имеются некоторые недостатки.  Данные таблицы 2.7 отражают направления, по которым должна совершенствоваться конкурентоспособность Торгового дома «Моготекс».

В заключении анализа конкурентоспособности предприятия проводится сравнительный анализ данного предприятия и его основных конкурентов (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 – Сравнительный анализ Торгового дома «Моготекс» и его

                         основных конкурентов 

Критерий 

Торговый дом  «Моготекс»

КУТП «Бакалея»

ЧУП «Белмаркет»

ОАО «Заднепровье»

ЗАО «Торговый славянский рынок»

Имидж фирмы

4

5

5

5

4

Концепция продукта

4

5

5

4

4

Качество продукта

5

5

5

5

5

Рыночная доля

3

5

5

4

4

Рыночная цена

4

5

3

4

3

Уровень обслуживания

5

5

5

5

4

Итого баллов

25

30

28

27

24

1 – позиция очень  плохая; 2 – плохая; 3 – средняя; 4 – хорошая; 5 – отличная.


 

По данным таблицы 2.8 видно, что Торговый дом «Моготекс» более  конкурентоспособный, чем ЗАО «Торговый  славянский рынок».  Однако Торговый дом «Моготекс» уступает таким конкурентам, как ККУП «Бакалея», ЧУП «Белмаркет» и ЗАО «Заднепровье». У данных конкурентов по сравнению с анализируемым предприятием больше доля на рынке, а также у конкурентов проводятся маркетинговые мероприятия по улучшению их имижа и концепции продукции.

Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

- в 2011 г. рентабельность продукции в 2011 г. выросла на 0,17 %, а рентабельность продаж – на 0,15 %;

- в 2011 г. розничный  товарооборот в действующих ценах вырос на 583,2 млн. р., в том числе розничный товарооборот продовольственных товаров вырос на 196 млн. р., непродовольственных товаров – на 387,2 млн. р. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах в 2011 г. вырос на 607,3 млн. р. или на 10,1 %, что свидетельствует о реальном увеличении розничного товароборота с учетом инфляции;

- основным методом продажи, который применяется в магазинах Торгового дома «Моготекс» – самообслуживание.

Таким образом, Торговый дом «Моготекс» является достаточно конкурентоспособным предприятием. Однако руководству торгового предприятия необходимо обратить внимание на уменьшение в 2011 г. доли рынка, занимаемой предприятием, на 0,02 %. Кроме того, SWOT-анализ показал, что в магазинах Торгового дома «Моготекс»:

- отсутствуют квалификационные специалисты, занимающиеся маркетинговой деятельностью;

- не проводятся  маркетинговые мероприятия и  акции;

- не применяются  маркетинговые приемы для привлечения посетителей;

- не используются  рекламные услуги;

- не применяется  мерчандайзинг.

Именно по этим направлениям должна совершенствоваться конкурентоспособность Торгового дома «Моготекс».

 

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ДОМА «МОГОТЕКС» ОАО «МОГОТЕКС»

 

Проведенный во второй главе анализ показал, что Торговый дом «Моготекс» не проводит рекламных мероприятий, которые могли бы увеличить  количество покупателей и тем самым увеличить долю рынка, занимаемую предприятием.

 Реклама торговых предприятий обладает целым рядом специфических особенностей. Это, прежде всего, информация о месте расположения магазинов, о продукции, реализуемой в магазинах.

Реклама должна способствовать привлечению потенциальных покупателей, созданию положительного мнения о магазинах.

Для рекламы магазинов и товаров, реализуемых в них, используют самые разнообразные средства: вывески и витрины, плакаты, транспаранты и панно, газеты, радио и телевидение.

В условиях конкурентной борьбы за потенциальных покупателей реклама оказывает неоценимую помощь.

При создании рекламы для магазина следует тщательно учитывать назначение магазина. Основной вопрос «что рекламировать?» имеет ясный ответ: прежде всего товар данного магазина. Броский рисунок, выполненный оригинально, с творческой фантазией и выдумкой, всегда привлекает внимание покупателей. Его содержание может отражать самые разнообразные аспекты деятельности торгового предприятия: товар, дополнительные услуги, предлагаемые магазином.

Именно поэтому  для привлечения внимания к опеределенному товару целесообразно используют рекламные листовки. В них в живой и занимательной форме рассказывают о товаре, помещают его фотографии.

На улицах города, где расположены магазины Торгового дома «Моготекс» можно установить  рекламные стенды, цель их – сообщить прохожему, водителю, туристу, пассажиру информацию о магазине. Она рассчитана на мгновенное восприятие, поэтому лаконична и написана крупным жирным шрифтом.

Современная реклама не ограничивается действием  только в местах продажи. Она ищет покупателя и активно воздействует на него с помощью радио, газет, телевидения. Средства массовой информации формируют общественное мнение о магазинах.

Опыт ряда магазинов г. Могилева показал, что реклама позволяет увеличить розничный товарооборот на 15 %. Таким образом, можно предположить, что и магазины Торгового дома «моготекс» сможет увеличить розничный товарооборот на 15 % и достичь 8366,3 млн. р.  (7 275,0 + 15 %). По расчетам специалистов Торгового дома «Моготекс» расходы на рекламу составят 10 млн. р.

Для определения  эффективности рекламы применяется  такой показатель, как рентабельность рекламы. Рентабельность рекламы определяется по следующей формуле:

 

                                             Р = П х 100 / И,                                                           (3.1)

 

 

где Р –  рентабельность рекламы, %;

       П – прибыль, полученная от реализации после рекламы, р.

       И – затраты на рекламу, р.

Эффективность рекламы магазинов Торгового дома «Моготекс» представлена в таблице 3.1

 

 Таблица  3.1 – Эффективность рекламы магазинов Торгового дома «Моготекс»

Показатель

2010 г.

После рекламы

Изменение, ±

Розничный товарооборот,  млн. р.

7 275,0

8 366,3

1 091

Вуручка от реализации продукции, за вычето налогов, млн. р.

10 216

11 748

1 532

Себестоимость реализованной продукции, млн. р.

8 788

10 106

1 318

Расходы на реализацию, млн. р.

1 330

1 540

210

Прибыль от реализации продукции, млн. р.

98

103

5

Доля рынка, занимаемая предприятием, %

0,11

0,13

0,02


 

Таким образом, в результате рекламы Торговый дом «Моготекс» получит дополнительную прибыль от реализации продукции в размере 5 млн. р.  Кроме того, в результате рекламных мероприятий доля рынка, занимаемая предприятием, вырастет на 0,02 % и достигнет уровня 2010 г. (0,13 %).

Рентабельность  рекламы составит 50 % (5 х 100 / 10).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе проведен анализ конкурентоспособности Торгового дома «Моготекс» ОАО «Моготекс».

Торговый дом Моготекс ОАО «Моготекс» расположен по адресу: г. Могилев, ул. Гришина – 87.

Организация предоставляет следующие товары и услуги: 

- промтовары;

- хозтовары;

- продукты питания.

Торговая сеть магазинов организации включает 5 магазинов торговой площадью 979 м², втом числе: продовольственные – 1 магазин (торговая площадь – 178 м²); непродовольственные – 4 магазина (торговая площадь – 801 м²).

Анализ экономических показателей деятельности Торгового дома Моготекс ОАО «Моготекс» показал, что в анализируемой органищзации в 2010 г. выручка от реализации продукции, за вычетом налогов, выросла на 435 млн. р. или 5 %, а себестоимость реализованной продукции – на 382 млн. р. или 5,1 %.

В 2011 г. выручка от реализации продукции, за вычетом налогов, выросла на 1 126 млн. р. или 12,2 %, а себестоимость реализованной продукции – на 955 млн. р. или 12,4 %.

Рентабельность продукции  в 2011 г. выросла на 0,17 %, а рентабельность продаж – на 0,15 %.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло уменьшение коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами – минус 0,05 пункта и минус 0,04 пункта соответственно. Кроме того, в 2011г. по сравнению с 2010 г. коэффициент текущей ликвидности уменьшился на 0,02 пункта, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – на 0,02 пункта.

Не смотря на снижение, коэффициент текущей ликвидности  в 2010 г. был выше нормативного значения (1,0). Однако коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2010 г. был ниже нормативного значения (0,1), что может отрицательно сказаться на платежеспособности организации. 

В целом финансово-экономическую  деятельность предприятия в 2010 г. можно  охарактеризовать как эффективную. Однако руководству организации необходимо принять меры по увеличению собственных оборотных средств.

Анализ конкурентоспособности  предприятия необходимо начинать с  изучения динамики розничного товарооборот организации.

В Торговом доме «Моготекс» в 2010 г. не смотря на увеличение розничного товарооборота непродовольственных товаров (плюс 133,9 млн. р.) общий объем розничного товарооборота в действующих ценах сократился на 36 млн. р. Основной причиной этого стало значительное уменьшение в 2010 г. розничного товарооборота продовольственных товаров (минус 169,9 млн. р.).

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия