Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также механизм формирования и распределения.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
Рассмотреть показатели рентабельности;
Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
Разработать основные направления повышения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
Анализ формирования и распределения прибыли 32
Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

     Прибыль - это абсолютный показатель, обладающий поэтому весьма существенным недостатком: показатели прибыли несопоставимы по различным хозяйствующим субъектам. Прибыль в 1000 рублей одновременно может быть прибылью и крупного завода, и мелкой лавки.

     Экономическая эффективность работы организации  характеризуется относительными показателями - системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.

     Рентабельность дословно означает возможность и способность «делать прибыль», т. е. обеспечивать прибыльность.

     В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим  образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической  эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов [12, 230].

           По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. 

     Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным  капиталом, рентабельность позволяет  сравнить уровень доходности предприятия  с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. 

     Показатели  рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций  и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

     Показатели  рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула  расчета рентабельности (формула 1.1):

           (1.1)

     где П — прибыль организации;

       V - показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

     В числителе могут быть представлены:

     • прибыль от продажи продукции;

     • прибыль до налогообложения;

     • прибыль до уплаты процентов и  налогов (экономическая прибыль);

     • чистая прибыль.

     Знаменатель может содержать:

     • активы (или капитал) организации;

     • собственный капитал;

     • перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных  средств);

     • текущие активы:

     • основные производственные фонды;

     • производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов);

     • выручку от реализации продукции;

     • себестоимость проданной продукции.

     Использование большого числа состава показателей  и их сочетаний для расчета  рентабельности в практической и  аналитической работе является, с  одной стороны, следствием сложности  финансово-хозяйственной деятельности, а с другой — затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.

     На  практике выделились следующие показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие  эффективность деятельности организации:

     • рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) – отношение  прибыли до налогообложения к  среднегодовой стоимости активов;

     • общая рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) – отношение  прибыли до налогообложения к  среднегодовой стоимости

     собственного  капитала;

     • рентабельность продаж по чистой прибыли  – отношение чистой прибыли к  выручке от реализации продукции;

     • рентабельность продаж по прибыли от реализации – отношение прибыли  от реализации к выручке от реализации продукции;

     • рентабельность собственного капитала по чистой прибыли – отношение  чистой прибыли к среднегодовой  стоимости собственного капитала.

     Рассмотренные показатели рентабельности при необходимости  могут быть рассчитаны также на начало или конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе  дроби отражаются показатели баланса  соответственно на начало или конец периода [9, 262].

     Показатели  рентабельности анализируют различными методами.

     Методы  факторного анализа показателей  рентабельности предусматривают разложение исходных формул расчета показателя по качественным и количественным характеристикам  интенсификации производства и повышения  эффективности хозяйственной деятельности. При этом применяются ряд моделей рентабельности.

     Двухфакторная модель рентабельности продукции, где оценивается влияние:

     • объема от реализации;

     • себестоимости реализованной продукции.

     Трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, где оценивается влияние:

     • рентабельности продаж;

     • фондоемкости производства продукции;

     • оборачиваемости оборотных средств.

     Сюда  же следует отнести модель рентабельности собственного капитала (чистых активов), где по формуле Дюпона также оценивается  влияние трех факторов:

     • рентабельности продукции;

     • производительности (оборачиваемости) активов;

     • коэффициента финансовой активности, равного отношению общего капитала фирмы к ее собственному капиталу.

     Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние:

     • фондоемкости производства продукции;

     • оборачиваемости оборотных средств;

     • материалоемкости производства продукции;

     • зарплатоемкости продукции;

     • амортизациоемкости продукции.

     В целом факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового  состояния и финансовыми результатами. Они используются при прогнозировании  финансовой устойчивости организации. 

1.2 Цели и задачи  управления прибылью  и рентабельностью  предприятия 

     Высокая роль прибыли в развитии предприятия  и обеспечении интересов его  собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки  и принятия управленческих решений  по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и  планирования на предприятии [11, с. 20].

     С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.

     Главной целью управления  прибылью  является  обеспечение  максимизации благосостояния собственников предприятия в  текущем и перспективном  периоде.

     Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно  гармонизацию  интересов  собственников с интересами государства  и персонала предприятия.

     Исходя  из этой главной цели можно сформулировать систему основных  задач [2, с. 126], направленных на реализацию  главной цели  управления  прибылью:

     1.    Обеспечение    максимизации    размера    формируемой    прибыли, соответствующего ресурсному  потенциалу предприятия  и   рыночной  конъюнктуре. Эта задача  реализуется путем  оптимизации   состава  ресурсов  предприятия   и обеспечения их эффективного  использования. Основными  выступают  максимально возможный  уровень  использования  ресурсного   потенциала   и   сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.

     2. Обеспечение оптимальной пропорциональности  между уровнем формируемой прибыли  и допустимым уровнем риска.  Как уже отмечалось,  между   этими  двумя показателями  существует прямо пропорциональная  связь.  С  учетом  отношения  менеджеров  к  хозяйственным   рискам  формируется  допустимый  их   уровень, определяющий  агрессивную,  умеренную  (компромиссную)  или   консервативную политику  осуществления  тех  или   иных  видов  деятельности  или  проведения отдельных   хозяйственных  операций.  Исходя  из  заданного  уровня  риска   в процессе управления должен  быть, максимизирован соответствующий  ему  уровень прибыли.

     3.  Обеспечение  высокого  качества  формируемой  прибыли.  В   процессе формирования прибыли  предприятия должны быть в   первую  очередь  реализованы  резервы  ее  роста   за   счет   операционной   деятельности   и   реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного  развития  предприятия. В рамках  операционной деятельности основное  внимание  должно  быть  уделено  обеспечению роста прибыли за  счет  расширения  объема  выпуска   продукции  и освоения новых  перспективных ее видов.

     4. Обеспечение выплаты необходимого  уровня  дохода  на  инвестированный  капитал собственникам предприятия.  Этот уровень  при  успешной  деятельности предприятия должен  быть не ниже средней нормы  доходности на рынке  капитала, при необходимости возмещать  повышенный предпринимательский   риск,  связанный со спецификой  деятельности предприятия, а также  инфляционные потери.

     5. Обеспечение формирования достаточного  объема финансовых ресурсов  за  счет прибыли в соответствии  с задачами развития  предприятия   в  предстоящем периоде.  Так   как   прибыль   является   основным   внутренним   источником формирования  финансовых  ресурсов   предприятия,   ее   размер   определяет потенциальную  возможность  создания  фондов   производственного   развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее  развитие предприятия. При этом  в  самофинансировании  развития  предприятия  прибыли должна отводиться главенствующая роль.

     6. Обеспечение постоянного возрастания  рыночной  стоимости  предприятия.  Эта задача призвана обеспечивать  максимизацию  благосостояния  собственников  в перспективном периоде. Темп  возрастания рыночной стоимости  в  значительной степени определяется  уровнем капитализации прибыли,  полученной  предприятием в   отчетном  периоде.  Каждое  предприятие   исходя  из   условий   и   задач хозяйственной деятельности  само  определяет  систему   критериев  оптимизации распределения  прибыли на капитализируемую  и потребляемую ее части.

     7. Обеспечение эффективности программ  участия персонала в прибыли.  Программы участия персонала  в прибыли, призванные гармонизировать  интересы собственников предприятия  и его наемных работников, должны  с одной стороны эффективно  стимулировать трудовой вклад  этих работников в формирование  прибыли, а с другой стороны  - обеспечивать достаточно приемлемый  уровень их социальной зашиты, которую государство в современных  условиях полностью обеспечить  не в состоянии.

     Все  рассмотренные  задачи   управления   прибылью   теснейшим   образом  взаимосвязаны, хотя отдельные из  них  и  носят  разнонаправленный  характер (например,  максимизация  уровня  прибыли  при  минимизации  уровня   риска; обеспечение  достаточного  уровня  удовлетворения  интересов   собственников предприятия и  его  персонала;  обеспечение  достаточного  размера  прибыли, направляемой на  прирост  активов  и  на  потребление  и  т.п.).  Поэтому  в процессе управления прибылью отдельные  задачи  должны  быть  оптимизированы между собой.

     Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется  многообразием своих форм. На выбор  формы анализа влияет множество  факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация  и вид деятельности предприятия  объем товарооборота и его  скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить  сложившуюся ситуацию на предприятии  и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую  информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия