Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также механизм формирования и распределения.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
Рассмотреть показатели рентабельности;
Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
Разработать основные направления повышения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
Анализ формирования и распределения прибыли 32
Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

     J – индекс цен.

     Для анализируемой организации выручка  в сопоставимых  ценах составит (формула 2.3.3):

     В=108344/1,19 = 91045,4 тыс.руб.                                                   (2.3.3)

     Следовательно, выручка от продажи продукции  в отчетном году по сравнению с  прошедшим периодом увеличилась  за счет роста цены на 17298,6 тыс. руб (формула 2.3.4)

     ∆Вц = В1–В = 108344-91045,4 = +17298,6 тыс.руб.                      (2.3.4)

     ∆В  кол-во товаров = В–Во=91045,4-56516=+34529,4 тыс.руб     (2.3.5)

     Расчет  влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» на сумму прибыли от продажи (Пп) осуществляется следующим образом (формулы 2.3.6):

     ∆Пп(с) =  В1*(УС1-УС0)/100,

     где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периоде.

     ∆Пп(с) = 108344*(-27,5) / 100 = -29794,6 тыс.руб.                        (2.3.6)

     Расчет  влияния фактора «Управленческие  расходы» на сумму прибыли от продажи (формула 2.3.7):

     ∆Пп(ур) = В1*(УУР1-УУР0)/100,

     где УУР1 и УКР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периоде.

     ∆Пп(ур) =  108344*(-2,3) / 100 = -2491,9 тыс.руб.                        (2.3.7)

          По данным расчетам видно, что увеличение количества реализуемых услуг привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 34529,4 тыс. руб., а общий прирост выручки (+51828 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.

     Если  мы посмотрим таблицу 2.2.1, то увидим, что себестоимость в отчетном периоде повысилась на 5335 тыс. руб., а уровень ее по отношению к выручке от продажи уменьшился на 27,5%. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 29794,6 тыс. руб.

     Экономия по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и снижения их уровня на 2,3% увеличило сумму прибыли на 2491,9 тыс. руб.

     Остальные показатели — факторы от прочей операционной и внереализационной  деятельности и чрезвычайные — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчетного периода аддитивного вида. 
 

    1. Анализ  факторов рентабельности предприятия
 

     Верхнюю границу потенциального развития предприятия  определяет рентабельность собственных  средств, которая показывает эффективность  использования собственного капитала. Рентабельность – в общем смысле, это отношение результатов к затратам. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

     В ходе оценки рентабельности важно уяснить, за счет каких факторов произошли  изменения.

     Проанализируем  рентабельность продаж и влияние  факторов на изменение этих показателей.

     Рентабельность  продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции (формула 2.4):

     Rп=(В-С-Кр-Ур)/В*100%=Пп / В*100%,                                           (2.4)

     где В – выручка от реализованной  продукции;

        С – себестоимость реализованной  продукции;

      Кр  – коммерческие расходы;

      Ур  – управленческие расходы.

     Из  этой факторной модели следует, что  на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Проведем расчеты:

Таблица 2.4.1- Факторный анализ рентабельности продаж за 2009 г

Показатель 2008г 2009г Алгоритм расчета Значение фактора
1 2 3 4 5
Выручка от реализации продукции 56516 108344 ∆Rп(в)=((В1-Со-КРо -УРо/В1)-(Во-Со-Кро-УРо/Во))х100% +17,6%
Себестоимость реализованной продукции 38345 43680 ∆Rп(с)=((В1-С1-Кр0-УР0/В1)-(В1-С0-КР0-УР0/В1)х100% +9,7%
Окончание таблицы 2.4.1
1 2 3 4 5
Коммерческие  и управленческие расходы 4283 5748 ∆Rп(кр,ур)=((В1-С1-Кр1-УР0/В1)-(В1-С1-КР0-УР0/В1)х100% +2,5%
Совокупное  влияние факторов - -
    ∆Rп = +∆Rп(в)+∆Rп(с) +∆Rп(кр,ур)
+29,8%
 

     Рентабельность  продаж отчетного периода (2009 год) повысилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода (2008 год) на 29,8%.

     На  уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно  – хозяйственных факторов: уровень  организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования. 
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств.

Таблица  2.4.2 - Факторный анализ изменения рентабельности всех активов (двухфакторная модель)

Показатели Годы Изменение показателя
2008г 2009г
1 2 3 4
1. Рентабельность всех активов по чистой прибыли 0,2231 0,2745 0,0514
2. Рентабельность продаж по чистой прибыли 0,2027 0,4215 0,2188
3. Оборачиваемость всех активов  4,2185 0,6500 -3,5685
Окончание таблицы 2.4.2
1 2 3 4
4. Изменение рентабельности всех активов за счет изменения рентабельности продаж
4.1. Абсолютная величина (п.2 гр.4 х п.3 гр. 2) 0,9230
4.2. В процентах к общему изменению рентабельности всех активов (п.4.1/п.1 гр. 4) х 100) 1794,63
5. Изменение рентабельности всех активов за счет изменения оборачиваемости всех активов
5.1. Абсолютная величина (п.2 гр.3 х п.3 гр. 4) -1,5043
5.2. В процентах к общему изменению рентабельности всех активов (п.5.1/п.1 гр. 4) х 100) -2924,74
 

     Из  проведенных расчетов (таблица 2.4.2) видно, что изменение рентабельности активов в 2009 г. на 0,0514 произошло за счет увеличения рентабельности продаж  на  0,9230, а за счет оборачиваемости активов снижение составило 1,5043.

     Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

     Произведем  расчет зависимости рентабельности активов  от трех факторов: рентабельности продаж, рентабельности внеоборотных активов и оборачиваемости оборотных активов (таблица 2.4.3 и 2.4.4).

Таблица 2.4.3 - Показатели необходимые для расчета

Показатели Годы Изменение к предыдущему году
2008г 2009г
1.Рентабельность  всех активов 0,2231 0,2745 0,0514
2.Рентабельность  продаж 0,2027 0,4215 0,2188
3.Отдача  внеоборотных активов 1,6655 5,2107 3,5453
4.Оборачиваемость  оборотных активов 1,3555 3,5022 2,1467
 

Таблица 2.4.4 - Трехфакторная модель рентабельности активов

Показатели Абсолютная  величина В % к общему изменению рентабельности всех активов
1.Изменение  рентабельности всех активов  за счет изменения рентабельности  продаж 0,0920 178,78
2.Изменение  рентабельности всех активов  за счет изменения отдачи внеоборотных  активов 0,1384 269,14
3.Изменение  рентабельности всех активов  за счет изменения оборачиваемости  оборотных активов -0,1789 -347,92
4.Общее  изменение рентабельности всех  активов 0,0514 100,00
 

     В результате проведенного анализа наблюдается  следующее изменение: за анализируемый  период наибольшее влияние на изменение  рентабельности активов оказало  влияние изменение рентабельности продаж, в 2009 г это изменение составило  – 178,78%, снижение оборачиваемости оборотных  активов отрицательно сказалось  на рентабельности (-347,92%).

     На  основании проведенного анализа  рентабельности можно сделать вывод, что предприятие прибыльное, но для  дальнейшего повышения прибыльности необходимо повышение оборачиваемости  оборотных активов.

     В итоге мы достаточно полно проанализировали влияние различных факторов на изменение  уровня рентабельности основной производственной деятельности организации. Теперь администрации  необходимо предусмотреть и предотвратить  влияние негативных тенденций на будущее, наиболее полно использовать выявленные резервы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     В курсовой работе раскрыты основные понятия  прибыли, ее виды, источники формирования, методы анализа формирования, распределения  чистой прибыли предприятия.

       Основные аспекты управления  прибылью и рентабельностью в  работе рассмотрены на примере  предприятия розничной торговли  ООО «Ля Ботэ Актюэль».

     Основным  источником прибыли любого торгового  предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации товаров является основой системы  управления прибылью и рентабельностью  торгового предприятия.

     Анализ  прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем товарооборота, уровень валового дохода, уровень издержек обращения.

     Так анализ показал, что в фирме в 2009 г. товарооборот вырос по сравнению  с предшествующим годом на 51828 тыс. руб. (108344 – 56516), т.е. темп роста – 191,7 %. Рост товарооборота сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста валового дохода (355,9 %) опережал темп роста издержек обращения (134,2 %). Эти два фактора обеспечили соответствующий темп роста прибыли от реализации товаров.

     Коммерческая  деятельность любой торговой организации  должна соотноситься с экономическим  принципом, который в общем виде определяется достижением максимального  результата при минимальных затратах. Для этого в работе представлена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффективность  преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2009 году экономическая деятельность ООО «Ля Ботэ Актюэль» была рентабельной (рентабельность продаж по прибыли от реализации товаров – 17,6%, рентабельность издержек обращения – 2,5%, рентабельность себестоимость реализованной продукции – 9,7%).

Информация о работе Анализ прибыли предприятия