Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также механизм формирования и распределения.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
Рассмотреть показатели рентабельности;
Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
Разработать основные направления повышения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
Анализ формирования и распределения прибыли 32
Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 101.08 Кб (Скачать)
 

     Анализируя  технико-экономические показатели за 2008-2009 года, можно отметить увеличение выручки от реализации на 51828 тыс. руб.

     Среднесписочная численность всего персонала  в 2009 году по сравнению с предыдущим годом осталась неизменной.

     Выработка 1 работающего увеличилась в 91,7% раза и в отчетном году составила 2708,6 тыс. руб./чел. Фонд заработной платы  в отчетном году увеличился всего  на 23,5 % и сформировался на уровне 10500 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата одного работника  по сравнению  с 2008 годом значительно изменилась  и колеблется на уровне 22 тыс. руб.

     За  анализируемый период изменилась и  среднегодовая стоимость основных фондов на 58,2 %, что в абсолютном выражении  составляет 15302 тыс. руб. В результате фондоотдача увеличилась на 21,2 %, и составляет на отчетную дату 2,6 руб./руб. Данная динамика является положительным  моментом в деятельности предприятия  и говорит о том, что с одного рубля вложений в основные фонды  было реализовано продукции 2,6 рублей соответственно. Эффективность вложения средств в основные фонды подтверждает снижения показателя фондоемкости, который  показывает сколько в 1 рубле выручки  составляют затраты в основные производственные фонды.

     Себестоимость продукции за год выросла, примерно на 5335 тыс. руб., более низкие темпы роста себестоимости,  по сравнению с выручкой реализованной продукции, сказываются на динамике затрат на 1 руб. реализации. Так, затраты на 1 рубль за анализируемый период сократились на 28 копеек.

     Обобщающими показателями оценки эффективности  деятельности являются коэффициенты рентабельности. Так, показатель рентабельности продаж в 2009 году составляет 54,5 %. Рост рентабельности продукции объясняется приростом  прибыли в 2009 году. Коэффициент рентабельности продукции за год возрос на 98,7 процентных пункта, что является положительным  моментом в деятельности организации.   

2.2 Анализ формирования  и распределения  прибыли 

     Анализ  формирования, распределения и использования  прибыли проводиться в несколько  этапов:

  1. Анализируется прибыль по составу и динамике;
  2. Анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль.

     Анализ  распределения и использования  прибыли проводится в следующем  порядке:

  1. Дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования  прибыли по сравнению с  отчетным и  базисным периодом;
  2. Проводится факторный анализ образования фондов;
  3. Дается оценка эффективности использования фондов  накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

     В процессе формирования и использования  фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая  роль.

     Чистая  прибыль на анализируемом предприятии  распределяется в соответствии с  Уставом предприятия.

       За счет чистой прибыли выплачиваются  дивиденды акционерам предприятия,  создаются фонды накопления, потребления,  резервный фонд, часть прибыли  направляется на пополнение собственного  оборотного капитала.  В процессе  формирования и использования  фондов специального назначения  за счет прибыли реализуется  ее стимулирующая роль.

     Так, на предприятии из чистой прибыли  образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы (рисунок 2.2).

     

     Рисунок 2.2 - Схема распределения чистой прибыли 

     В зависимости от степени детализаций  активов и капитала, а также  выбранного показателя прибыли рассчитывается несколько показателей рентабельности. Для расчета показателей рентабельности используются данные бухгалтерского баланса и формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложения А, Б, В, Г).

     Соотношение использования прибыли на накопление и потребление, оказывает влияние  на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности  в заемных средствах.

     Анализ  использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись  средства на накопление и потребление.

     Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

      - систематический контроль за  выполнением планов реализации  продукции и получения прибыли;

      - определение влияния как объективных,  так и субъективных факторов  на финансовые результаты;

      - выявление резервов увеличения  суммы прибыли и рентабельности;

      - разработка мероприятий по внедрению  выявленных резервов.

     Общую характеристику прибыльности и доходности проведем на основе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и представим в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1 - Формирование и динамика прибыли

В тысячах  рублей

Наименование  показателя 2008 год 2009 год Абсолютное  отклонение Темп роста, %
1 2 3 4 5
Выручка (нетто) от продажи товаров 56516 108344 51828 191,7
Себестоимость проданных товаров 38345 43680 5335 113,9
Валовая прибыль 18171 64664 46493 355,9
Управленческие  расходы 4283 5748 1465 134,2
Прибыль от  продаж 13889 58916 45027 424,2
Доходы  от участия в других организациях 22 1 -21 4,5
Прочие  доходы 4027 2198 -1829 54,6
Окончание таблицы 2.2.1
1 2 3 4 5
Прочие  расходы 4415 1301 -3114 29,5
Прибыль до налогообложения 13523 59813 46290 442,3
Текущий налог на прибыль 2060 14607 12547 709,1
Чистая  прибыль 11458 45672 34214 398,6
 

     Из  таблицы  2.2.1 видно, что выручка от  продажи и себестоимость проданных товаров выросла на 91,7% и 13,9% соответственно, увеличились управленческие расходы на 34,2. Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась в 4,2 раза, чистая прибыль в 3,9 раза.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, расчет представлен в таблице 2.2.2. Они отражают окончательные результаты хозяйствования, их величина  показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

     1) показатели, характеризующие окупаемость  издержек производства;

     2) показатели, характеризующие прибыльность  продаж;

     3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

     Таблица 2.2.2 - Коэффициенты рентабельности

Показатели Годы Отклонение
2008 2009 абсолютное в %
1 2 3 4 5
1. Выручка (нетто), тыс. руб. 56516 108344 51828 191,7
2. Прибыль от продаж, тыс. руб. 13889 58916 45027 424,2
3. Чистая прибыль, тыс. руб. 11458 45672 34214 398,6
4. Среднегодовая сумма всех активов, тыс. руб. 51366 166383 115017 323,9
5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), тыс. руб. 29835 104512 74677 354,1
6. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб. 21516 61872 40356 302,1
7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), тыс. руб. 20481 66072 45591 322,6
8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4 0,223 0,274 0,1 122,9
Окончание таблицы 2.2.2
1 2 3 4 5
9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5 0,384 0,437 0,1 113,8
10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6 0,533 0,738 0,2 138,5
11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7 0,559 0,691 0,1 123,6
12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1 0,246 0,544 0,3 221,1
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1 0,203 0,422 0,2 207,9

     Рентабельность  активов оценивает эффективность  использования предприятием своих  активов, сколько чистой прибыли  приходится на 1 руб. актива.

     Рентабельность  продаж показывает долю прибыли от продаж в выручке от продаж, то есть показывает эффективность деятельности предприятия, рентабельность продукции  показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

     Рентабельность  собственного капитала характеризует  эффективность использования предприятием собственного капитала.

     Предприятие  использует как свои, так и заемные  активы, причем рентабельность активов  выросла на 5,1%. Рентабельность  собственного капитала увеличилась на 113,2%. Рентабельность продукции увеличилась на 98,7 %. Эффективность  деятельности предприятия возросла на 29,8%, что показывает коэффициент  рентабельности продаж. Темпы роста  чистой прибыли выше темпов роста  выручки, при этом выручка растет быстрее себестоимости, что положительно сказывается на финансовом состоянии  предприятия.  
 
 

    1. Факторный анализ прибыли
 

     Величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии.

     Рассмотрим  факторы оказавшие воздействие на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного года. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.

     Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19%.

     Тогда индекс цены будет рассчитан по формуле 2.3.1:

     J=100+19/100=1,19                                                                            (2.3.1)

     Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна (формула 2.3.2):

     В=В1/J                                                                                                (2.3.2)

     где В – выручка от продажи в сопоставимых ценах;

           B1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде;

Информация о работе Анализ прибыли предприятия