Анализ производства и реализации продукции (на примере ООО «Кросс»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении одного из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализ маркетинга и его разработки.
Задачами данной работы являются: определение сущности и видов маркетинговой стратегии; анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия; выработка и обоснование маркетинговой стратегии.

Содержание

Введение 4
1 Теоретическое обоснование сущности объема производства и реализации продукции 6
1.1 Динамика выполнения плана производства и реализация продукции
6
1.2 Ассортимент и структура продукции
7
1.3 Положение товара на рынках сбыта
7
1.4 Конкурентоспособность товара
10
1.5 Ритмичность работы предприятия
17
1.6 Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции
20
2 Анализ производства и реализации продукции 25
2.1 Технико-экономическая характеристика производства 25
2.2 Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции 27
3 Резервы увеличения выпуска продукции 33
Заключение 34
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

     Данный  подход является общеупотребительным  и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя. Действительно, как следует из приведенных выше расчетных значений, априорно предполагается, что улучшение любой из характеристик товара автоматически повышает его конкурентоспособность. Так, например, если тарелка окажется на пятьдесят грамм легче базового образца, то это, в соответствии с приведенным подходом, означает повышение конкурентоспособности товара. Очевидно, что это на самом деле не так однозначно. Вполне возможно, что потребитель как раз оценивает массивность тарелки, ее устойчивость. Иначе говоря, <улучшение> характеристик товара по сравнению с базовым образцом вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ - решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков товара.

     Анализ  других подходов к оценке конкурентоспособности  товара, основанных на выявлении мнения потребителя, в частности работ по маркетингу, показывает, что и в этом случае такая важнейшая составляющая конкурентоспособности товара как <особенности потребителей> учитывается недостаточно. В тех редких изданиях, которые посвящены проблеме конкуренции, в лучшем случае говорится лишь о потребителях как об одной из сторон рыночного механизма без изучения такой важнейшей составляющей поведения покупателя как потребительское поведение. Так обширнейшее исследование рынков, осуществленное Ф.М. Шерером и Д. Россом в части, касающейся потребителя, во-первых, отводит ему лишь 2,2 % всего материала, а, во-вторых, рассматривает потребителя как некую единицу, обладающую общей совокупностью свойств. Очевидно, что это не так - потребители реагируют на товар и его свойства самым различным образом [8, c. 35].

     1.5 Ритмичность работы предприятия

     При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

     Для оценки выполнения плана по ритмичности  используются прямые и косвенные показатели.

     Прямые  показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

     Косвенные показатели ритмичности — наличие  доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Один  из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

     Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.

Таблица 1 - Ритмичность выпуска продукции по декадам

Декада Выпуск  продукции за год, млн руб. Удельный  вес продукции, % Выполнение  плана, коэффициент Доля  продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
план факт план факт
Первая

Вторая  Третья

32000

32000 32000

30240

34272 36288

33,3

33,3

33,4

30

34

36

0,945

1,071

1,134

30,0

33,33

33,34

Всего за год 96000 100800 100 100 1,05 96,67

     Коэффициент вариации ( ) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции: 

      где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

           п - число суммируемых плановых заданий;

           х - среднеде-кадное задание по  графику.

     В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется  от графика в среднем на 9,4 %.

     Для оценки каритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель каритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель каритмичности. В нашем примере он равен

     Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.

     Если  известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %, по причине неисправности оборудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего показателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а второго - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

     Внутренние  причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние — несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия  по выпуску продукции в связи  с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 млн. руб.).

     Аналогичным образом анализируется ритмичность  отгрузки и реализации продукции.

     В заключение анализа разрабатывают  конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

      1.6 Факторы и резервы увеличения выпуска и реализации продукции

     Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема

     Возможны  два варианта методики анализа реализации продукции.                                

     Если  выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

                    (13)

                    (14)

     Отсюда

     Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

                  (15)

     Отсюда 

      где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

    ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

    РП - объем реализации продукции за отчетный период;

     , - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

     Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции

 

Таблица 2 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Сумма в  плановых ценах
план факт +, -
1. Остаток готовой продукции на  начало года 2000 2000
2. Выпуск товарной продукции 96000 100800 +4800
3. Остаток готовой продукции на  конец года 2200 3545 +1345
4. Отгрузка продукции за год  (п.1+п.2-п.З) 95800 99255 +3455
5. Остаток товаров, отгруженных  покупателям:

5.1. на  начало года

5.2. на  конец года

 
4450

5000

 
4500 7155
 
+50 +2155
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 95250 96600 +1350

в миллионах  рублей 

     Из  таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

     Особое  внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

     1) обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их использования:

     ВП = ЧР х ГВ,

     РП = ЧР х ГВ х Дв,

     2) обеспеченность предприятия основными  производственными фондами и эффективность их использования: 

     ВП = ОПФ х ФО,

     РП = ОПФ х ФО х Дв,

     3) обеспеченность производства сырьем  и материалами и эффективность их использования:

     ВП = МЗ х МО,

     РП = МЗ х МО х Дв,

      где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции[5, c. 301].

     Расчет  влияния данных факторов на объем, валовой  и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

     

     

     

     

     

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции (на примере ООО «Кросс»)