Анализ товарного обеспечения розничного товарооборота и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Становление рыночных отношений в нашей стране актуализирует проблему оптимизации товарных запасов и рациональное управление ими.
Запасы товаров формируются на макро- и микроуровнях. В организациях торговли любых организационно-правовых форм, в том числе и кооперативных, накопление товаров находится в тесной взаимосвязи от их участия и способности влиять на размер прибыли и конкурентоспособность.
Товарный запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.
Отсутствие, равно как и наличие излишних запасов, ведут к нежелательным экономическим последствиям. Размер запасов должен быть экономически выгоден организациям, соответствовать их потребностям, обеспечивать рациональную деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………..............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА (СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)………………………………………….5
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………......11
2.1 Экономическая характеристика деятельности торговой организации.11
2.2 Анализ поступления товаров…………………………………………...13
2.3 Анализ состояния товарных запасов, их оборачиваемости…………..17
2.4 Планирование товарного обеспечения розничного товарооборота….28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА……………………………….....………………..……….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….40

Работа содержит 1 файл

курсова конечная.doc

— 310.00 Кб (Скачать)


 

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Кафедра

Экономики торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Экономика торговли»

на тему «Анализ товарного обеспечения розничного товарооборота и пути его совершенствования»

 

                                               Выполнила студентка:

                                                                факультета коммерции

                                                и  менеджмента

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОМЕЛЬ 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………..............3

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА (СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)………………………………………….5

2.      ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………......11

2.1 Экономическая характеристика деятельности торговой организации.11

2.2  Анализ поступления товаров…………………………………………...13

2.3  Анализ состояния товарных запасов, их оборачиваемости…………..17

2.4  Планирование товарного обеспечения розничного товарооборота….28

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА……………………………….....………………..……….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление рыночных отношений в нашей стране актуализирует проблему оптимизации товарных запасов и рациональное управление ими.

Запасы товаров формируются на макро- и микроуровнях. В организациях торговли любых организационно-правовых форм, в том числе и кооперативных, накопление товаров находится в тесной взаимосвязи от их участия и способности влиять на размер прибыли и конкурентоспособность.

Товарный запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.

Отсутствие, равно как и наличие излишних запасов, ведут к нежелательным экономическим последствиям. Размер запасов должен быть экономически выгоден организациям, соответствовать их потребностям, обеспечивать рациональную деятельность.

Переход к рыночной экономической системе обусловил изменение методов управления товарными запасами, что сводится к проблеме оптимизации товарных запасов с использованием методов экономики, маркетинга, финансов, логистики.

Как показывает практика, в большинстве торговых организаций управление товарными запасами и товарными потоками осуществляются обособленно друг от друга. Рационализация запасов в контексте потоков не рассматривается в качестве одного из наиболее значимого и доступного резерва достижения более высоких конечных результатов деятельности.

Для осуществления бесперебойной торговли в каналах товарного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас, который бы по своим размерам и составу соответствовал бы установленному объему товарооборота и обеспечивал бесперебойное удовлетворение спроса населения.

Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. В конечном счете, в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтому вопрос о размере товарных запасов является актуальным.

Товарные запасы в торговых организациях составляют большой удельный вес в сумме оборотных активов. Нормализация товарных запасов, их эффективное управление — одно из важнейших направлений совершенствования работы торговли.

Исходя из вышеизложенного, анализ товарных запасов, оптимизация их величины и структуры имеет большое значение для повышения экономической эффективности торговых организаций.

Цель написания работы – анализ товарных запасов и товарооборачивае-мости торгового предприятия. Задачи исследования сводятся к изучению динамики и состава товарных запасов и товарооборачиваемости, изучению влияния факторов на данные показатели.

Предметом исследования выступают товарные запасы и их оборачиваемость.

Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «Солигорскторг».

В качестве методов планирования в работе выбраны методы: экономико-статистический, технико-экономических расчётов, экономико-математические. Методологической основой написания данной работы послужили нормативно-правовые, инструктивные документы, а также общеэкономическая литература.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав (теоретическая часть, организационно - экономическая характеристика объекта исследования, практическая часть), заключения и списка используемой литературы.

 

1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА (СУЩЬНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)

 

В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике Республики Беларусь коренным образом меняются принципы и методы формирования товарных ресурсов. Обострение конкуренции, усложнение условий хозяйственной деятельности, снижение предсказуемости результатов, повышение серьёзности последствий неверно принятых решений предъявляют возрастающие требования к управлению товарными ресурсами. [7,с.319]

Товарное обеспечение непосредственно влияет почти на все процессы и стороны жизнедеятельности торговой организации, составляет материальную основу её товарооборота. Поэтому определение объёма и структуры закупок имеет первостепенное значение для разработки экономически обоснованного плана товарооборота. Эффективное планирование и товарообеспечение способствуют увеличению прибыли организации, оптимизации всех процессов  её торгово-хозяйственной деятельности.

Управление товарным обеспечением следует рассматривать как комплексную проблему, включающую такие глобальные вопросы, как формирование товарного предложения, продвижение товаров к потребителю, создание оптимальной организационной структуры управления процессом поступления товаров.

В условиях развития рыночных отношений  механизм регулирования товарного обеспечения торговых организаций с позиций удовлетворения спроса населения значительно усложнился. Он включает: поставку цели; определение факторов которые связаны с товарооборотом, отношениями взаимовлияния и подлежат регулированию; реализацию требования сбалансированности товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения при обязательном его удовлетворении.

Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров в торговую организацию.

Основная цель планирования поступления товаров и организация закупки товаров в соответствии с планом – обеспечить ритмичность  поставки товаров в необходимых объёмах и ассортименте.

Процесс планирования в данном случае включает следующие основные этапы:

      анализ поступления товаров в организацию в предплановом периоде;

      определение планового объёма и структуры поступления товаров;

      определение планового объёма и источников закупки необходимых товаров;

      обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступления товаров.

Анализ поступления товаров в организацию в предплановом периоде проводится в тесной увязке с анализом реализации товаров и товарных запасов. Для обеспечения сочетаемости показателей он осуществляется в ценах реализации. В процессе анализа изучаются:

      динамика общего объёма и товарной структуры поступления товаров. Устанавливаются темпы изменения объёма поступления товаров предплановом периоде в целом по организации и в разрезе отдельных товарных групп в сопоставимых ценах;

      соответствие объёма поступления товаров предусмотренным объёмам реализации и размерам прироста товарных запасов. Снижение объёмов реализации товаров, предусмотренных в предплановом периоде, при  одновременном сокращении размеров товарных запасов – признак недостаточности объёмов поступления товаров в организацию;

      состав источников поступления товаров в организацию. Устанавливается удельный вес поступления товаров от непосредственных производителей, оптовых торговых организаций, торговых посредников, а также от местных и иногородних поставщиков, из-за пределов страны;

      соответствие объёмов фактического поступления товаров объёмам, предусмотренным в заключённых контрактах. Для этого используется коэффициент поставки, который рассчитывается по торговой организации в целом, в разрезе групп товаров и отдельных поставщиков. При значениях показателя ниже единицы выясняют причины невыполнения обязательств (отказ торговой организации от части товаров, форс-мажорные обстоятельства, иные причины);

      ритмичность и равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяц, декада, неделя). Анализ проводится в сопоставимых ценах по организации в целом и в разрезе отдельных товарных групп на основе коэффициентов ритмичности поставки и вариации, а также показателя среднеквадратического отклонения. Сопоставляется равномерность поступления товаров и их реализации по отдельным периодам;

      частота поставки товаров в организацию. Это необходимо для определения устойчивости ассортимента товаров, достаточности размера товарных запасов и величины затрат торговых организаций  на транспортирование и хранение товаров. Анализ проводится в разрезе групп товаров.

Определение планового объёма и структуры поступления товаров в организацию базируется на расчёте следующих показателей:

      необходимый объём продаж товаров населению;

      предполагаемый объём реализации товаров организациям и учреждениям социальной сферы;

      прирост или снижение товарных запасов в сравнении с установленными нормами;

      потери от уценки товаров;

      потери в пределах норм естественной убыли;

      страховой запас на случай изменения покупательского спроса.

Формирование товарного обеспечения начинается с определения потребности исходя из роста потребности в товарах по общему объёму и в ассортименте, прогнозируемого товарооборота и прибыли, а также изменения товарных запасов.

Объёмы необходимого поступления товаров рассчитываются в разрезе отдельных товарных групп и по организации в целом.

Определение планового объёма и источников закупки необходимых товаров. Расчёты ведутся исходя из планового объёма поступления товаров в организацию, но их характерная особенность в том, что поступление измеряется в розничных ценах, а объём закупки – в ценах приобретения. Разница составляет сумму торговых надбавок или доходов от реализации товаров. Кроме того, следует учесть, прирост товарных запасов, предусмотренный в плановом периоде, также обеспечивается закупкой товаров в закупочных ценах (Зак). Таким образом, плановый объём закупки товаров организацией определяется по формуле:

                                         Зак = П – Др – Нт.з.                                                                            (1.1)

где П – плановый объём поступления товаров в розничных ценах, руб.;

Др – планируемая сумма дохода от реализации товаров (сумма торговых надбавок), руб.;

Нт.з. – сумма торговых надбавок на предусматриваемый объём прироста торговых запасов, руб..

Размер торговых надбавок на запланированный объём прироста товарных запасов рассчитывается исходя из среднего уровня этих надбавок и ожидаемой суммы прироста товарных запасов.

Расчёты планового объёма закупки товаров осуществляются в разрезе отдельных групп и по организации в целом. Когда объём известен, определяют основные источники закупки товаров, поскольку в силу изменчивой конъюнктуры рынка невозможно предусмотреть исчерпывающий перечень поставщиков. При их обороте на данной стадии планирования играют роль сложившиеся хозяйственные связи и соответствие претендентов условию эффективности коммерческой сделки.

Информация о работе Анализ товарного обеспечения розничного товарооборота и пути его совершенствования