Анализ товарных ресурсов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов анализа товарных ресурсов торговой организации, а также пути повышения эффективности использования товарных ресурсов.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть и изучить сущность и значение товарных ресурсов в торговле;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета и отчетности товарных ресурсов;
- провести экономический анализ товарных запасов;
- дать организационно-экономическую характеристику торговой организации;
- дать общую оценку обеспеченности товарными ресурсами;
- рассмотреть анализ использования товарных ресурсов;
- разработать основные направления повышения эффективности использования товарных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

кр_Анализ тов-х ресурсов орг-ции (ОДО ТД Сож).docx

— 162.17 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современных условиях хозяйствования, когда происходит трансформация  экономических отношений в Республике Беларусь,  наряду с положительными результатами в этом процессе наблюдается немало негативных моментов и проблем. Их проявление в сфере обращения нередко связано с формированием и использованием товарных ресурсов, что в свою очередь ведёт к  отрицательным последствиям в деятельности торговой организации.

     Рост  товарных ресурсов и повышение эффективности  их использования – это довольно важный фактор успешного экономического развития хозяйствующих субъектов. В этой связи управление ресурсами товаров необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую такие глобальные вопросы развития отрасли, как их формирование и продвижение к потребителю, совершенствование организационной структуры управления экономикой в отрасли.

     Для принятия оптимальных управленческих решений нужна достоверная и своевременная информация обо всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности организации. Ценность управленческих решений в этом случае находится в прямой зависимости от достаточности и уместности получаемой руководителем и специалистами организации учётно-аналитической  информации. Одним из наиболее ответственных и сложных участков информационного обеспечения в управлении торговым  предприятием является учёт товарных операций, в связи с чем его совершенствование приобретает особую актуальность и значимость.    

     Актуальность  темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.

     Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов анализа товарных ресурсов торговой организации, а также пути повышения  эффективности использования товарных ресурсов.

     Для  достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:

     - рассмотреть и изучить сущность  и значение товарных ресурсов  в торговле;

     - рассмотреть нормативно-правовое  регулирование учета и отчетности  товарных ресурсов;

     - провести экономический анализ  товарных запасов;

     - дать организационно-экономическую  характеристику торговой организации;

     - дать общую оценку обеспеченности  товарными ресурсами;

     - рассмотреть анализ использования  товарных ресурсов;

     - разработать основные направления  повышения эффективности использования  товарных ресурсов.

     Объектом  данной курсовой работы является ОАО «Торговый дом «Сож».

     Предметом исследования выступают товарные ресурсы  торговой организации.

     В курсовой работе в процессе обобщения и анализа экономической информации использовались следующие методы и методические приемы: диалектический материализм, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстракция, индексный метод, метод сравнения,  метод абсолютных, относительных и средних величин, приемы цепных и базисных подстановок и другие.

     Основные  формами статистической отчетности выступили: форма 1- торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли»; форма 5 - з «Отчет о затратах на производство продукции», «Отчет о прибылях и убытках»,  бухгалтерский баланс и другие.

     Методической  и теоретической основой отчета стал ряд  теоретической литературы, методические указания, данные бухгалтерской  и статистической отчетности ОАО «Торговый дом «Сож».

     В данной курсовой работе использованы также труды таких ученых как: Г.В. Савицкая, Н.В. Максименко, Е.Е. Шишкова, Л.И. Кравченко и многие другие.

     Работа  состоит из трех разделов с подпунктами, введения и заключения, списка использованных источников и приложений и включает:

     страниц - 45;

     рисунок – 1;

     таблиц – 10;

     формул  – 14;

     источников -16;

     приложений - 12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ  В ТОРГОВЛЕ 

     
    1. Сущность  и значение товарных ресурсов в торговле. Показатели их состояния  и использования 
 
 

     В условиях натурального хозяйства продукты производились непосредственно для потребления. Они не были товаром. Отличительной особенностью товарного производства является то, что продукты производятся для обмена, становятся товарами.

     Классическая  политическая экономия характеризует  товар как «предмет, вещь, которая  удовлетворяет какие-либо человеческие потребности и производится для  обмена. Полезность вещи делает её потребительской  стоимостью, но наличие у вещи потребительской  стоимости не делает вещь товаром».

     Вторым  свойством, обязательно присущим товару, является его меновая стоимость, т.е. способность товара обмениваться на другой товар в определённых количественных соотношениях. Основой меновой стоимости товара, позволяющей приравнивать их друг к другу в определённых пропорциях, является общественный труд, воплощённый в товарах и проявляющийся при обмене товара, т.е. их стоимость.

     В современной рыночной экономике характерным является следующее  более широкое определение товара: «Товар – всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» [1, с. 105].

     На  современном этапе аспектам изучения товарных ресурсов уделяется внимание в работах многих экономистов.

     Товарные  ресурсы, по мнению Маркиной Н.Г., состоят  из товарной продукции различных  отраслей промышленности и сельского  хозяйства и образуют вместе с  импортными изделиями товарные ресурсы  предметов потребления.

     Тимофеев  Г.П. считает, что товарные ресурсы страны - это все товары народного потребления и средства производства, которые реализуются как товар [2, с. 39].

     Под товарными ресурсами ещё в социалистическом обществе понимались все товары (отечественные, импортные и принятые для комиссионной продажи), которыми располагает государство на определённый период времени [3, с. 19].

     В современной научной и учебной  литературе под товарными ресурсами понимается совокупная масса произведенных в стране и поступивших по импорту товаров для реализации на внутреннем рынке или для экспорта.

     Это понятие трактуется в трудах таких  учёных-экономистов, как Валевич Р.П., Кравченко Л.И., Абрютина М.С.  Баканова М.И.

     По  мнению Абрютиной М.С., товарные ресурсы складываются из трёх  составляющих:

     - товарных запасов во всех подразделениях и звеньях производства и  обращения;         

     - импорта; 

     - производства (отгрузки) товаров отечественными производителями.

     Это касается товарных ресурсов, которые  входят в систему товарного обращения. Например Абрютина М.С. выделила комплекс показателей «использование товарных ресурсов», который включает:

     - удовлетворение экономических потребностей за счёт приобретённых товаров отечественного производства и импортных;

     - экспорт;

     - товарные запасы на конец года  [5, с. 87].

     Товарные  запасы – это часть общественного  продукта, находящаяся в сфере  товарного обращения и предназначенная  для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления.

     Образование товарных запасов вызвано несоответствием  во времени и пространстве между  потребностью в них и возможностью их производства.

     Сокращение  времени товарного обращения  является одним из условий ускорения  всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования  оборотных средств в народнохозяйственном комплексе. Скорость оборота товаров  является важным фактором экономии расходов за счет сохранения качества товаров, сокращения товарных потерь, повышения  эффективности использования материально-технической  базы. [6, c. 237]

     Товарные  запасы необходимы для нормального  развития потребительского рынка и  обусловлены следующими факторами:

  1. Обеспечение непрерывности торгового процесса – запасы должны постоянно быть в сфере обращения (на складах и в магазинах);
  2. Сезонность производства и потребления отдельных товаров;
  3. Несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров. Промышленные предприятия, как правило, специализируются на узком ассортименте продукции, а торговые предприятия предлагают более широкую номенклатуру товаров;
  4. Территориальные особенности в размещении промышленных предприятий.

    Запасы  находятся как в сфере производства, так и в сфере обращения.

     Производственные  запасы (сырье и материалы) находятся  на складах промышленных предприятий, обеспечивают непрерывность процесса выпуска продукции. Запасы же в сфере  обращения выступают в виде готовой  продукции на складах, товаров в  пути, на оптовых базах и на предприятиях розничной торговли и общественного  питания.

     Товарные  запасы классифицируются по следующим  признакам:

  1. по местонахождению – на складах, в магазинах;
  2. по срокам – на начало и конец периода;
  3. по способам обращения – текущего хранения и досрочного завоза товаров.

     Товарные  запасы учитываются в абсолютных и относительных показателях.

     Абсолютная  величина товарных запасов может  быть измерена в денежном выражении  и натуральных единицах (т, шт.).

     Относительные показатели: уровень обеспеченности товарными запасами, время товарного  обращения, скорость обращения товаров. Уровень обеспеченности товарными запасами ( Ут.з) рассчитывается по формуле: 

                         Ут.з = ТЗ / ОТОодн                                                                    (1.1)       

     где ТЗ – товарные запасы на определенную дату, р.; ОТОодн – планируемый оптовый товарооборот, р.

     Запас, выраженный в днях, показывает обеспеченность торговой организации товарами на определенную дату. Запас товаров на квартальную  или годовую дату определяют путем  деления суммы товарного запаса на однодневный плановый оборот следующего за отчетным периода.

     Товарные  запасы в днях рассчитывают в оптовой  торговле к оптовому обороту.

     Показатель  скорости товарного обращения отражает срок, в течение которого товарные запасы находились в сфере обращения. Оборачиваемость товаров измеряют продолжительностью одного оборота  в днях или количеством оборотов за анализируемый период. Продолжительность  одного оборота в днях (время обращения) показывает, за сколько дней в анализируемом  периоде обернется средний запас  товаров, и определяется по формуле: 

Информация о работе Анализ товарных ресурсов организации