Анализ товарных ресурсов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов анализа товарных ресурсов торговой организации, а также пути повышения эффективности использования товарных ресурсов.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть и изучить сущность и значение товарных ресурсов в торговле;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета и отчетности товарных ресурсов;
- провести экономический анализ товарных запасов;
- дать организационно-экономическую характеристику торговой организации;
- дать общую оценку обеспеченности товарными ресурсами;
- рассмотреть анализ использования товарных ресурсов;
- разработать основные направления повышения эффективности использования товарных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

кр_Анализ тов-х ресурсов орг-ции (ОДО ТД Сож).docx

— 162.17 Кб (Скачать)

                         В = ТЗср * Д / ОТО = ТЗср = ОТОодн,                    (1.2) 

     где В – время товарного обращения, дн.; ТЗср – средние товарные за определенный период, р.; Д – число дней в анализируемом периоде; ОТО – оптовый товарооборот соответствующего периода, р.; ОТОодн – однодневный товарооборот соответствующего периода, р.

     Оборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения  товарных запасов) определяется путем  деления товарооборота на средний  остаток товаров по формуле: 

                         С = ОТО / ТЗср,                                                     (1.3) 

     где С – скорость обращения товарных запасов (оборотов).

     Средний остаток товаров определяют как  среднеарифметический или среднехронологический. Если при анализе берут только начальный и конечный остатки товаров, то их средний запас вычисляют как среднеарифметический. Для более достоверного и углубленного анализа следует брать большее количество остатков. В этом случае применяют среднехронологическую по следующей формуле: 

                  ТЗср = ((ТЗ1 / 2) + (ТЗ2) + (ТЗ3) + … + (ТЗn /2)) / n – 1,    (1.4)  

     где ТЗср – средний товарный запас, р.; n – количество периодов (месяц, квартал и т.д.).

     Таким образом, одной из важнейших задач  экономической и коммерческой служб  является организация торговли широким  ассортиментом предметов потребления  при нормальной величине запасов. Такой  подход обеспечивает ускорение оборачиваемости  средств, вложенных в товарные запасы, повышение рентабельности и эффективности  торговой деятельности.

     Итак, обобщая изложенное, можно сделать  вывод, что «товарные ресурсы» - это  предметы потребления для реализации на внутреннем рынке или для экспорта. Если это понятие охарактеризовать применительно к торговым организациям, то их можно рассматривать, как массу  товаров, поступающих из различных  источников, которая предназначена  для последующей продажи конечному  потребителю для личного или  коллективного потребления.

       В условиях перехода к рыночным отношениям существенно изменяется процесс формирования товарных ресурсов. Ранее основными источниками формирования товарных ресурсов являлись промышленное производство и сельское хозяйство. На современном этапе организации торговли формируют свои товарные ресурсы на основании свободного закупа товаров. Значительно увеличилось число каналов, через которые осуществляется процесс формирования товарных ресурсов.

     Значительный  резерв пополнения товарных ресурсов содержится в улучшении организации  торговли, особенно в части соблюдения норм продажи товаров. На эффективность  использования товарных ресурсов влияют: специализация организации, условия  и формы продажи товаров, порядок  расчётов и другие факторы. К коммерческим факторам относится формирование ассортимента товаров, объём и методы закупа товаров  в соответствии со спросом покупателей, осуществление контроля за поступлением товаров по всем товарным признакам, усиление контроля за качеством товаров и обеспечением их сохранности, выполнение планов и заключенных договоров.

       Данные факторы играют огромную  роль в экономическом развитии торговой организации, поэтому они широко освещены в литературных источниках. Например, часто рассматривается закупка товаров, которая влияет на рост товарных ресурсов, а впоследствии и на эффективность их использования. Ошибки в закупке влекут за собой  излишний завоз, что приводит к порче (продовольственные товары) или к потере потребительской стоимости и ненужности (непродовольственные товары).

     Рациональная  организация закупки товаров  означает приобретение товарных ресурсов нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надёжного поставщика, по приемлемой цене.

     Немаловажную  роль в формировании товарных ресурсов играет осуществление контроля за поступлением товаров и их качеством, а также выполнение планов и условий поставки товаров, что впоследствии влияет на эффективность использования товарных ресурсов в торговле.

     Наконец, социальные факторы, такие как общий  уровень культуры населения, национальные обычаи, традиции, условия труда  работающих, их профессиональная подготовка, планирование товарооборота, несомненно, оказывают влияние на уровень и объём товарных ресурсов.

       Исследование всех факторов, влияющих на формирование и эффективность использования товарных ресурсов, позволяет выявить резервы их рационального использования, своевременно принять меры  по сокращению и исключению товарных потерь, создавать возможность наиболее полного удовлетворения спроса покупателей и способствует росту розничного товарооборота, повышению эффективности использования экономического потенциала.

     Таким образом, товарные ресурсы, как составляющая экономики торговой организации, непосредственно  влияют на все преобразования в сфере  обращения и находятся в неразрывной  связи со многими сторонами их хозяйственной и другой деятельности.

     Исследование  процессов формирования  и использования товарных ресурсов позволило сделать вывод о том, что в условиях формирования рыночной экономики существует множество проблем в данных процессах, а именно: несовершенство методики и организации планирования товарных ресурсов, несопоставимость данных плана, недостаточная информационная база для проведения их анализа, отсутствии системы показателей оценки формирования и использования ресурсов товаров и др. Все это свидетельствует о том, что данная тема актуальна на современном этапе развития экономики и требует дальнейшего исследования. 
 

     
    1. Нормативно-правовое регулирование учета  и отчетности         товарных ресурсов
 
 

     Каждая  организация, подготавливая информацию, должна придерживаться единых подходов и правил. Эти правила устанавливают те отправные  моменты в построении системы бухгалтерского учета в организации, которые должны быть соблюдены при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Они – фундамент построения системы бухгалтерского учета в организации, целью которых является обеспечение доступа к сопоставимой информации, предоставление достоверной информации финансового положения и результатов деятельности.

     Нормативно-правовую базу, регулирующую порядок учёта  товарных ресурсов в розничной торговле можно представить в следующем  иерархическом порядке.

     Первый  уровень представляют Законы Республики Беларусь и                                   другие нормативно-правовые акты законодательной  и исполнительной власти:

     1) «О бухгалтерском учёте и отчётности». Закон Республики Беларусь № 278 - З. Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

      2) «О торговле». Закон Республики  Беларусь № 231-З. Настоящий  Закон определяет правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.

     Второй  уровень – стандарты по бухгалтерскому учёту и отчётности, утверждённые странами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования. Это общие правила составления и представления бухгалтерской отчётности, где излагаются принципы и базовые правила учёта, основные понятия, возможные бухгалтерские приёмы без раскрытия конкретного механизма их применения. К ним относятся:

     1) Об утверждении положения   о порядке оформления документа,  подтверждающего факт покупки  товара (выполнения работы, оказания  услуги). 

     Данное  положение определяет порядок оформления документа, подтверждающего факт покупки  товара. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и специальных  компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки товаров, является кассовый чек.

     2) Об утверждении положения о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь и положения о порядке регистрации внешнеторговых  контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь.

     Данное  положение определяет виды лицензий на экспорт и импорт товаров в  Республике Беларусь, выдаваемых Министерством  торговли Республики Беларусь, условия  и порядок представления в  Министерство торговли Республики Беларусь документов, необходимых для их получения, порядок рассмотрения таких документов, порядок выдачи лицензий, внесения изменений и дополнений в лицензии, основания и порядок их приостановления и аннулирования и распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - заявителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

     3) Об утверждении положения   о поставках товаров Республики Беларусь. В соответствии с данным положением поставка товара производится на основании договора.

     По  договору поставки поставщик обязуется  в обусловленные сроки, не совпадающие  с моментом заключения договора, передать  покупателю в собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) товар, предназначенный для предпринимательских или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением, а покупатель обязуется принять  товар и уплатить  за него определенную цену.

     В договоре, как правило, отражена следующая информация: предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность), порядок расчетов и цена товара, порядок поставки товара, транспорт, требования к таре и упаковке, страхование, имущественная ответственность сторон, срок действия договора, порядок изменения и расторжения договора, иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

     В качестве существенного условия  в договоре должна быть указана цель приобретения товара.

     4) Об утверждении формы государственной статистической отчетности № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указаний по её заполнению.

     Данное  положение утверждает прилагаемую форму государственной статистической отчётности № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и за-пасах товаров» и указания по её заполнению.

     5) Об утверждении бланков  унифицированных  форм первичной учётной документации.

     Данное  положение утверждает бланки приходного кассового ордера формы КО-1в, расходных  кассовых ордеров форм КО-2 и КО-2в, кассовых книг форм КО-4 и КО-4в согласно приложениям, а также положения о порядке их  заполнения.

     6) Об утверждении формы государственной статистической отчётности № 1- торг «Отчёт о товарообороте и запасах товаров» и указаний по её заполнению. 

     Данное  постановление утверждает прилагаемую форму государственной статистической отчетности № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» месячной периодичности и прилагаемые указания по ее заполнению.

     7) Об утверждении форм государственной статистической отчётности по розничной торговле. Положение утверждает  прилагаемые формы государственной статистической отчетности   № 6-торг (складская) «Отчет о наличии складской сети торговых организаций», № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров», № 3-торг «Отчет по розничной торговле», 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров»  и указания по их заполнению.

     8) Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению. Постановление утверждает бланки товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 согласно  указанным  приложениям, а также  инструкции по их заполнению.

     9) Об утверждении формы государственной статистической отчетности № 3-торг «Отчет по розничной торговле» и указаний по ее заполнению.

     Постановление  утверждает прилагаемую форму государственной  статистической отчетности № 3-торг «Отчет по розничной торговле» годовой периодичности и указания по её заполнению.

Информация о работе Анализ товарных ресурсов организации