Автомобильный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы попытаемся раскрыть следующие аспекты данной темы: место и роль транспорта в воспроизводственном процессе, особенности автомобильного транспорта. Транспорт, как особая сфера материального производства, состав и структуру Единой транспортной системы России, и место в ней автомобильного транспорта. Факторы размещения. Территориальное размещение. Географию автомобильного транспорта. Экономическую характеристику автомобильного транспорта РФ и современные проблемы.

Содержание

1 Роль транспорта в воспроизводственном процессе. Особенности
автомобильного транспорта.
1. Транспорт как особая сфера материального производства. Состав и
структура Единой транспортной системы и место в ней автомобильного
транспорта.
1.2 Факторы размещения.
1. Территориальное размещение.
2.1 География автомобильного транспорта.
2.2 Экономическая характеристика.
3. Современные проблемы.

Работа содержит 1 файл

экономика транспорта.docx

— 85.32 Кб (Скачать)
align="justify">     Специфика транспорта как сферы  экономики  заключается  в  том,  что

он  сам    не  производит  продукции,   а   только   участвует   в   ее

созидании(поэтому транспортная продукция не накапливается,  она  просто

не  успевает создаться, если даже эта продукция  создается, то она в  тот

же  момент  потребляется.  Ведь   «продуктом»    транспорта    является

транспортировка. Люди и товары едут вместе с  определенным  средством

транспорта  и движение последнего, его перемещение  и  есть  тот  процесс

производства,  который  оно   создает,     обеспечивая   сырьем, материалами, оборудованием  производство  и доставляя готовую продукцию потребителю. Тем самым  создавая транспортные  издержки.   Транспортные же издержки включаются  в себе6стоимость  продукции.  Также  необходимо сказать, что учет и  минимизация  транспортных  издержек  (транспортной слагающей)  являются  непременным  условием  рационального   размещения производительных сил.

    Влияние транспортной слагающей  обусловлено соотношением массы  сырья и топлива, с одной стороны, и массы готовой продукции  —  с  другой,  а также  дальностью  их  транспортировки.  Соотношение  этих  компонентов

неодинаково в различных отраслях и может  изменяться во времени. Поэтому

необходим  дифференцированный  подход  к  учету  влияния   транспортных

издержек  на  размещение  предприятий  различных   отраслей   народного

хозяйства.

    Предприятия    добывающей     промышленности     —     горнорудные,

нефтедобывающие,  угольные   —   располагают   преимущественно   вблизи

месторождений  сырья.  С  учетом  транспортной   слагающей   определяют

рациональную   очередность   ввода    в    промышленную    эксплуатацию

месторождений и устанавливают оптимальные  размеры добычи.

    При размещении  предприятий   обрабатывающей  промышленности  учесть влияние транспортной слагающей сложнее. Как правило, рассматривают  три варианта: масса сырья и топлива больше массы готовой  продукции;  масса готовой продукции превышает  массу  сырья  и  топлива;  масса  сырья  и топлива равна массе готовой продукции.

      При одинаковой транспортабельности  сырья и топлива выбор сырьевой

или топливной базы в качестве места  размещения  предприятия  обусловлен

преобладанием массы какого-либо компонента производства. Так, например,

при производстве сахара расход сырья превышает  расход  топлива  в  5—6

раз, при производстве цемента это  соотношение еще  больше.  Предприятия

таких отраслей размещают  преимущественно  вблизи  сырьевой  базы.  Это

справедливо  также  для  целлюлозно-бумажной,  деревообрабатывающей   и

некоторых других отраслей промышленности. Предприятия  по  производству алюминия, меди, никеля и другие энергоемкие  производства,  где  расход топлива многократно превышает расход сырья, размещаются,  как  правило, вблизи энергетической базы. Когда  масса  готовой  продукции  превышает массу сырья и топлива, предприятия (например,  по  производству  серной кислоты) целесообразно размещать в  районах  потребления  продукции.  В условиях перехода к рыночным  отношениям  роль  транспорта  существенно возрастает.  С  одной  стороны,  от   транспортного   фактора   зависит эффективность  работы  предприятия,  что  в  условиях  рынка,  напрямую связано с  его  работоспособностью,  а  с  другой  стороны,  сам  рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок.  Поэтому транспорт является важнейшей составной   частью инфраструктуры.

     Сравнительно велик удельный  вес транспорта в  важнейших   народно-

хозяйственных показателях и в потреблении продукции других  отраслей.

Транспорт  объединяет  6  видов  транспорта   и   дорожное   хозяйство,

насчитывает 600тыс. субъектов хозяйственной деятельности  ,  трудящихся

свыше 2 млн. Человек.     В  валовом  общественном  продукте   на  долю

транспорта  и связи приходится 3,7 %.

     Транспорт принято подразделять  на внутрипроизводственный и общего

пользования  (магистральный).  К   внутрипроизводственному   транспорту

относятся железнодорожные подъездные пути, межцеховые  и  внутрицеховые пути,  внутренние   автомобильные,   подвесные   и   канатные   дороги, монорельсовые пути, тракторный и гужевой транспорт в сельском хозяйстве и т. д. Это, как  правило,  технологический  транспорт,  обеспечивающий перемещение предметов труда внутри предприятий Магистральный  транспорт общего пользования обеспечивает транспортно-экономические  связи  между предприятиями, возникающие в процессе расширенного   капиталистического производства. К магистральному  транспорту  относятся железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный  транспорт  и линии электропередачи.

     Можно выделить три основных  магистральных направления транспортной

системы России:

     . Широтное магистральное сибирское   направление  «восток-запад»  и

       обратно, оно включает  железнодорожные,  трубопроводные  пути  и

       водные с использованием рек  Камы и Волги.

     . Меридиональное магистральное  центральноевропейское   направление

       «север-юг» с выходом на Украину,  Молдову, Кавказ, образованное в

       основном железнодорожными путями.

     .  Меридиональное   волго-кавказское   магистральное   направление

       «север-юг»   по  реке  Волга,  железнодорожным   транспортом   и

       трубопроводным путями, связывающее Поволжье и Кавказ с  Центром,

       Севером европейской части страны  и с Уралом.

       По  этим  главным  магистральным   направлениям   идут   основные

грузопотоки   страны,   по   этим    направлениям     особенно    тесно

взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный  автомобильный  виды транспорта.  Магистральные авиатрассы  также  в  основном  совпадают  с сухопутными.

    Помимо   основных   магистральных   направлений   имеется    густая

транспортная  сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между

собой,  они  образуют  Единую  транспортную  систему  России.  По  мере

развития  производительных сил страны в целом  и  отдельных  ее  районов

транспортная  система нуждается в постоянном  совершенствовании  как   в

отношении рационализации размещения, так и повышения ее  качественного

уровня:    обновлении    материально-технической    базы,     улучшении

организационно-управленческой    системы,    использовании     новейших

достижений  научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы

Российской  Федерации  направленно   на   более   плотное   обеспечение

потребностей  хозяйства и населения страны транспортными услугами.

    Основными    видами    транспорта    являются:     железнодорожный,

автомобильный,  авиационный,  трубопроводный,  морской   и   внутренний

водный.

    В этой части работы я попытаюсь   коротко  и  одновременно   понятно

рассказать  о каждом виде транспорта о  их  преимуществах, недостатках и

  недостатках.

    Железнодорожный транспорт-основное  звено  в  единой   транспортной

системе Российской Федерации. Отличается  регулярностью движения во все

времена   года,  большой  скоростью,  способностью  осваивать  массовые

потоки  грузов  и   пассажиров,  относительно   низкой   себестоимостью

перевозок.   Эти   преимущества    делают   железнодорожный   транспорт

универсальным  для перевозки всех  видов грузов  в   межрайонных   и

внутрирайонных  сообщениях  и пассажиров   в пригородном,  местном и

дальнем сообщениях. Однако,  учитывая   большие капитальные вложения,

затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование   наиболее

эффективно   при  значительной  концентрации  грузовых  и пассажирских

потоков.

    Преобладающие грузы - каменный  уголь (более  17%),  нефть  (12.5%),

черные  металлы, лес и руды  (по  6%),  хлебные   грузы,  химические   и

минеральные удобрения (по 3.5%), цемент(3%). Они составляют  около  60%

общего  отправления  грузов  железнодорожным  транспортом.  В  перевозке

грузов  железнодорожный транспорт  занимает  лидирующее   положение,  на

2000г  этим видом транспорта было  перевезено около  1047 млн. тон.  В  то

время как трубопроводный -829 млн. тон., автомобильный-550 млн. тон.[5] 

    Автомобильный транспорт.

    Автомобильный  транспорт   в  основном  используется  для  перевозки

небольших потоков  грузов  на  короткие  расстояния.  Это  связанно  со

сравнительно  высокой себестоимостью данного  вида транспорта и его малой

грузоподъемностью. К достоинствам  автомобильного  транспорта   следует

отнести высокую скорость и возможность  доставки  грузов  «от  двери  до

двери»  без дополнительных затрат на  перегрузку.  Большая  мобильность,

возможность оперативно реагировать на изменения  пассажиропотоков ставят

автотранспорт  «вне  конкуренции»  при  организации  местных  перевозок

пассажиров. Однако себестоимость перевозок  на автомобильном  транспорте

весьма  высока  и в среднем превышает аналогичные показатели  речного и

железнодорожного  транспорта. Высокий уровень себестоимости  определяется

  небольшой  грузоподъемностью   и,   следовательно,  производительностью

подвижного  состава  и  в  этой  связи  значительным   удельным   весом

Информация о работе Автомобильный транспорт