Факторы и резервы максимизации прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение факторов и резервов, способствующих максимизации прибыли фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- выявить факторы, способствующие максимизации прибыли фирмы
- определить методы расчета влияния каждого фактора на величину прибыли
- выявить резервы максимизации прибыли фирмы
- проанализировать на конкретном примере влияние факторов и резервов на максимизацию прибыли фирмы.

Работа содержит 1 файл

курсовик - копия.docx

— 108.11 Кб (Скачать)

 

Итак, после  вычитания из прибыли налоговых  отчислений в бюджет страны, а также отчислений в благотворительные и иные фонды, после расчета с кредиторами, вкладчиками (инвесторами), а также арендодателями (владельцами земельных ресурсов, зданий, сооружений и т.д.), остается величина так называемой чистой прибыли.

Чистая  прибыль - это та часть экономической прибыли, которая остается после необходимых налоговых отчислений, выплат фондам, а также выплат владельцам факторов производства (земля и капитал). Чистая прибыль распределяется на нужды фирмы: обучение персонала, охрана окружающей среды, накопление капитала для реализации будущих нужд, отчисления во внутренние социальные фонды. Кроме этого, в состав чистой прибыли входит величина дохода собственников фирмы.  Следовательно, владельцы фирмы полностью заинтересованы в максимизации прибыли своего предприятия.  
 
 

1.6 Формула зависимости прибыли от всех факторов производства.

Целью фирмы является максимизация прибыли.

Прибыль = Выручка – Затраты  на труд – Затраты  на капитал

Или  Прибыль = PY – WL – RK.

Подставим в уравнение производственную функцию:

Прибыль = PF(K, L) - WL – RK.

Это уравнение  показывает, что прибыль зависит  от цены на продукцию (P) и цен на факторы производства (W, R), а также от количества факторов (K, L). Конкурентная фирма принимает цены на продукцию и на факторы производства как данные и выбирает такие количества капитала и труда, которые максимизируют прибыль.

1.7 Анализ и планирование прибыли.

Планирование  прибыли с переходом к рыночной экономике занимает центральное  место в стратегическом управлении коммерческим предприятием. Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

 

Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа

прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый  период, расчета ее

прогнозной  величины; оценки достоверности произведенных  расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера

прибыли и рентабельности. В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо нереализационных  доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К группе внешних факторов относятся:

-уровень  развития экономики страны в  целом;

-меры  регулирования деятельности предприятий  со стороны  государства;

-природные  (климатические) факторы, транспортные  и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

-изменение  не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

-нарушения  поставщиками, снабженческо-сбытовыми,  вышестоящими хозяйсвенными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия. Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины.

К внутренним факторам относятся:

- результаты  коммерческой деятельности,

- эффективность  заключенных сделок на поставку  товаров, 

- объем  и структура товарооборота, 

- формы  и системы оплаты труда, 

- производительность  труда, 

- эффективность  основных и оборотных средств,

-  уровень  валовых доходов и издержек  обращения, 

- размер  прочей прибыли 

Факторами, связанными с нарушениями  хозяйственной дисциплины, являются:

-нарушение  налогового законодательства и  действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;

-экономия, полученная в результате недовыполнения  необходимых мероприятий по  охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего     ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;

-экономия, полученная в результате ухудшения  культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;

-несоблюдение  методов списания безнадежных  долгов, принятой методики оценки  товарно-материальных ценностей,  начисления износа основных фондов  и   нематериальных активов.

Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности    предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в   работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.(17)

Этот  вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет  учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующее  информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки. Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ. Он основывается на данных первичного учета и  непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах.

Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущих перспектив (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).

Последовательность  прогнозного анализа в общем  виде заключается в следующем:

-определяется  круг показателей, характеризующих  перспективу развития предприятия по основным направлениям его хозяйственной деятельности;

-строится  график исходного динамического  ряда взаимосвязей показателей  и путем сравнения его с  графиком известных функций отбирают  наиболее подходящие;

-вводятся  в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничения (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов).

Оценка  прибыльности коммерческого предприятия  проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние,особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании  основных показателей хозяйственной деятельности).В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа.

Анализ  прибыли производится в несколько этапов:

На  первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы  прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На  втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:

а) изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота в текущих

  ценах  рассчитывается по формуле:

АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 ,

где АПаq - изменение прибыли за счет изменения  размера товарооборота;                       Qп и Qб - объем товарооборота в  отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.;  

 Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;

б) изменение прибыли за счет изменения объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)

АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 ,

где CQ - сопоставимый товарооборот;

в) для  измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу:

Agaйci = (ФТ x (Iп - 1) x Р  тб)/100,

где ФТ - физическая масса товаров;

Iп - индекс цен отчетного периода  в сравнении с базисным.

Общее влияние факторов физической массы  товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли  за счет изменения объема реализации

в текущих  ценах;

г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяется

следующим образом:

AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф  ,

где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году , %',                                                                                                                   УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, 

Qф - объем фактического товарооборота;

д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:

AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 ,

где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; 

УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',

Оф - фактический  объем товарооборота;

е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет размером влияния данного фактора на результат;

ж) изменение эффективности использования ресурсов и капитала предприятия    измеряется с помощью следующей формулы:

П = (Р x Ррп)/100 ,

где Р - .размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке;

Pрп - рентабельность  использования определенного вида ресурсов(капитала),%.

Совокупное  влияние на формирование прибыли размера  используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:

AПар  = ((Рп - Рб) x Ррб)/100 ;

Aпаррп  =(Рп x (Ррп - Ррб))/100 , 

На втором этапе анализа по рекомендациям  отдельных экономистов предлагается  также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в  валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график  их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных  задач.

На  третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе.

Влияние факторов на размер отклонения фактической  прибыли от плановой определяется по  вышеизложенной методике.

На прибыль  и рентабельность большое влияние  оказывают ценовые факторы. С  ростом  цен на товары увеличивается  сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость).

    Для расчета влияния ценовых факторов необходимо пересчитывать сумму  валового  дохода и издержек обращения  в сопоставимые цены. Наряду с этими  факторами (изменение цен и тарифов) в процессе анализа устанавливается  влияние на прибыль изменения  объема реализации товаров в сопоставимых ценах и структуры  товарооборота.  
 
 
 

1.8 Норма прибыли и факторы ее максимизации. 

Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу.

    В  нашей стране применяются следующие показатели доходности предприятий и организаций, которые основаны на формах государственной статистики и бухгалтерской отчетности (системы показателей, характеризующих состояние  хозяйственных средств, их источников и итогов работы предприятия, организации за отчетный период). О степени доходности судят по следующим основным показателям:

    а) прибыль - конечный финансовый результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов; 

    б) рентабельность продукции - соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;

    в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности.     

    Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно она определяет степень возрастания активности предпринимателей, и даже их отношение к соблюдению правовых норм и законов.

      Факторы увеличения  нормы прибыли 

Рентабельность  фирм зависит от двух видов факторов:  внутрипроизводственных и  рыночных.

    Величина  нормы прибыли определяется главным  экономическим фактором -  величиной массы прибыли.  Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.

       Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно - от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.

На годовую  норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге - увеличивается эффективность бизнеса.

    Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.

    Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения  обнаружили следующую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности.

    Рыночное  соперничество  выступает уравнительницей  цен. Свободная конкуренция в каждой отрасли хозяйства вынуждает всех бизнесменов продавать однородные изделия по одной и той же рыночной цене. В наихудшем положении оказываются владельцы технически отсталых предприятий, выпускающих дорогостоящие товары с высокой себестоимостью продукции. При общей равновесной цене они не могут полностью реализовать заключенную в товаре стоимость и теряют часть прибыли. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают конкурентную сверхприбыль. Последняя  равна разнице между общей рыночной ценой и низкой себестоимостью изделия.

    Монополии имеют возможность сами устанавливать на   рынке выгодные им цены. Крупный бизнес использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль - избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех фирм прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным доходом образует монопольно высокую прибыль. Такова типичная структура дохода монополистических объединений, характерная  

для первой половины XXв.

Глубокий  анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный    информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.

Хотя  в условиях нестабильной экономической  ситуации и постоянного роста  цен многие отказываются от планирования по причине сложности прогнозирования даже  однозначных количественных показателей, тем не  менее, без таких расчетов  управляемость предприятия значительно снижается. Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование позволило фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе. При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим показателям предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы и принимать соответствующие управленческие решения.

Разработка  прогнозных расчетов прибыли обусловлена  необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других мероприятий и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая   прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот. С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних целей - на месяц), т.е. идти от частного к общему. При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.  

1.9 Резервы максимизации прибыли фирмы 

Анализ  прибыли и рентабельности завершается  обобщением неиспользованных   резервов для их роста. Таковыми являются ускорение  оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения. Для углубления анализа необходимо более детально изучить все вышеназванные  резервы роста прибыли на предмет реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли и рентабельности. В этой связи рекомендуется использовать материалы оперативного анализа. И после этого приступают к прогнозному анализу.

          Резервы роста балансовой прибыли:

  1. Предприятия обрабатывающих отраслей. У данных предприятий удельный вес стоимости сырья в себестоимости продукции является наивысшим, поэтому резервом роста прибыли является снижение себестоимости в части материальных затрат.
 
 
  1. Добывающая  отрасль. Резервом роста прибыли является увеличение объема добычи, т.к. трудно обеспечить снижение себестоимости добычи полезных ископаемых  из-за естественных природных причин.
  2. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя (в торговле). Резервами роста прибыли является увеличение объема производства и реализации продукции, определяемые спросом и уровнем себестоимости, но без ущерба для качества продукции.
  3. Сокращение остатков нереализованной продукции до нормативной.
  4. Реализация нематериальных активов, имеющих спрос на рынке.
  5. Прибыль от реализации основных фондов и прочего имущества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Расчет и анализ факторов и резервов максимизации прибыли на примере ОАО «Рованокс».

2.1.Анализ формирования прибыли и факторов ее изменения.

Партнерское торговое предприятие  ОАО «Рованокс» г. Красноярск,

ул. Ленина, д. 121.

Ассортимент выпускаемой продукции – сырая, копченая и вареная колбаса в  искусственной оболочке.

Технология  производства предусматривает использование  специальных рецептур, разработанных специалистами фирмы Raffus - производителя мясоперерабатывающего оборудования высшего качества с мировым именем.

Действующие производственные мощности свинофермы и птицефабрики позволяют обеспечить сырьевую базу для проектируемого мясоперерабатывающего комплекса. Годовое производственное потребление сырья (мяса)

- 1,8 тыс.  тонн.

Планируемый объем выпуска готовой продукции  на 2007 г - 1,5 тыс. тонн на сумму - 25,11 млн. руб. на основе действующих производственных мощностей и их реконструкции.

Рынком  сбыта продукции являются предприятия  оптовой и розничной торговли, предприятия общественного питания г. Красноярск, а также собственная торговая сеть фирмы.

Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками вследствие организации производства фирмы по замкнутому технологическому циклу - от самостоятельного выращивания кормов и зерна до переработки и реализации продуктов сельхозпроизводства через собственную торговую сеть.

      Предметом и целью деятельности ОАО «Рованокс» является содействие наиболее полному  удовлетворению потребностей народного  хозяйства в продуктах питания и сельхозпродукции, в товарах народного потребления, а также более полного эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов.

В указанных  выше целях ОАО «Рованокс» осуществляет производство

и реализацию продуктов питания и сельхозпродукции.

В состав АО «Рованокс» входят следующие основные подразделения: миниптицефабрика, свинооткормочная ферма; складские помещения размером 2001 кв.м; холодильники; магазин площадью 250кв.м; магазин площадью 50 кв.м; кафе; миниресторан (на трассе «Красноярск-Канск»).

      В настоящее время  штат АО «Рованокс» состоит 15 -ти человек, которые являются специалистами в области сельского хозяйства. Штат находится в составе комплектации, ведется профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются планы и программы подготовки персонала.

      Динамика  основных показателей хозяйственной  деятельности предприятия ОАО «Рованокс» рассматривается за 2005-2006 год (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 Динамика основных показателей ОАО «Рованокс»

за 2005-2006 г.г. в действующих ценах

Показатель Период   Отклонение Темп  роста, %
2005 г. 2006 г.
1 2 3 4 5
Товарооборот, тыс.руб. 120 458 127 152 6 694 105,56
Доходы  от реализации, тыс. руб. 23 854 24 150 296 101,24
Уровень дохода, %  к товарообороту в действующих ценах 19,80 18,99 -0,81 95,91
Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс.руб. 4 471 4 526 55 101,23
Уровень налогов и др. обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к товарообороту 3,71 3,56 -0,15 95,95
Расходы на реализацию, тыс.руб. 16 764 16 125 -639 96,19
Уровень расходов, в % к товарообороту 13,92 12,68 -1,24 91,1
Прибыль (убыток) от реализации товаров, тыс.руб. 2 619 3 499 880 133,6
Прибыль (убыток) от реализации товаров, в % к товарообороту (рентабельность продаж) 2,17 2,75 0,58 126,73
Прибыль (убыток) от операционных доходов (расходов), тыс.руб. 48 56 8 116,67
Прибыль (убыток) от внереализационных операций, тыс.руб. 102 144 42 141,18
Прибыль (убыток) за отчетный период, тыс. руб. 2 769 3 699 930 133,59
Среднегодовая стоимость основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, тыс.руб. 21 546 23 698 2 152 109,99
Фондоотдача, тыс.р. 5,59 5,37 -0,22 96,06
Среднегодовая стоимость товарных запасов, тыс.руб. 13 250 13 987 737 105,56
Торговая  площадь, м2 110 110 0 100,00
Товарооборот  на 1м2 торговой площади, тыс.руб. 1 095 1 156 61 105,57
 

Примечание. Источник: собственная разработка

    Торговое  предприятие ОАО «Рованокс» является прибыльным. Прибыль от реализации продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 880 тыс. руб. Рентабельность продукции в 2005 году составила 2,17%, в 2006 году – 2,75%. Предприятие имеет положительную динамику увеличения товарооборота и валового дохода.

    Анализ  прибыли отчетного года начинается с изучения динамики за 2005-2006 годы массы  прибыли и изменения ее структуры.

    Для этого на основании  формы № 2«Отчет о прибылях убытках» составляется таблица 2.2.

Таблица 2.2. Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Рованокс»

за  2005-2006 г., тыс. руб.

Показатель 2005 г. 2006 г. Изменение Темп роста

прибыли, %

Сумма, тыс.руб Удельный вес,       % Сумма, тыс.руб Удельный вес,         % Суммы Удельного веса (гр.4/гр.

2*100)

1 2 3 4 5 6 7 8
Прибыль от реализации товаров 2619 94,58 3 499 94,6 880 0,01 133,6
Сальдо  операционных доходов (расходов) 48 1,73 56 1,51 8 -0,22 116,67
Сальдо  внереализационных доходов (расходов) 102 3,69 144 3,89 42 0,21 141,18
Общая сумма  прибыли 2769 100 3 699 100 930 0 133,60
 

    Примечание. Источник: собственная разработка 

В 2005-2006 гг. конечный финансовый результат  предприятия ОАО «Рованокс» представлял собой прибыль: в 2005 году – в сумме 2769 тыс. руб., в 2006 году – 3699 тыс. руб. Операционные доходы возросли с 48 тыс. руб. в 2005 году до 56 тыс. руб. в 2006 году., доходы от внереализационных операций – с 102 тыс. руб. в 2005 году до 144 тыс. руб. в 2006 году. Общая сумма прибыли за 2006 г. увеличилась на 33,6 процента, или на 930 тыс. рублей.

Анализ  данных таблицы 3.2 показывает, что наибольшую долю в составе  общей прибыли  занимает прибыль от реализации продукции: в 2005 году она составила 94,58 процента, а в 2006 году ее фактическая доля составила 94,6 процента. Повышение ее удельного веса на 0,12 процентных пункта с положительной стороны характеризует деятельность предприятия. Вес других составных частей прибыли составил по сальдо прочих операционных доходов и расходов 1,51 (-0,22 процентных пункта), прибыли от внереализационных операций – 3,89 (+0,21 процентных пункта).

    Увеличение  внереализационных доходов на 42 тыс.руб. (0,21 процентных пункта), а также увеличение результатов по прочим операционным доходам на  8 тыс. руб. (-0,22 процентных пункта) явились благоприятными факторами, оказавшими влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия,

в связи  с этим прибыль ОАО «Рованокс» в 2006 году увеличилась на 930 тыс.руб.по сравнению с 2005 годом.

    Следует отметить, что предприятие выполнило  плановые показатели по росту прибыли  от реализации продукции, операционных и внереализационных доходов. Структура  прибыли от реализации товаров не претерпела существенных изменений за 2005-2006 гг.

    Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема оптового товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние на прибыль изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического оптового товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитывают влияние на прибыль от реализации товаров изменения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.

    Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение  оптовых цен. При повышении оптовых  цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение оптовых цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. уменьшение или увеличение объема товарооборота за счет изменения оптовых цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров(по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100. Для изучения влияния факторов на общую прибыль составляют таблицу 2.3. Большинство факторов положительно повлияло на динамику прибыли ОАО «Рованокс».

    В связи с повышением оптовых цен  товарооборот ОАО «Рованокс» возрос на 25755 тыс.руб. и за счет этого прибыль  от реализации товаров увеличилась  в динамике на 559 тыс.руб. ( 25755* 2,17/100). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.3 Расчет влияния факторов на изменение динамики прибыли

     ОАО «Рованокс»  в 2006 году 

Факторы Влияние на динамику прибыли
  расчет сумма
Изменение товарооборота в действующих  ценах + 6694 х 2,17 / 100 + 145
В том числе за счет повышения цен на товары (127 152 - 101 397) х  2,17 /100 + 559
Изменение уровня  дохода,

в % к  товарообороту

127 152 х ( -0.81) /100 -1029.9
Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к товарообороту 127 152 х (+0,15) / 100 + 191
Изменение уровня расходов на реализацию, в % к  товарообороту 127 152 х (+1,24) / 100 + 1577
Изменение финансовых результатов (прибыли) от реализации прочих активов - + 8
Изменение суммы (прибыли) внереализационных  доходов (расходов) - +42
Итого: - +930
 
 

Примечание. Источник: собственная разработка 
 
 
 
 
 
 
 

Следует отметить, что такой расчет влияния  ценового фактора на прибыль неточен, так как допускается, что все  издержки обращения (расходы на реализацию) находятся в прямой зависимости  от изменения продажных цен на товары. В действительности только определенная часть торговых расходов зависит от изменения оптовых  цен.

    Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 

    930 тыс. руб., в том числе, за счет изменения:

    увеличения  товарооборота в действующих ценах:   +145 тыс. руб.,

    повышения цен на товары:                                           +559 тыс. руб.,

    уменьшения уровня доходов от реализации:             -1029.9тыс.руб.

    уменьшения  уровня налогов и других обязательных платежей,

    взимаемых за счет валового дохода:                           +191 тыс. руб.,

    уменьшения  уровня расходов на реализацию:          +1577 тыс. руб.,

    увеличения финансовых результатов

    от  реализации прочих активов:                                   +8 тыс. руб.,

    увеличения суммы внереализационных доходов      +42 тыс. руб.,

    Основная  доля прибыли в 2006 году была получена за счет увеличения продажи готовой продукции, а также за счет повышения цены реализации, уменьшения уровня расходов на реализацию и налоговых платежей. Основным резервом роста прибыли предприятия ОАО «Рованокс» в 2006 году является снижение издержек производства и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта) мясоколбасной продукции. Торговое предприятие может снизить свои издержки путем оптимизации величины товарных запасов с отслеживанием суммы остатков, доли оплаченных товаров в общей сумме запасов и т.д., снижения размера потребления тепло и энергоресурсов. Объемы реализации можно увеличить, во-первых, за счет приобретения новых рынков сбыта, во-вторых, за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции при сохранении ее высокого качества.

 

 

2.2 .Анализ распределения прибыли по основным направлениям. 

Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств.

    Создание  правильных соотношений при распределении  прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли.

    Налогооблагаемая  прибыль формируется от прибыли, которая направляется на удовлетворение потребностей общества (в виде налогов) и предприятия. За счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, производятся отчисления в благотворительные фонды, уплачиваются экономические санкции. Оставшаяся сумма представляет собой чистую прибыль, которая действительно остается предприятию.

    Для определения налогооблагаемой прибыли  необходимо из прибыли вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), налог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

    После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая  -    на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

    Так, прибыль, полученная на предприятии, должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся приложением к балансу и формой «Отчет о движении источников собственных средств» и составим следующую аналитическую таблицу 2.4. 

Таблица 2.4 Распределение прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия

Наименование  показателей Ед. изм. 2005 г. 2006 г. Отклонение (+, -)
1. Прибыль  отчетного года млн. руб.  24,4  30,4 6
2. Налогооблагаемая  прибыль млн. руб.  24,4  30,4 6
3. Налог  на прибыль и иные платежи млн. руб.  6,8  9,1 2,3
4. Прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия млн. руб.  17,6  21,3 3,7
5. Прибыль,  направленная:               
        а) в фонд накопления млн. руб.             
        б) в фонд потребления млн. руб.             
        в) другие цели млн. руб.             
6. Нераспределенная  прибыль отчетного года млн. руб.  17,6  21,3 3,7
 
 

    Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в 2005 г. осталось 17,6 млн. руб. прибыли, в 2006 г. – 21,3 млн. руб. прибыли.

    В процессе формирования и использования  фондов накопления и потребления за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль. Однако, как показал анализ, сумма средств, направленная в фонды равна нулю и соответственно стимулирующая функция не была реализована. 
 
 
 
 

2.3. Факторы и резервы роста прибыли и совершенствования системы

       её распределения 

    Резервы роста прибыли  – это количественно  измеримые возможности  ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее реализацию, недопущение внереализационных  убытков, совершенствование  структуры продукции.

    Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе

    выполнения планов по получению прибыли.

    Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованно

      методике расчетов факторов.

    Выделяют  три этапа этой работы:

    - аналитический;

    - организационный;

    - функциональный.

    На  первом этапе выявляют и количественно  оценивают резервы роста прибыли, на втором разрабатывают комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически  регулируют мероприятия и ведут  контроль за их выполнением.

    В процессе анализа необходимо выявить  неиспользованные возможности роста  прибыли на ОАО «Рованокс», которые  имели место в 2006 году и связаны  с определенными недостатками в хозяйствовании. Для этого составим  таблицу 2.5 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.5 Алгоритм расчета возможностей роста прибыли от реализации товаров

за  счет изучения и использования  опыта работы лучшего  однотипного предприятия.

Показатели Однотипное  предприятие
  ОАО «Рованокс» ООО «Витязь»
Фактический оптовый товарооборот за  2006 г., в  действующих ценах, тыс.руб. 127 152 135 573
Сумма прибыли за 2006 г. от реализации товаров, тыс.руб. 3 499 4 200
Уровень прибыли в процентах к обороту 2, 75 3,098
     
Отклонение  по уровню прибыли от реализации товаров, в % к обороту по сравнению с данными лучшего предприятия -0,348 -
     
Рост  суммы прибыли за счет изучения и  использования опыта работы лучшего  предприятия ( 127 152 * 0,348/100) +442 -
 

Примечание. Источник: собственная разработка

Лучших  результатов по уровню рентабельности продаж в 2006 году достигло

ООО «Витязь». Если бы ОАО «Рованокс» в отчетном году изучило опыт работы

ООО «Витязь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль

от реализации товаров возросла бы на 442 тыс. руб.

За анализируемый период ОАО «Рованокс» имело возможность получить  прибыль

в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения..  Арендная плата в месяц составляла 180 тыс. рублей. За 2006 г. расходы по аренде складского помещения составили  2 160 тыс. руб. Таким образом, ОАО «Рованокс» недополучило прибыли в сумме 2 160 тыс. рублей.

Выявленные  резервы роста валового дохода ОАО «Рованокс» представлены

в таблице 2.6

    Таблица 2.6 Обобщение выявленных возможностей роста прибыли

      ОАО «Рованокс»  за 2006 год

Неиспользованные  возможности роста прибыли Размер  неиспользованных возможностей
сумма, тыс. руб. уровень в %к обороту
Возможности роста прибыли за счет изучения и использования опыта работа лучшего предприятия. 442 0,348
Возможности роста прибыли за счет отказа от аренды ненужного складского помещения. 2 160 1,699
Всего 2 602 2,047
 

Примечание. Источник: собственная разработка

В процессе анализа на ОАО «Рованокс» необходимо выявить, изучить и обобщить

 реальные  резервы роста прибыли, которые  могут быть использованы

 в  будущей хозяйственной деятельности.

В 2006 г. предприятие имеет возможность  увеличить торговую площадь на 50 кв.м.

Для этого  рассчитаем резерв роста прибыли  за счет увеличения торговой площади.

Резерв  роста прибыли за счет увеличения торговой площади определяется

по формуле:   , где

 РTВ – возможное увеличение торговой площади;

П  –  фактическая прибыль от реализации товаров;

РT – фактическая торговая площадь.

В ОАО  «Рованокс» резерв роста за счет увеличения торговой площади 

Рассчитывается по формуле:

(тыс. руб.)

Если ОАО «Рованокс» в 2006 году снизит расходы на оплату труда за счет

сокращения  одного штатного сотрудника, то резерв роста прибыли составит

1675 тыс. рублей. В отчетном году заработная плата одного продавца

составила 120 тыс.руб., отчисления от заработной платы 26%, что составляет

120000*0,26 = 31,2 тыс.руб.

Резервы роста прибыли предприятия ОАО  «Рованокс» представим в таблице  2.7.

Таблица 2.7. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли    предприятия

ОАО «Рованокс» на 2006 г.

Прогнозные  резервы роста прибыли Размер  прогнозных

 резервов

сумма, тыс. руб. уровень в % к 

обороту

Рост  прибыли за счет увеличения торговой площади 1590 1,25
Рост  прибыли за счет снижения расходов на оплату труда 151,2 0,12
Всего 1741,2 1,37
 

Примечание. Источник: собственная разработка

В 2006г. ОАО «Рованокс» имело возможности  роста прибыли.  Если бы предприятие  в отчетном году изучило опыт работы ООО «Витязь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возросла бы на 442 тыс.руб. За анализируемым период ОАО «Рованокс» также имело возможность получить  прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения.  Таким образом, ОАО «Рованокс» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей. Но можно и нужно разработать меры по устранению и предупреждению недостатков в деятельности анализируемого предприятия, выявить и использовать резервы максимизации прибыли и рентабельности. В процессе анализа на ОАО «Рованокс» были выявлены реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. Рост прибыли за счет увеличения торговой площади составит 1590 тыс.рублей., а за счет снижения расходов на оплату труда на сумму 151,2 тыс.рублей. Таким образом, прогнозные резервы роста прибыли на предприятии составляют 1741,2 тыс.рублей.

Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечным  финансовым результатом работы предприятия  является прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

    Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

    •    в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей  ее эффективности;

    •  используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

    • выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

В данной работе рассмотрена тема прибыли  и условия ее максимизации, выявлены факторы и резервы максимизации прибыли, определена сущность издержек и их влияние на характер прибыли, на рентабельность предприятия, действующего в условиях рыночной экономики. В данной работе были рассмотрены реальные методы максимизации прибыли в различных условиях, под влиянием конкретных факторов. Все эти вопросы особенно актуальны в настоящее  время, когда вся мировая экономика, в том числе экономика  России, находится в состоянии глубокого кризиса. Именно правильная оценка всех факторов и резервов роста прибыли, максимальное сокращение издержек  позволит предприятию выжить в сложившихся на данный момент сложных экономических условиях.

   
 
 
 
 
   
 

Информация о работе Факторы и резервы максимизации прибыли