Формирование прибыли полиграфических предприятий. Пути её максимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:33, курсовая работа

Описание работы

Прибыль - основополагающий фактор, без которого не может существовать ни одно предприятие, так как без прибыли не будет производиться денежный оборот на предприятии, а это незамедлительно ведет к разорению.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Другими словами, прибыль составляет основу экономического развития предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Теоретическая часть…………………………………………………...4
1.1. Экономическая сущность прибыли…………………………………..4
1.2.Учетное и налоговое содержание понятия «прибыль»……………...9
1.3.Функции прибыли…………………………………………………….16
1.4.Виды прибыли………………………………………………………...17
2. Практическая часть………………………………………………….23
2.1. Оценка управления прибылью на полиграфических предприятиях………………………………………………………….…..23
2.2. Формированием оптимальной стратегии управления прибылью на полиграфических предприятиях…………………………………………26
2.3 Максимизация прибыли на различных рынках конечной
продукции………………………………………………………………....31
Заключение…………………………………………………………….....41
Список использованной

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Гуцуляк Я.В._ДЭМ3.docx

— 133.41 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

  • Курсовая  работа

    на тему:

  • Формирование  прибыли полиграфических  предприятий. Пути её максимизации.
  • Понятие прибыли, виды и функции  прибыли. Прибыль  как показатель конкурентоспособности  полиграфических  предприятий.

  •  
                                          • Выполнила:

                                            Студентка ФЭиМ

                                            Группы  ДЭМ 3

                                            Гуцуляк Я.В. 

                                            Проверил:

                                            Зюков Н.С.

                                     Москва, 2011 г.

                        Оглавление
                         

                        Введение……………………………………………………………………2

                        1. Теоретическая часть…………………………………………………...4 

                        1.1. Экономическая сущность прибыли…………………………………..4

                        1.2.Учетное и  налоговое содержание понятия  «прибыль»……………...9

                        1.3.Функции прибыли…………………………………………………….16

                        1.4.Виды прибыли………………………………………………………...17

                        2. Практическая часть………………………………………………….23

                        2.1. Оценка управления прибылью на полиграфических                   предприятиях………………………………………………………….…..23

                        2.2. Формированием  оптимальной стратегии управления  прибылью на полиграфических  предприятиях…………………………………………26

                        2.3 Максимизация прибыли на различных рынках конечной

                        продукции………………………………………………………………....31

                        Заключение…………………………………………………………….....41

                        Список  использованной литературы…………………………………42

                      • Введение

                                 Прибыль - основополагающий фактор, без которого не может существовать  ни одно предприятие, так как   без прибыли  не будет производиться  денежный оборот на предприятии,  а это незамедлительно ведет  к разорению.

                               Прибыль является показателем,  наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество  произведенной продукции, состояние  производительности труда, уровень  себестоимости. Другими словами,  прибыль составляет основу экономического  развития предприятия.

                           Рост  прибыли создает возможность  самофинансирования предприятия, за счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями.

                           С помощью  прибыли можно расширять производство, открывать новые филиалы, приобретать  инновационное оборудование, расширять  ассортимент товаров и т.д.

                           Всё это  подтверждает тот факт, что получение  прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.

                                Целью данной курсовой работы  является изучение понятия прибыли,  её сущности, функции, виды прибыли  и пути максимизации прибыли  в разных структурах отраслевого  рынка. Также я ставила перед  собой задачу определить оптимальную стратегию управления прибылью на полиграфических предприятиях.

                               Актуальность этой темы заключается  в том, что при переходе экономики государства на основы рыночного хозяйства заметно усиливается значение прибыли. Различные формы собственности предприятия, такие как арендные, частные, акционерные и другие, получив самостоятельность и независимость в финансовом плане, теперь могут сами принимать решения, куда, как и в каких размерах они будут направлять свою прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

                        1.1. Экономическая сущность  прибыли

                             В различных источниках понятие "прибыль" неразрывно связывают с такими понятиями как доход, процент, капитал, воздержание, ожидание и другими. Но если посмотреть на категорию «прибыль» в самом общем виде, то ничего сложного здесь нет, все страны с рыночной экономикой в практическом плане ёё определяют как  разницу между доходом предприятия, то есть суммой, полученной от продажи товара (услуг) в течение данного периода, и издержками, то есть расходами, связанными с производством и реализацией продукции в течение данного периода. А в теоретическом же плане мы вынуждены рассмотреть несколько подходов к оценке экономической природы прибыли, так как у многих экономистов, всесторонне исследовав «прибыль», возникло свое мнение по поводу определения сущности данного понятия. Например , К. Маркс на основе теории трудовой стоимости А. Смита, который пришел к выводу, что прибыль является вычетом из продукта труда, что это неоплаченный труд рабочих. А. Смит писал, что стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части, из которых одна идет на оплату труда рабочих, а другая представляет прибыль предпринимателя.

                             Кроме данной теории есть ещё большое количество других: теория производительности капитала: теории «воздержания», «ожидания», «риска»; теории, определяющие прибыль как трудовой доход; теории монопольной прибыли.

                             В теориях «воздержания», «риска», «ожидания» говорится, что прибыль является  вознаграждением предпринимателя  за его «риск», «воздержание», «отсрочку» потребления. Под «Воздержанием» предполагается, что предприниматель рационально  использует имеющиеся средства, не подвергается соблазну потратить их как можно быстрее, не поддаётся  на провокации израсходовать имеющийся  капитал, подвергается эмоциональным  потрясениям, беспокойствам, «рискуя» и «ожидая» большого денежного притока в ответ на вложенный в производство и реализацию товара (услуг) капитал  предприятия.

                             Также эту теорию поддерживали известные  экономисты Н. Сениор и П. Самуэльсон. Но и у них мнения расходились. Н. Сениор подразделял прибыль на предпринимательский доход и процент, причем сводил вознаграждение за «воздержание» предпринимателя к проценту, а предпринимательский доход представлял как вознаграждение за деятельность предпринимателя. П. Самуэльсон же говорил, что основополагающими факторами прибыли являются такие понятия как «риск», «неопределенность», «предвидение». Он утверждал, что прибыль получают те предприниматели, которые в предшествующий период смогли найти более выгодные пути развития в сфере производства и продажи товаров (услуг) или те предприниматели, которые обладают хорошей интуицией в прогнозе будущих событий.

                             П. Хейне в работе «Экономический образ мышления» указывает, что «прибыль» возникает в результате неопределенности. В условиях отсутствия неопределенности любые расхождения между совокупной выручкой и совокупными издержками будут устранены в процессе конкуренции, и прибыль станет равной нулю».

                             В XIX так же поменялась трактовка понятия «прибыль». В первой половине столетия английский экономист Д. Миль утверждал, что прибыль является вознаграждением за «труд» предпринимателя. Преемниками данной теории были два не менее известных экономиста: английский экономист Дж. Мак-Кулох и французский экономист Ф. Бастиа. Правда, мнения у них тоже немного расходились. Мак-Кулох доказывал, что под трудом можно понимать не только «непосредственный» труд человека, но и «труд капитала». А Бастиа же считал, что предприниматель вкладывает большой труд, затрачивает много сил и энергии на организацию производства и руководство им. И поэтому доход предпринимателя является вознаграждением за его труд.

                             Во  второй половине XIX в. существовало такое мнение, что предпринимательская прибыль является своеобразной платой за надзор и управление производством. Так считал английский экономист А. Маршалл. Также он полагал, что прибыль есть не что иное, как разновидность заработной платы или трудовой доход.

                             Как раннее уже упоминалось, существует теория монопольной прибыли. Придерживался  этой теории профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин. Он доказывал, что в основе монополий лежит такая продукция, которая обладает индивидуальными свойствами. Чемберлин определял монополию, как право производить или владеть товарами, имеющими какие-либо особенные качества, отличающие их от других товаров.

                             Также профессор Гарвардского университета утверждал, что любые товаропроизводители, будь то мелкие или крупные, имеют  право быть монополистами, и это  происходит до тех пор пока его  индивидуальная продукция или товар не получил всеобщего распространения. Чемберлин говорил, что вся сверхприбыль новатора является монопольной прибылью. К категории монополистов он относил такие профессии как: актеры, спортсмены, артисты, врачи, адвокаты – то есть профессии, имеющие индивидуальный характер или какие-то особенности. Профессор полагал, что специфические особенности любого единичного предприятия, которые не могут быть воспроизведены (например, личные достоинства собственника), приводят к образованию прибыли, относящейся к тому же разряду; подобный результат дают люди, у которых есть особый дар, которые получили, например, всеобщее признание или отличную репутация, которые обладают мастерством. Артист, получивший звание «народного артиста»,  актер, не однократно получавший какие-либо премии или же всемирно известный адвокат – все они реализуют тем самым монопольную прибыль.

                             Наряду  с данной теорией, существовала ещё  теория производительности капитала, которая была развита французским экономистом Ж.Б. Сэем. Он полагал, что капитал обладает самостоятельной производительностью, совершенно независимой от производительности труда, а результатом этой производительности капитала является получаемая предпринимателями прибыль.

                             И наконец-таки существует современная экономическая теория, которая рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства. Под факторами производства понимаются ресурсы, которые используются для создания экономических благ. Экономические ресурсы—       это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг, все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства экономических благ.

                             Ресурсы обычно подразделяют на 4 категории, но как говорится в Большом экономическом словаре Борисова А.Б ,что деление ресурсов не является строго однозначным.

                             И так, существуют 4 группы:

                        Природные ресурсы (земля)

                        • земля
                        • полезные ископаемые
                        • водные ресурсы

                        Инвестиционные  ресурсы (капитал)

                        • здания
                        • сооружения
                        • оборудование

                        Финансовый капитал, а именно акции, облигации, деньги к  экономическим ресурсам не относится, так как не связаны с реальным производством.

                        Трудовые  ресурсы

                        Труд — совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства, за исключением предпринимательской  способности, которая включается в  отдельную категорию

                        Предпринимательский талант

                        Предпринимательская способность — умение организовать производство, принимать решения  по управлению бизнесом; быть новатором.

                        Предприниматель выполняет четыре важные функции:

                        • Берет на себя инициативу по рациональному соединению ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг
                        • Выполняет задачу принятия основных решений по ведению бизнеса
                        • Является новатором, то есть вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, производственные технологии и формы организации бизнеса
                        • Рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами

                             Как всем известно, в экономике различают  доход на микроуровне и на макроуровне. К доходу на микроуровне относят доходы от предпринимательской деятельности, трудовой доход, доход от собственности. К доходу на макроуровне относят национальный доход.

                             Общим определением понятия дохода на микроуровне является следующее: доход - это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

                             Прибыль как экономическая категория  — это чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения производственных факторов (труда, природных ресурсов и капитала) и производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром в условиях господства частной собственности на средства производства.

                             На  стадии реализации товара определяется стоимость товара, которая состоит из стоимости прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве товаров. Ее величина определяется на каждом предприятии индивидуально, в зависимости от того, какую форму (сдельную или повременную) или систему оплаты труда (тарифную или бестарифную) избирает руководство. Для предпринимателя она представляет часть издержек производства. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает такое понятие как чистый доход, который реализуется только в результате продажи товара, что означает общественное признание его полезности.

                             Упомянув, понятие чистый доход, стоит поконкретнее разобраться, что подразумевается  под данным словосочетанием. В самом узком смысле, под чистым доходом понимают разницу между доходами и расходами (включая налоги). Если же рассматривать это понятие в более широком смысле, то его можно определить как сумму, остающуюся после оплаты или вычета всех расходов; синоним терминов "чистые поступления" (net earnings), "чистая прибыль" (netprofit), "чистый убыток" (net loss) (в зависимости от того, является ли этот показатель положительным или отрицательным). Для коммерческого предприятия: разница между совокупным объемом продаж или совокупным объемом расходов и издержек. Совокупные расходы включают стоимость проданных товаров, в том числе амортизацию; совокупные издержки включают издержки на продажи, общие и административные издержки, а также вычеты из дохода (income deductions). На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. 

                        1.2Учетное и налоговое содержание понятия «прибыль»

                             Прибыль организации характеризуется многообразием  обличий, в которых она выступает. Под «прибылью организации» понимают самые разные ее виды. В связи  с этим в целях обеспечения  эффективного управления прибылью необходимо систематизировать ее определения.

                             Первая  редакция Закона «О налоге на прибыль» (ст. 2, п. 5) содержала определение выручки «для целей налогообложения».

                             Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определяет: «Бухгалтерская прибыль представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса». В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль, т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

                             Согласно  ПБУ 9/99, «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

                             Признание доходов в порядке, предусмотренном  в ПБУ 9/99 «Доходы организации», имеет прежде всего экономическую нагрузку, где отношения собственности являются одним, но не единственным фактором формирования дохода. Это позволяет использовать другие принципы начисления доходов, не меняя общую идеологию признания дохода.

                             В зависимости от их характера организации, условий получения и направлений  деятельности, доходы организации подразделяются на:

                             а) доходы от обычных видов деятельности;

                             б) прочие доходы.

                             Есть  такое понятие, как прочие поступления. Прочие поступления – это такие  доходы, которые отличны от доходов, от обычных видов деятельности. Для  целей бухгалтерского учета организация  самостоятельно признает поступления  доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера вида доходов и условий  их получения, исходя из своей деятельности.

                             Доходами  от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

                        Прочими доходами являются:

                        •     поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

                        •     поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

                        •     поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

                        •     прибыль, полученная организацией в  результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

                        •     поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции;

                        •     проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

                        •     штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров;

                        •     активы, полученные безвозмездно, в  том числе по договору дарения;

                        •     поступления в возмещение причиненных  организации убытков;

                        •     прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

                        •     суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек  срок исковой давности;

                        •     курсовые разницы;

                        •     сумма дооценки активов;

                        •     прочие доходы.

                             Прочими доходами являются также поступления, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).

                             Доход представляет собой увеличение экономических  выгод именно данной организации. Суммы, взимаемые от имени третьих лиц, поступающие в организацию (например, НДС или суммы в пользу комитента), не являются экономической выгодой, а следовательно, не являются доходом.

                             Выручка признается в бухгалтерском учете  при наличии следующих условий:

                        а)  организация  имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

                        б) сумма выручки  может быть определена;

                        в)  существует уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в  том случае, когда организация  получила в оплату актив либо отсутствует  неопределенность в отношении получения актива;

                        г)  право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации  к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

                        д)  расходы, которые  произведены или будут произведены  в связи с этой операцией, могут  быть определены.

                             В обязательном порядке все условия  выше перечисленные должны быть соблюдены, в противном случае бухгалтерский  учет признает кредиторскую задолженность, а не выручку.

                             Налоговым кодексом РФ (НК РФ) прибылью для российских организаций признается разность между полученными доходами и произведенными расходами.

                             Прибыль, формируемая в результате гражданско-правовых отношений в бухгалтерском учете, имеет объективное экономическое содержание, обусловленное свободным волеизъявлением сторон. Налоговая прибыль формируется как следствие властных отношений государства и налогоплательщика. В системе налогообложения над экономическим содержанием довлеет задача отчуждения экономически обоснованной части собственности организации в пользу государства и с учетом потребностей государства. Таким образом, показатели дохода не могут объективно совпадать в целях учета и налогообложения.

                             С 1 января 2003 г. вступило в силу положение  по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н, которое установило новые правила отражения в бухгалтерском учете расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

                             Различия  в методах начисления доходов  и списания расходов для определения  себестоимости в бухгалтерском  и в налоговом учете приводят к тому, что прибыль, рассчитанная для налогового учета, может отличаться от финансового результата, определенного  в бухгалтерском учете. Разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью бывают постоянными и временными. Под постоянными разницами понимают доходы и расходы, исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как текущего, так и последующих налоговых периодов. Эти разницы формируют постоянное налоговое обязательство.

                             Под временными разницами понимают доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном периоде, а налогооблагаемую прибыль — в другом. Если временная разница приводит к увеличению налога на прибыль в следующих отчетных периодах, то формируется отложенное налоговое обязательство. Если временная разница приводит к уменьшению налога на прибыль в следующих отчетных периодах, то формируется отложенный налоговый актив.

                             Условный  расход (доход) — это сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка). Для определения условного расхода (дохода) надо бухгалтерскую прибыль (убыток) умножить на ставку налога на прибыль.

                             Доход по данным налогового учета может  быть больше суммы дохода по данным бухгалтерского учета в следующих  случаях:

                        а) при корректировке  выручки в результате применения п. 2 ст. 40 НК РФ (в бухгалтерском учете  доход отсутствует, а в налоговом  может быть начислен налог на прибыль исходя из рыночных цен);

                        б)  при оценке безвозмездно полученного имущества (в бухгалтерском учете оценка осуществляется на основании ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 129-ФЗ исходя из рыночных цен на дату оприходования, в налоговом учете — на основании л. 8 ст. 250 НК РФ не ниже остаточной стоимости амортизируемого имущества и не ниже затрат на производство / приобретения по иному имуществу);

                        в)  при безвозмездном  получении продукции, работ, услуг (в  бухгалтерском учете не отражается, в налоговом — отражается на основании п. 8 ст. 250 НК РФ).

                             Доход по данным налогового учета может  быть меньше суммы дохода по данным бухгалтерского учета в следующих  случаях:

                        а) при наличии  доходов прошлых лет, выявленных в отчетном году (в бухгалтерском учете они отражаются в выявленном периоде, в налоговом — на основании ст. 54 НК РФ в том отчетном периоде, когда они возникли);

                        б) при наличии  дохода в виде имущества, полученного  от учредителей (в бухгалтерском учете признается доходом, если его доля более 50%, в налоговом — не признается на основании пп. 11 п, 1 ст. 251 НКРФ);

                        в)  при получении  средств из бюджета на безвозмездной  основе (в бухгалтерском учете  в соответствии с ПБУ 13/2000 признается, в налоговом в соответствии с  п. 2 ст. 251 НК РФ не признается).

                             Расход  по данным налогового учета может  быть меньше суммы расхода по данным бухгалтерского учета. Для целей  налогового учета в соответствии с гл. 25 НК РФ различают расходы  нормируемые и ненормируемые. Ненормируемые  расходы в бухгалтерском учете  отражаются в полной сумме, а в налоговом отдельные ненормируемые расходы не признаются.

                             Временные разницы в зависимости от характера  их влияния на налогооблагаемую прибыль подразделяются на вычитаемые и налогооблагаемые. Вычитаемые временные разницы возникают в тех случаях, когда расходы формируют бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в последующих периодах; либо когда доходы признаются для целей налогового учета в отчетном периоде, а в бухгалтерском — в последующих периодах. Вычитаемые временные разницы могут образоваться в результате:

                        •     применения разных способов расчета  амортизации;

                        •     получения убытка от реализации основных средств (в бухгалтерском учете признается сразу, а в налоговом — равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации — п. 3 ст. 268 НК РФ);

                        •     получения убытка по сделке уступки  права требования третьим лицам  после наступления срока платежа (в бухгалтерском учете убыток признается сразу, в налоговом — 50% включается в состав внереализационных  расходов сразу на дату уступки, 50% —  по истечении 45 дней с даты уступки  — ст. 279 НК РФ). Вычитаемые налоговые  разницы формируют отложенные налоговые активы. Они определяются путем умножения вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль.

                             Налогооблагаемые  временные разницы возникают  в тех случаях, когда расходы, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль одного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете  в последующих периодах либо доходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода, учитываются в последующих отчетных периодах. Они образуются, в частности:

                        •     в результате применения разных способов расчета амортизации;

                        •     при отражении расходов будущих  периодов: в бухгалтерском учете  равномерно в течение срока, установленного организацией (п. 19 ПБУ 10/99), в налоговом  — единовременно (п. 1 ст. 272 НК РФ).

                        1.3.Функции прибыли.

                        В современной  экономике прибыль выполняет  следующие функции:

                        1) оценочную;

                        2) распределительную; 

                        3) стимулирующую; 

                        4) контрольную. 

                             Все функции прибыли взаимосвязаны  и взаимообусловлены, хотя и выполняют различные роли в процессе расширенного воспроизводства. В разные исторические периоды на первое место выдвигались разные функции прибыли.

                             Оценочная функция позволяет прибыли быть обобщающим показателем, характеризующим конечные результаты хозяйственной деятельности товаропроизводителя. В условиях рыночной экономики именно этой функции отводится решающая роль.

                             Распределительная функция позволяет обеспечить поступлениями доходы госбюджета и финансовыми ресурсами потребности самих товаропроизводителей.

                             В стимулирующей функции прибыли следует различать два ее аспекта: накопление средств для осуществления мероприятий по расширению и совершенствованию производства и обеспечение роста доходов работников предприятий.

                             Контрольная функция прибыли проявляет себя одновременно с распределительной функцией. Особо следует подчеркнуть роль контроля со стороны государства в условиях рыночной экономики. Государственный контроль — неотъемлемая часть управления, обладающая функциональной и организационной независимостью; в своей деятельности он подчинен только высшему законодательному органу страны. 
                         
                         

                        1.4.Виды прибыли.

                             Существует  одна очень важная категория, которая  в экономической теории и практике называется одинаково — прибыль, но по содержанию различна. Для исследования причин неадекватности учетной и экономической прибыли следует сравнить понятия языка практиков или бухгалтерского учета с микроэкономическими понятиями.

                             Чтобы применять экономические модели, концепции, принципы в реальности, следует  понимать, чем и почему отличаются термины бухучета от экономических. Особенно важной является разница между концепциями экономической и учетной (бухгалтерской) прибыли, поскольку предполагается, что фирмы максимизируют именно экономическую прибыль.

                             Экономисты-теоретики  предполагают, что конкуренция вынуждает  действовать предприятие так, как  если бы они максимизировали прибыль, хотя сознательно администрация может ничего не максимизировать, принимая те или иные решения. В любом случае на рынке будут доминировать предприятия, использующие оптимальный способ производства, даже при том, что ни один управляющий сознательно ничего не максимизирует.

                             Раннее  мы уже рассматривали данную формулу  и определения, но теперь хочется  остановиться на них поконкретнее:

                         Доход предприятия      -     Издержки    =       Прибыль

                        сумма, полученная              расходы, свя-        чистый

                        от продажи  товара               занные с про-        доход, пре-

                        (услуг) в течение                 изводством и         вышение

                        данного периода                  реализацией          дохода

                        (год)                                      продукции в             над

                                                                      течение данного     издерж-

                                                                      периода                  ками 

                             Эти определения в принципе просты, но на практике оказывается совсем не просто в точности измерить величину издержек и прибыль. Для этой цели предприятия используют инструментарий бухучета (большая часть информации, которая имеется о предприятии и его поведении, получена на основе учетных данных).

                             Однако  система учета не была предназначена  для того, чтобы снабжать данными  экономический анализ, Изначально она предназначалась для получения надежной информации о прибылях. Смысл учета в общем не отражает тех результатов, которые трудно поддаются точному измерению, даже если они являются очень важными. Это означает, в частности, что бухгалтерская прибыль, исчисленная по учетным данным, отличается от экономической прибыли. И вот по каким причинам.

                             «Отчет  о результатах хозяйственной  деятельности» или «Отчет прибылей и убытков предприятия в ... г.»  показывает доходы, расходы и прибыль конкретного предприятия в конкретный период времени. Разница между доходами и издержками, с одной стороны, между полученным и сделанным платежами — с другой, выражается понятием «поток денежной наличности» — это чистая сумма денег, фактически полученная предприятием в данном периоде.

                             Поток денежной наличности может быть малым  даже при высоких прибылях, например, если заказчики не заплатили по своим  счетам. Фирма, получающая прибыль, но не имеющая потока денежной наличности, может оказаться в трудной ситуации, не иметь наличных денег.

                             Разница прибыли и потока денежной наличности связана с капиталом и его износом. Издержки использования (скорее, чем издержки приобретения) элемента физического капитала должны рассматриваться в качестве части издержек предприятия, связанных с производством продукции в течение года. «Износ капитала» — это уменьшение стоимости в результате использования физического капитала в течение данного периода. В результате физического и материального износа капитала рыночная стоимость его снизилась (конкретно по каждому элементу) на определенную величину, т. е. издержки использования капитала в течение года составили разность первоначальной стоимости и рыночной спустя год. Однако из-за затруднений в оценке рыночных стоимостей бухгалтеры обычно используют срок службы капитала для оценки износа, т. е. амортизационные отчисления.

                             Покупка или продажа физического капитала порождает другие различия между прибылью и потоком денежной наличности. Предприятие может получать прибыль и в тот год, когда оно физически тратит гораздо больше денежной наличности (например, строительство здания), чем получает от реализации.

                             Из  определения прибыли следует, что  издержки должны относиться к реализованной продукции. Чтобы понять, была ли прибыльной деятельность предприятия, следует узнать, превышает ли доход от реализованной продукции издержки производства именно этого количества продукции.

                             Таким образом, прирост производственных запасов Представляет собой вложения, подобные покупке оборудования (здания) или другого физического капитала, а не издержки, связанные с реализацией в текущем периоде. Аналогично, предприятие обычно держит резерв материалов, необходимых для производства. Оно может увеличить или уменьшить эти запасы в течение года. Его издержки включают стоимость материальных запасов, использованных для производства реализованной в течение года продукции, а не стоимость сырья и материалов, фактически приобретенных в течение этого года. Получение денежных средств влияет на величину потока денежной наличности, но не на прибыль. Результат сказывается на величине прибыли после реализации произведенной из этих материалов продукции, а не тогда, когда происходит покупка этих материалов. Наращивающие физический капитал и производственные запасы быстро растущие предприятия часто имеют чистый расход (отток) денежной наличности, даже если они весьма прибыльны.

                             Бухгалтерская (учетная) прибыль, как правило, выше экономической прибыли на две  величины.

                             Первая — это альтернативная стоимость времени владельца, стоимость совместного труда, если его труд не оплачивается. Вторая — альтернативная стоимость финансового капитала владельца. Если предприятие – это акционерное общество, то издержки использования акционерного капитала в отличие от заемного нигде не учитывались. Альтернативная стоимость физического капитала включается в экономические издержки, но не включается в ее учетные издержки. Существуют и другие причины, по которым значения бухгалтерской и экономической прибылей могут различаться. Например, учетная величина износа может не являться мерой физического снижения рыночной стоимости имущества. Эта проблема особенно серьезна в период инфляции, когда рыночные цены, как правило, возрастают. Инфляция также создает трудности для исчисления правильной стоимости производственных запасов и даже пассивов предприятия. Рубли, которые предприятие возвращает, стоят меньше, чем рубли, которые оно брало взаймы, если цены выросли за этот промежуток времени.

                             Все это подтверждает то, что прибыль (учетную) ошибочно отождествлять с  ее экономическим аналогом.

                             Таким образом, мы вышли на то же самое  определение, вернее соотношение этих прибылей, которое дано в микроэкономической теории: экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину скрытых издержек (упущенных доходов).

                             Итак, прибыль подразделяется на такие виды:

                        • Валовая прибыль
                        • Прибыль от реализации товарной продукции
                        • Прибыль от прочей реализации
                        • Прибыль от внереализационных операций
                        • Прибыль до налогооблажения
                        • Прибыль после налогооблажения
                        • Чистая прибыль (нераспределенная прибыль)

                             Валовая прибыль – это разница выручки (доходов) компании и себестоимости производимой и реализуемой продукции данной компании. 
                        Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Все это валовая прибыль.

                             Прибыль от реализации товарной продукции — это разница между финансовыми результатами (выручка) от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и спец.налога) и затратами на их производство.

                             Прибыль от прочей реализации - это прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

                             Прибыль от внереализационных  операций - основная часть балансовой прибыли (убытков) компании, отражающая финансовые результаты от внереализационных операций, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), продажей основных средств, иного имущества. Определяется как доходы (убытки) за вычетом расходов по внереализационным операциям.

                             Прибыль до налогооблажения – разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой и инвестиционной предпринимательской деятельностью

                             Прибыль после налогооблажения -  разность между прибылью до налогооблажения и суммой налога на прибыль.

                             Чистая (нераспределенная) прибыль – часть прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, производятся реинвестиции в производство и формирование фондов и резервов.  

                        К внутренним факторам, влияющим на величину прибыли от продаж продукции, относятся:

                        •     изменение объема продукции;

                        •     изменение полной себестоимости  продукции;

                        •     изменение оптовых цен на продукцию;

                        •     изменение структуры и ассортимента предназначенной для продажи продукции и др.

                             Рост  объема реализуемой (проданной) продукции  при прочих равных условиях приводит к увеличению прибыли, несмотря на увеличение расходов на бумагу, картон, переплетные  материалы и др. Это связано  с наличием в себестоимости продукции  объемных и тиражных расходов и с  их разной динамикой при изменении  тиража.

                             Существенным  фактором роста прибыли является ускорение оборачиваемости оборотных средств, благодаря чему часть оборотных средств высвобождается и выпуск продукции обеспечивается относительно меньшим объемом оборотных средств.

                             К внешним факторам, влияющим на величину прибыли, относятся: система налогообложения, финансово-кредитная и амортизационная политика государства. 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

                        2.Практическая часть

                        2.1.Оценка управления прибылью на полиграфических предприятиях.

                              Сегодня полиграфическая промышленность РФ, насчитывающая около 6 тыс. предприятий, структурно состоит из четырех блоков: государственных предприятий, находящихся  в Федеральной собственности; государственных  предприятий, находящихся в собственности  субъектов РФ; предприятий муниципальной  формы собственности и частных  предприятий различной организационно-правовой формы. Ежегодно число предприятий  увеличивается на сотни единиц за счет частного сектора, и его доля постоянно возрастает. Основной удельный вес приходится на небольшие предприятия.

                              В последние годы происходят серьезные  позитивные перемены в обеспечении  выпуска периодических изданий  на отечественной полиграфической  базе. Полиграфия производит книжную, газетно-журнальную, иную издательскую, упаковочную, этикеточную и рекламную  продукцию, то есть обслуживает все  конечные рынки сбыта товаров  и услуг.

                              Интенсивное развитие высококачественной полиграфии в России, наблюдаемое в последние  годы, произошло по сути дела благодаря  двум мощным факторам – быстрому росту  рекламного рынка в прессе и развитию отечественного рынка упаковки и  этикетки. Сказалось и отсутствие ограничений для иностранных  компаний на владение российскими печатными  СМИ, что обеспечило приход в Россию международных изданий и стимулировало  активное развитие рынка периодической  печати и печатной рекламы. А все  вместе способствовало повышению спроса на качественную печать.

                              В современных условиях можно отметить следующие тенденции, определяющие ключевые направления развития полиграфических предприятий:

                             – рост потребительского спроса на различные  виды продукции, в том числе значительный рост в секторе защищенной полиграфии;

                             – увеличение емкости рынка;

                             – изменение структуры производственных мощностей в целом по отрасли - отказ от инвестирования в низко  технологичное оборудование в пользу более функционального оборудования, позволяющего повысить качество производимой продукции и разнообразить ассортиментный ряд;

                             – укрупнение предприятий, формирование универсальных производственных комплексов, вытеснение мелких фирм;

                             – усиление конкуренции между крупными игроками рынка;

                             – рост числа работников, занятых в  полиграфической отрасли.

                              В условиях рыночной экономики возрастает роль оценки перспектив динамики общей  экономической ситуации для выработки  стратегии развития предприятия. Этой цели служат экономические нормали, обеспечивающие  пропорциональное развитие всех сторон деятельности предприятия.

                              Рассмотрим  выполнение экономических нормалей на  полиграфических предприятиях. 

                              Экономическая нормаль, устанавливающая причинно-следственные взаимосвязи между основными  экономическими показателями деятельности,  определяет динамику экономического роста для выработки эффективной стратегии развития полиграфического предприятия: 

                                                                     I пр.  > I тп. > I фзп. > I р.,    

                        где

                        I р. – индекс роста прибыли от продаж;

                        I тп индекс роста объема продаж;

                        I фзп. – индекс роста фонда оплаты труда;

                        I р.  – индекс роста численности работающих промышленно-производственного персонала.

                              На  уровень и динамику прибыли полиграфических  предприятий существенное влияние  оказывает применяемая система ценообразования. Действующая практика организации процесса ценообразования на полиграфических предприятиях имеет ряд отрицательных моментов, к которым относятся: отсутствие четкой концепции ценообразования как отправной точки всех ценовых решений на предприятии; низкий уровень квалификации специалистов в области применения современных методов ценообразования; отсутствие четко определенных этапов работы по формированию ценовой политики; противоречия между коммерческими и финансовыми отделами, которые возникают при установлении и корректировании цен; небольшая численность сотрудников, которые занимаются ценообразованием и, как следствие – выполнения ими только расчетных функций; отсутствие глубоких маркетинговых исследований как базы формирования цен; игнорирование аналитических функций.

                              Рыночные  условия обуславливают необходимость  качественно нового подхода к  разработке принципов формирования ценовой политики. Так, они должны ориентироваться на потребителей, учитывать  общую стратегию развития предприятия  и конъюнктуру рынка, обеспечивать осуществление гибкой и активной ценовой политики. Вследствие этого  возникает необходимость в развитии маркетингового обеспечения процесса формирования ценовой политики.

                              В современных условиях необходим  новый подход к процессу разработки ценовых решений на полиграфических  предприятиях — ценовое позиционирование. Данный подход должен основываться на использовании маркетингового обеспечения  как методологической основы ценовой  политики. Таким образом, специалисты  считают, что основным средством  совершенствования ценовой политики полиграфических предприятий на современном этапе является использование  и внедрение ценового позиционирования, как комплекса мероприятий по маркетинговому обеспечению процесса формирования ценовой политики. 
                         

                        2.2.Формированием оптимальной стратегии управления прибылью на полиграфических предприятиях.

                                Предлагаемая к внедрению на  полиграфических предприятиях система  управления прибылью рассматривает  прибыль как результат стратегических  действий, а ее функционирование  предполагает активные действия  с целью контроля взаимозависимости  прибыли, потока денежных средств  и потенциала прибыли. 

                              Управление  прибылью полиграфических предприятий  представляет собой динамический системный  процесс, включающий управленческие действия, целью которых является организация, анализ, планирование, прогнозирование, регулирование, контроль над образованием и расходованием чистого дохода, призванные обеспечить оптимальные  доходы полиграфического предприятия  в текущем и перспективном  периодах

                        (рис. 1).

                              Механизм  управления прибылью коммерческо-предпринимательских  структур, в том числе полиграфических  предприятий, обладает рядом основных признаков, отражающих его сущность и содержание: объект, предмет, методы и функции управления.

                              Объектом  управления выступает прибыль предприятия. В качестве основных методов управления прибылью, как процесса оценки влияния  управленческих решений на результативность деятельности предприятий, можно рассматривать  как текущее, так и стратегическое управление. В качестве специфических  методов выступают финансово-экономические  расчеты, экономико-математические, статистические и другие методы, используемые в  процессе анализа, планирования и контроля прибыли.

                              Эффективность функционирования системы управления прибылью предприятия во многом определяется эффективностью ее организационного обеспечения. Система управления прибылью с организационной  точки зрения представляет собой  взаимосвязанную совокупность структурных  подразделений предприятия полиграфической  деятельности,  обеспечивающих разработку и  принятие управленческих   решений   по   отдельным   аспектам   формирования и использования прибыли и несущих ответственность за результативность этих решений.  
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

                                

                         
                         

                              

                              

                              

                              

                                
                         

                              

                              

                                

                         

                         

                         

                         
                         

                         

                        Рис.  1.    Экономический механизм управления прибылью полиграфического предприятия 

                              Изучение  организации систем управления прибылью предприятий полиграфии позволило  сделать вывод, что наиболее распространенным в настоящее время является функциональный принцип их построения, согласно которому выделяется, например, плановая служба, финансовая служба, служба внутреннего  аудита и др. Такова традиционная схема  интеграции системы управления прибылью с общей системой управления в  рамках единой организационной структуры  предприятия.

                              Основной  целью разработки системы мониторинга  качества прибыли полиграфического предприятия является определение  тенденций развития данного предприятия; своевременное выявление отклонений фактических результатов деятельности от внутрифирменных стандартов; распознавание  причин, вызвавших эти отклонения, и разработка предложений по корректировке  отдельных направлений деятельности с целью ее нормализации и повышения  общей эффективности.

                              Таким образом, становится актуальным определение  не только количественных параметров прибыли, но и ее качественных характеристик.

                              Наиболее  важным вопросом является мониторинг качества прибыли на полиграфических  предприятиях.

                              Построение  модели мониторинга качества прибыли  полиграфических предприятий охватывает следующие основные этапы (рис. 2).

                              Целью разработки данной методики является унификация процедуры анализа качества прибыли.

                              Предлагаемый  подход к построению модели оценки качества прибыли полиграфического предприятия предполагает использование  метода системы нормативных значений показателей (СНЗП), который предполагает формирование эталонной динамики состояния  полиграфических предприятий. Использование  данного метода подразумевает, что  динамика каждого показателя определяется как темп его роста. Нормативная  система значений показателей представляет собой эталонную динамику состояния  предприятия, понимаемую как наилучшее  распределение всех показателей, характеризующих это состояние (в данном случае — качество прибыли), по темпам их роста. Определяя эталонную последовательность расположения показателей, следует исходить их общетеоретических посылок и целевых установок предприятия. 

                         

                         
                         

                        Рис. 2.   Структурно-логическая модель мониторинга качества прибыли полиграфического предприятия

                         

                             Достоинствами предлагаемой методики являются, на мой  взгляд, следующие ее качества: простота; использование относительно небольшого числа переменных, которые могут  быть определены на основе информации, содержащиеся в стандартной отчетности и не являющейся «коммерческой тайной».  Основной ценностью модели является то, что она разработана с учетом концепций макроэкономического анализа и позволяет аналитику рассматривать предприятие с точки зрения современных экономических реалий.

                        2.3.Максимизация прибыли на различных рынках конечной продукции

                        Рынок совершенной конкуренции

                             В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.

                             Таким образом, можно сделать вывод, что теоретическое понятие совершенной конкуренции имеет противоположное значение тому, как мы привыкли это понятие понимать в повседневной жизни, то есть совершенная конкуренция не имеет ничего общего с острым соперничеством экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель. Как же в таких условиях фирмы получают прибыль? Давайте разберёмся.

                             Как известно, основной целью организации  является максимизация прибыли. Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход (TR) фирмы больше совокупных издержек (TC), то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несёт убытки.

                             Существуют  два подхода (принципа) к определению  уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки.

                             Первый  включает сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (TC); второй — сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех основных рыночных структур.  

                        Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками

                             Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные доходы и издержки. Совокупный доход  представляет собой прямую, выходящую  из начала координат, а совокупные издержки получаются суммированием кривых постоянных и переменных издержек. Соединив оба  графика, легко понять, в каких  пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход.

                             Максимальная  прибыль имеет место тогда, когда  разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства или точками безубыточности. Выпуск равный K и N обеспечит фирме только нормальную прибыль. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС>TR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) равны: MR = МС.

                             Таким образом, условием максимизации прибыли  является равенство предельного  дохода предельным издержкам. 

                        Принцип сопоставления предельного  дохода с предельными  издержками

                             Производство  следует продолжать до точки пересечения  кривой предельных издержек с уровнем  цен (МС = Р).

                             Поскольку в условиях совершенной конкуренции  цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС< Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис.2 общий доход (TR = PQ) равен площади прямоугольника 0MKN. Общие издержки ТС равны площади 0RSN, максимум общей прибыли (π max= TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK.

                             В долгосрочном периоде фирмы могут  приспособиться к изменению рыночного  спроса, увеличивая или сокращая производство. При возникновении экономических  прибылей в той или иной отрасли  появляются новые фирмы – обостряется  конкуренция, падает цена, а при исчезновении прибыли многие фирмы покидают отрасль  – происходит сокращение отраслевого  предложения и цена вновь поднимается  до прежнего уровня.

                             Таким образом, в условиях совершенной  конкуренции в долгосрочном периоде  максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство: MR = МС = Р = АС.

                        Максимизация  прибыли на рынке  чистой монополии

                             Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. В полиграфии такая модель рынка достаточно редка. Монополии могут возникать только в тех случаях, когда какая-либо фирма имеет уникальную технологию производства. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его у монополиста либо обходится без данного товара. Монополии могут также возникать из-за того, что предприятие отрасли размещены на территории страны достаточно неравномерно. Поэтому если в Москве у заказчика есть широкий выбор типографий, то в небольших провинциальных городах существует только одна типография. Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом, кривая спроса для этой фирмы будет ни чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон. Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объёма выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз.

                             Чтобы повысить цену монополисту приходиться  сокращать объем производства, так  как при повышении цены всегда спрос немного падает. Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями.

                             И здесь сразу же возникает вопрос, как монополия может найти  для своих товаров цену, которая  будет максимизировать прибыль? На этот вопрос ответ нам даёт кривая спроса, показывающая цену, которую покупатели согласны заплатить при данном объёме выпуска. На рисунке 3 изображена кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополиста.  
                         
                         

                             

                             Рис.3 Определение выпуска и цены монопольной  фирмой по условию MR=MC  

                             Эти кривые содержат всю информацию, необходимую  нам для определения объёма выпуска, максимизирующего прибыль монополиста. Оптимальный объем выпуска Q* имеет место там, где кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек.

                             В этом случае монополист назначает максимальную цену, которую он может получить при данном объеме выпуска P(Q*). Это дает монополисту общий доход в размере P(Q*)Q*, вычитая из которого общие издержки C(Q*) = AC(Q*)Q*, получаем прибыль, представленную на графике площадью прямоугольника.

                             В долгосрочном периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий  равенству предельного дохода и  долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный  вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение  новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение  лишь нормальной прибыли.

                         

                             Рис. 4. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде 

                             Когда фирма-монополист прибыльна, она может  рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в  долгом периоде. Она контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая  цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции. В долгом периоде  фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует  равенству предельного дохода и  предельных издержек в долгом периоде.

                             Но  следует также упомянуть о  так называемом регулировании монополии, которое осуществляется государством и устанавливает цену, равную средним  общим издержкам ATC и обеспечивающую нормальную прибыль монополисту, дабы избежать слишком высокой экономической прибыли монополиста и неравенства доходов.

                             В принципе максимизация прибыли конкурентной фирмы и монополиста схожи, однако между ними существует одно важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене (P=MR=MC), в то время как предельный доход монополии меньше цены (P>MR=MC). Следовательно, после нахождения оптимального объема, при котором MR=MC, монополист использует кривую спроса для нахождения соответствующей этому объёму товара цены.

                      •  

                        Максимизация прибыли  на рынке монополистической  конкуренции

                             Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом участников рынка, которые  производят многообразные продукты, и также данный вид рынка характеризуется свободным входом и выходом на него. Монополистическая конкуренция в полиграфии характерна для типографий, занимающихся малой и офисной полиграфией – визитками, буклетами и т.д.

                             В краткосрочном периоде для фирмы, работающей на рынке монополистической  конкуренции, условие максимизации прибыли будет таким же, как  и для фирмы монополиста.

                             Для того чтобы величина прибыли была максимальной, фирме необходимо производить  такое количество продукции, при  котором предельная выручка равна  предельным издержкам: MR (Q) =MC (Q). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.

                             Положительная экономическая прибыль, которую  получают монопольно-конкурентные фирмы  в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска  ими новых товаров данная фирма  будет терять свою долю реализации на рынке. Её кривая спроса сместится  вниз, как показано на рис. 5. Кривая спроса D будет касаться кривой средних издержек фирмы.  

                             

                             Рис.5. Равновесие на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде 

                             Теперь  максимизация прибыли достигается  при объёме производства Q LR, цене PLR и нулевой прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма ещё будет обладать монопольной властью: кривая спроса по-прежнему наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели её прибыль к нулю. Таким образом, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной. При нулевой экономической прибыли требуется, чтобы кривая спроса являлась касательной к кривой средних издержек. Это может произойти при выпуске, соответствующем LRACmin, только когда кривая спроса является горизонтальной линией, как при совершенной конкуренции.

                             Увеличить свою прибыль в условиях монополистической  конкуренции фирма может, прибегая к неценовым факторам, таким как  улучшение сервисного обслуживания, качества своей продукции, и активизации рекламы.

                      • Максимизация  прибыли на рынке  олигополии

                             Олигополия  – это вид несовершенной конкуренции, при которой на рынке господствуют несколько фирм, производящих стандартный  однородный или дифференцированный продукт. Вход на рынок новых производителей обычно ограничен высокими барьерами, что обеспечивает уже находящимся  на рынке фирмам высокую прибыль.

                             Основная  проблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в том, что необходимо всегда учитывать деятельность фирм-конкурентов. Теснейшая взаимозависимость фирм на рынке предопределяет специфику их поведения. В отличие от других рыночных структур, олигополист всегда учитывает, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии его конкурентов, которая в свою очередь определяется выбранными им решениями. В силу этого фирма, действующая на рынке олигополии:

                             а) не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

                             б) не имеет заданной кривой предельного  дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой  фирмы и ее конкурентов);

                             в) не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции  или при чистой монополии);

                             г) не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

                             Таким образом, можно сделать вывод  о том, что наилучшим вариантом  увеличения прибыли для олигополиста будет так называемое «неценовое привлечение» клиентов, то есть:

                            • усиление дифференциации продукции;
                            • рост качества обслуживания покупателей;
                            • качество и технические характеристики самого изделия;
                            • условия кредита;
                            • усовершенствование стиля и дизайна;
                            • долговременность использования и срок гарантии;
                            • реклама и стимулирование сбыта;
                            • расширение номенклатуры продукции.
                         

                        Увеличение  прибыли в краткосрочном  периоде.

                                  В краткосрочном  периоде фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать  свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем  производства посредством изменений  в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует. “Известны два принципа, по которым  можно определить уровень производства, при котором конкурентная фирма  будет получать максимальные прибыли  или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй - сравнение предельного   дохода и предельных издержек”. 

                        Увеличение  прибыли в долговременном периоде.

                          В долговременном периоде фирмы, получающие большую прибыль, не очень частое явление. Это может происходить  в результате нескольких  причин. Например, если фирма производит продукт или услуги, пользующиеся спросом, который конкурентным фирмам очень сложно производить, или предприятие имеет патент, который дает ей какое-то временное преимущество над конкурентами. Такие прибыли могут быть у фирм уже вступивших в отрасль, т.к. существует ряд ограничений, в т.ч. финансовые, для вступления других фирм в данную отрасль. В основном же фирмы, работающие в долговременном периоде, характеризуются безубыточностью, т.е. получением нормальной прибыли.

                            Экономисты рассматривают совершенную  конкуренцию как идеальную рыночную  структуру. Во-первых, каждая фирма  достигает максимума прибыли,  производя при условии, что  P=MC. Это означает оптимальное распределение ресурсов, при котором они используются наиболее рационально, принося максимальную общественную пользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирма производит при условии P=AC. При этом каждая фирма получает лишь нормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможных вариантов выпуск, что также способствует увеличению общественного благосостояния. 
                         
                         
                         
                         
                         

                        Заключение

                             Любое предприятие стремится к максимальному  увеличению прибыли и старается  сделать все возможное, чтобы  это осуществить. Процветающим предприятием считается такое, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности ( производство и реализация товара, сдача в аренду помещений, оборудований и т.д.)

                             Предприятие не должно увлекаться только максимизацией  прибыли, важно помнить и о существующей прибыли, рационально её использовать. Это поможет оставаться на рынке в устойчивом положении, а также будет давать возможность конкурировать с другими предприятиями и быть для них опасным соперником.

                             В данной курсовой работе, я выполнила поставленные задачи, а именно: изучила понятие прибыль; определила её сущность, функции, виды прибыли; рассмотрела пути максимизации прибыли; оценила методы управления прибылью на полиграфических предприятиях, а также определила оптимальную стратегию управления прибылью на полиграфических предприятиях. 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

                        Список  использованной литературы

                        1. Бабич К.В. Модель системы мониторинга качества прибыли на полиграфических предприятиях. // Вестник Московского государственного университета печати. – 2009. – № 4
                        2. Бабич К.В., Кудряшова В.В. Условия формирования финансовой среды российского предпринимательства. // Вестник Московского государственного университета печати. – 2009. – № 4
                        3. Бабич К.В. Методы анализа основных факторов, влияющих на прибыль предприятия // Полиграфист. – 2009. – № 6.
                        4. Бастраков Г.М. Экономическая теория: опорный конспект по микроэкономике, Новосибирск-2002
                        5. Богомолова В.А. Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: МГУП,2004
                        6. Борисова А.Б Большой экономический словарь - М.: Книжный мир, 2003.
                        7. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход, Москва-1997
                        8. Кондрашова В.К., Исаева О.Г. Экономика полиграфического предприятия.- М.: МГУП, 2001
                        9. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики, Санкт-Петербург, 2003
                        10. Никольская Э.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйтсвенной деятельности полиграфических предприятий – М.: МГУП, 2002
                        11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, Москва-2002
                        12. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике, Москва-2002
                        13. Налоговый кодекс РФ Части 1 и 2, гл.25. – М.: Налоги и отчетность,2003
                        14. Энциклопедия экономиста www.grandars.ru

    Информация о работе Формирование прибыли полиграфических предприятий. Пути её максимизации