Штриховое кодирование и маркировка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационной технологии все острее встает вопрос
быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся
направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.
Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРКИРОВКА. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ 3
1.1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ. ЕЕ СТРУКТУРА 4
1.2.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ТОРГОВАЯ МАРКИРОВКА 6
1.3.ТОВАРНЫЙ ЗНАК 9
1.4.МАРКИРОВКА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ 10
2. ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ. ФУНКЦИИ 12
2.1. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. КОГДА ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО 14
2.2. СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ 15
2.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТОВАРНОЙ НУМЕРАЦИИ. ВСТУПЛЕНИЕ В СИСТЕИУ ЕАН БЕЛАРУСИ 16
2.4.ПРИСВОЕНИЕ НОМЕРОВ И ИХ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. ДЕПОЗИТАРИЙ ШТРИХОВЫХ КОДОВ 19
2.5.СТРУКТУРА ШТРИХОВЫХ КОДОВ EAN. ВИД И РАЗМЕР КОДА ЕАN 20
2.6.ПРАВИЛА НАНСЕНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. СИСТЕМА ПЕЧАТИ 24
2.7.СКАНЕРЫ ШТРИХОВЫХ КОДОВ В СИСТЕМЕ АВТОМОТИЗАЦИИ. ВИДЫ СКАНЕРОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

  СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

    
 
 
 
 
 

  

ВВЕДЕНИЕ

 

       С  развитием  информационной  технологии  все острее  встает  вопрос

быстрого  и надёжного ввода  информации  о  товаре  в  ЭВМ  для  последующего быстрого  решения  задач,  связанных  с  фиксацией  факта  его  поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.

       В  последние  года  наиболее  перспективным  и быстро  развивающимся

направлением  автоматизации процесса ввода  обработки  информации  становится штриховое кодирование.

       Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

       Скорость ввода  штрихового  кода  по  сравнению  со  скоростью  вводы

символов  возрастает в 1,5 – 2 раза, а  достоверность  данных  повышается  на

несколько порядков.

       Сейчас  в  зарубежных  странах   товары  массового   спроса   снабжены

штриховыми  кодами,  которые  идентифицируют  каждый  товар.  Штриховой  код становится неотъемлемым  элементом  маркировки  товаров.  В  соответствии  с последними требованиями  проведения  внешнеторговых  сделок  наличие  штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. 

    1. МАРКИРОВКА. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ

  Маркировка  - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

   Использование маркировки во многих странах предполагает наличие информации, позволяющей потенциальным потребителям ознакомиться с отдельными характеристиками конкурентоспособности товара. Например, в соответствии с японским «Законом об электротехнических товарах бытового назначения и контроле материалов для их производства» зарубежный производитель товара обязан нанести на изделие специальную маркировку, подтверждающую его безопасность.

  Обычно  выделяют производственную и торговую маркировку. 

    1.   ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ. ЕЕ СТРУКТУРА

  Маркировка  выполняет информативную, идентифицирующую, эмоциональную и мотивационную функции.

     Информационная функция состоит в предоставлении нужной информации о товаре, об ответственном субъекте рынка — производителе, а также в рекламе продукции.

     Идентифицирующая функция маркировки позволяет определить соответствие продукции НТД, принадлежность к определенному ассортименту, виду, типу товаров, подтверждение гарантии определенного уровня качества.

     Мотивационная функция заключается, во-первых, в том, что маркировка формирует мышление покупателей с ориентацией на данную товарную марку; во-вторых, по мере роста общественного признания товарной марки повышается престижность продукции, а это способствует и росту степени конкурентоспособности, и привлекательности данного товара для каналов сбыта.

  Эмоциональная функция маркировки позволяет уменьшить влияние ценового фактора, так как потребитель может ориентироваться в различных товарах по маркам, что снижает коммерческий риск для них.

  Маркировка  обычно включает три элемента: краткий  текст, рисунок, условные обозначения или информационные знаки. Каждому из перечисленных элементов маркировки отводится определенная роль и выделяется соответствующее место в общей маркировке.

  Текст - наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки. Выполняет в основном информационную и идентифицирующую функции, характеризуется высокой степенью достоверности. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от назначения и носителей составляет 50-100%.

  В Республике Беларусь и Российской Федерации  на основании соответствующих постановлений правительства «запрещается продажа импортных продуктов питания и непродовольственных товаров без информации о них на русском языке». Если производителем на маркировке не предусмотрен текст на русском языке, то наличие информации на русском языке должно обеспечиваться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт товара.  Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке либо на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара. Установлены перечни сведений, которые должна содержать маркировка каждого товара.

  Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке. Рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции. Иногда может выполнять информационную функцию, например рисунки по эксплуатации товара. Удельный вес в структуре маркировки составляет до 50 %.

  Условные  обозначения, или информационные знаки, характерны в основном для производственной маркировки, в торговой они встречаются реже. Характеризуются высокой информационной емкостью, но невысокой доступностью. Удельный вес в структуре маркировки составляет до 30 %.

  Информационным  знакам свойственны краткость, быстрая  узнаваемость, выразительность и наглядность. Информационные знаки включают: товарные знаки («Довгань»); наименование места происхождения (Made in Rusland); знаки соответствия или качества (РСТ, СТБ); компонентные знаки (Е-182, PET, PP); размерные знаки (е, V); эксплуатационные знаки (международные символы текстильных изделий); манипуляционные знаки (рюмка - «хрупкое», зонтик - «беречь от влаги»); предупредительные знаки (пламя - «огнеопасно, легко воспламеняется», льющаяся из пробирки на поверхность капля - «едкое»); экологические знаки (знаки ресайклинга, «Не испытано животных»); штриховой код. 

    1.   ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ТОРГОВАЯ МАРКИРОВКА

  Производственная  маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) на другие носители информации.

  Носителями  производственной маркировки могут  быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы, которые должны соответствовать историческим, культурным и социально-экономическим традициям отдельных стран.

  Этикетка  - самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару либо наносится типографским или иным способом на товар или упаковку. Этикетка отличается значительной информационной емкостью и содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, артикул, размер, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.

  Этикетка  должна отвечать требованиям национальных и международных стандартов. Прежде всего необходимо учитывать официальный язык (или языки), на которых должна быть помещена информация на этикетках. В отдельных странах запрещено продавать товары без наличии этикетки на национальном языке. Так, например, в Швейцарии маркировка товаров обычно содержит информацию на трех языках: немецком, французском и итальянском. В Норвегии возможными языками являются норвежский, шведский, датский и английский.

  Используя допустимый язык информирования потенциальных покупателей и потребителей товара, на этикетке обычно помещают информацию, позволяющую:

  • установить страну товаропроизводителя, имя производителя, а также основные ингредиенты и составляющие товара;
  • выявить срок годности товара и его качественные характеристики (например, сорт);
  • правильно потреблять товар;
  • избежать негативных последствий от неправильного потребления товара.

  Кроме этого на этикетках помещается информация, подчеркивающая особые характеристики товара, например знак повышенного качества. При этом каждая из этикеток адаптируется к условиям конкретной страны и целевого рынка.

Этикетка предназначена  для того, чтобы покупатель мог:

  • узнать товар;
  • убедиться, что это тот товар, который может удовлетворить его нужды и потребности;
  • убедиться в целесообразности совершения повторных покупок.

  Чтобы этикетка могла выполнять перечисленные функции, она должна быть соответствующим образом оформлена и содержать определенный объем информации о товаре. Например, на этикетке шампуня, изготовляемого фирмой «Дзинтарс», указывается:

  • наименование изделия;
  • товарный знак;
  • объем;
  • штрих-код в системе EAN-13;
  • срок годности (месяц, последние две цифры года);
  • способ применения;
  • краткая характеристика изделия;
  • дополнительная информация, предусмотренная для конкретной ассортиментной позиции.

  Как показывает практика, этикетки хорошо известных марок со временем воспринимаются как устаревшие и требуют обновления. Например, за истекшее столетие этикетку производимого в США мыла «Айвори» изменяли 18 раз.

  Кольеретка  - разновидность этикеток, наклеиваемых на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом. Самостоятельного значения без основной этикетки не имеют, могут содержать наименование напитка, изготовителя, год или  ничего.

  Вкладыш - разновидность этикеток. Содержат краткие сведения о товаре или изготовителе. Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального назначения.

Вкладыши могут  содержать:

  • указания о необходимости соблюдения определенных мер предосторожности при использовании данной продукции (инструкции по пользованию электротоварами);
  • подробные инструкции о том, как потреблять данный товар (лекарственные препараты);
  • рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара (микроволновая печь, электровафельница, электроблинница);
  • купоны на предоставление скидки при совершении повторных покупок.

  Ярлык и бирка - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений.

  Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование товара или марочный товарный знак, название фирмы или фирменный знак. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, адрес, цену, дату выпуска, сорт, размер и пр. На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска.

  Контрольная лента - носитель краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Чаще всего применяется для одежды и обуви.

  Клейма  и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы, например: яйца, консервные банки, меха, ткани, детали.

  Торговая  маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на товарные или кассовые чеки, упаковки. Информация в основном характеризует продавца, а не товар. Носителями являются ценники, товарные или кассовые чеки.

  Торговая  маркировка служит основанием для предъявления претензий к продавцу. Отдельные требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, Положением о применении контрольно-кассовых аппаратов, а также региональными Правилами розничной торговли. 

    1.   ТОВАРНЫЙ ЗНАК

  Особая  роль в маркировке принадлежит товарному  знаку. Часто заводы-изготовители имеют длинные названия, не совсем удобные для запоминания и оперативного использования в работе. Гораздо легче удержать в памяти условные обозначения в виде удобно произносимого слова или выразительного графического символа.

Информация о работе Штриховое кодирование и маркировка