Штриховое кодирование и маркировка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационной технологии все острее встает вопрос
быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся
направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.
Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРКИРОВКА. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ 3
1.1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ. ЕЕ СТРУКТУРА 4
1.2.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ТОРГОВАЯ МАРКИРОВКА 6
1.3.ТОВАРНЫЙ ЗНАК 9
1.4.МАРКИРОВКА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ 10
2. ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ. ФУНКЦИИ 12
2.1. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. КОГДА ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО 14
2.2. СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ 15
2.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТОВАРНОЙ НУМЕРАЦИИ. ВСТУПЛЕНИЕ В СИСТЕИУ ЕАН БЕЛАРУСИ 16
2.4.ПРИСВОЕНИЕ НОМЕРОВ И ИХ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. ДЕПОЗИТАРИЙ ШТРИХОВЫХ КОДОВ 19
2.5.СТРУКТУРА ШТРИХОВЫХ КОДОВ EAN. ВИД И РАЗМЕР КОДА ЕАN 20
2.6.ПРАВИЛА НАНСЕНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. СИСТЕМА ПЕЧАТИ 24
2.7.СКАНЕРЫ ШТРИХОВЫХ КОДОВ В СИСТЕМЕ АВТОМОТИЗАЦИИ. ВИДЫ СКАНЕРОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

  Источник: Маркетинг: учебник/И.Л.Акулич – 5-е издание. Исправлен. – Минск: Выш. шк., 2007- 479с. 

  Код фирмы - изготовителя товара присваивает соответствующий национальный, орган страны (в России это Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, а в Беларуси - Торгово-промышленная палата Республики Беларусь).

  Код товара присваивает сам производитель, который и несет ответственность за правильное кодирование своих товаров. Устанавливаемый фирмой код содержит некоторые известные производителю признаки товара.

  Из  приведенной структуры кодов  видно, что последней цифрой в  каждом из них является контрольная. Она предназначена для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка в случае использования штрих-кода EAN-13 проводится следующим образом:

  1. Складываются цифры, стоящие на четных позициях кода.
  2. Полученное на первом шаге число умножается на 3.
  3. Складываются цифры, стоящие на нечетных порядковых номерах, без контрольной цифры.
  4. Складываются числа, полученные на втором и третьем шаге.
  5. Определяется число, равное разности между числом 10 и последней цифрой полученного на предыдущем шаге числа.
  6. Полученное на предыдущем шаге число сравнивается с контрольной цифрой. Эти два числа должны совпадать.

      Штриховой код в соответствии с установленными правилами могут использовать только фирмы, вступившие в члены международной организации товарной нумерации EAN International через свои национальные ассоциации

товарной  нумерации. Лишь в таком случае присвоенный  изделиям код является международно признанным. Например, Латвия, вступившая в члены EAN International, пользуется международно признанным префиксом (код -идентификатор страны), имеющим значение 475. С учетом этого для Латвии

штрих-код  имеет вид:

4 7 5 Х Х Х Х Х Х Х Х Х С
 

где х - идентификация предприятия и товара; с - контрольная цифра.

  В частности, штрих-код бальзама для тела фирмы  «Дзинтарс» содержит следующие цифры:

4 7 5 0 0 2 7 2 2 0 3 0 6
 

где 475 - код Латвии; 0027 - код фирмы «Дзинтарс»; 22 -код ассортиментной группы «Бальзам»; 030 — код ассортиментной позиции «Бальзам для тела»; 6 — контрольная цифра.

  В 1998 г. Республика Беларусь также получила свой штрих-код. Это цифра 481. Первым предприятием, которое стало использовать данный штрих-код, стал Борисовский завод медицинских препаратов.   

   В стандартах, размеры символов приведены  в модулях - единицах измерения всех знаков штрихового кода, т.е. штрихов и пробелов (их ширина может колебаться в пределах от 1 до 4 модулей). Меняется масштаб увеличения - меняется и размер модуля в миллиметрах. Для стандартного размера штрихового кода (коэффициент увеличения 1,0) ширина модуля 1Х=0,33 мм. Ширина самого узкого штриха в символе штрихового кода не может быть больше одного модуля. Для удобства размеры приводят не в модулях (как в тексте стандарта), а в миллиметрах (рис. 2.11.1).

Рис. 2.11.1. Вид штрихового кода

     Допускается как пропорциональное увеличение символа EAN-13 до 200% от номинальных размеров, так и уменьшение до 80%.  
Усечение штрихового кода по высоте недопустимо! Уменьшение высоты символа при сохранении его горизонтальных размеров (усечение) препятствует нормальной работе многолучевых сканеров, которые широко используются в супермаркетах.

    1. ПРАВИЛА НАНСЕНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ.    СИСТЕМА ПЕЧАТИ      

     Существует ряд правил нанесения  ШК на упаковки:

    1. На упаковке должен быть один  штриховой код.

      2. ШК  размещают на  задней  стороне  упаковке  в правом  нижнем  углу  на расстоянии не менее 20 мм от краев, если это невозможно,  то  штриховой   наносят справа на лицевой стороне.

    3. На изогнутых поверхностях штриховой код располагают  вертикально.  На  пластмассовых упаковках и пакетах наносят на более ровную поверхность.

    4. Печать штрихового кода черными, синими, темно-зелёными  или темно-коричневым  цветом, светло-коричневым и желтый цвет не применяют, т.к. оптическое считывающее устройство их не различает.

    5. Фон должен быть светлым,  без рисунков  и перфораций,  текста,  белого,   желтого, оранжевого или светло-коричневого цвета.

      Существует  два способа нанесения штрихового кода на упаковку:

  • Изготовление плёночного  оригинал-макета  штрихового кода,  который  используется  для  подготовки  матриц  для  последующего  полиграфического  процесса  печати упаковки «мастер-фильм».
  • Нанесение  штрихового кода  на  специальную этикетку,  наклеивающуюся  на  товар  или упаковку.

      Известно, что в розничную торговлю  товар,  как  правило,  поступает  уже  с нанесенным  штриховым кодом  производителя.  Но   существуют   ситуации,   когда необходимо производить внутреннее  штриховое кодирование.  Это  необходимо   в следующих случаях:

   1. Когда штрих-кода нет вообще.

   2. Когда на однотипном товаре есть штрих-код, но при этом товар обладает

разными характеристиками важными для учета  на  предприятии,  например, цвета  или размеры.

   3. Когда для приема товара или  инвентаризации удобно учитывать  товар не в базовых единицах, а в упаковках.

   4. Когда товар имеет уникальный подчиненный код – серийный номер,  серию, инвентарный номер и т.д.

       Для  создания  внутренних   штриховых кодов   служат   специализированные принтеры штриховых кодов.  Принтеры  штриховых кодов  предназначены  для  маркировки товаров штриховыми кодами с минимальными затратами труда на складах  оптовых и    розничных    торговых     предприятий     (супермаркетов,     магазинов

самообслуживания,  универмагов,   универсамов,   аптек,   специализированных магазинов). Они обеспечивают:

  • автоматическое формирование штрихового  кода  по  стандартных  международных
  • типоразмеров для этикеток на товары, упаковки, полки, тару и т. д.;
  • автоматическую печать установленного количества заданных этикеток;
  • обеспечение работы в автономном режиме и под управлением компьютера;
  • ввод исходных данных с клавиатуры устройства  или  автоматически  по  линиям связи с компьютера;
  • контроль формирования и печати машино-  и  визуально-читаемой  информации  с выдачей сообщений об ошибках;
  • корректировку ошибочной информации;
  • оформление и обрезку этикеток необходимых размеров.

       В мире используют  несколько  типов   принтеров  штрихового кода.  Принтеры штриховых кодов отличаются по принципу  печати  и  производительности  (скорости печати этикеток). По принципу  печати  различаются  принтеры  термические  и термотрансферные.

       Первые создают изображение подобно  печатающему  устройству  факсового аппарата, используя принцип термической печати. Принцип  термической  печати существует  довольно  давно.  Oн  появился  за  долго  до   появления   ЭВМ. Термическая  бумага  представляет  собой  обычный  бумажный  лист,  покрытый термочувствительной  пленкой  толщиной  несколько  микрон.  При  воздействии тепла  термочувствительная  пленка  расплавляется и красящее  вещество   и реагент, находившиеся в твердом состоянии вступают в реакцию.  В  результате реакции получается изображение голубого или черного цвета.

       Термопринтеры  дешевле,  кроме   самих  этикеток,  для  них   не  нужны

расходные  материалы,  но  материал,  из  которого  изготовлены  этикетки  -

специальная  термобумага,  изображение  на  которой  очень  чувствительно  к тепловым воздействиям и, со временем, этикетка темнеет.

       В термотрансферных принтерах  может использоваться  любая  бумага,  на которую изображение наносится с помощью горячей термоголовки со  специальной красящей ленты, установленной в принтере. Краска вжигается в этикетку в  тот момент, когда  она  протягивается  между  термоголовкой  и  прижимным  валом внутри принтера.

       Изображение,   полученное   на   термотрансферном   принтере    более

долговечно, оно менее подвержено воздействиям  окружающей  среды  (солнечный свет, высокая температура и  т.д.)  чем  термочувствительная  бумага.  Кроме того, лента может быть разных цветов, а  изображение  не  размазывается  при механическом     воздействии.     Однако     себестоимость      отпечатанной термотрансферным способом этикетки немного выше отпечатанной термоспособом.

       Особенности нанесения штриховых кодов для учета розничной торговли.

       Как правило, внутренний  штрих-код   товара  образуется  на  основании

уникального признака присущему товару - обычно это код товара в  справочнике товаров или код единиц в справочнике единиц.

       Размещая штриховой код на упаковке, этикетке, ярлыке, нужно  исходить из целесообразности, удобства пользования,  нанесения,  влияния  на  внешний вид упаковки, ярлыка, размеров и массы  упаковки.  Место  расположения  кода должно быть таким, чтобы кассиру меньше  приходилось  поворачивать  товар  в поисках кода, так как это существенно влияет на его производительность.

       Важным правилом для маркировки  товаров машиночитаемым кодом   является нанесение кода один раз в одном месте во  избежание  путаницы  и  повторного считывания.

      Почему  печать этикеток на специализированных принтерах более  выгодна по сравнению с использованием обычного принтера?

       Во-первых, все они адаптированы  для печати  штрихового  кода,  т.е.

имеют  встроенные  механизмы  для  создания   штрих-кода   самых   различных символик.

       Во-вторых, в качестве  расходных материалов  они используют  рулоны

этикеток. И на  выходе  также  создают  рулоны  отпечатанных  этикеток  (при наличии так называемых внешних или внутренних  смотчиков  или  "ревайндеров"от англ Rewinder).

       И, в-третьих, большинство специализированных принтеров имеют огромное число дополнительных операций или приспособлений, что позволяет один  и  тот же принтер  использовать  в  самых  различных  условиях.  Рассмотрим   более подробно основные режимы их работы.

       Режим сматывания отпечатанных  этикеток  (Rewind).  Готовые  этикетки

сматываются  в  рулон  с  помощью   внешнего   или   внутреннего   смотчика. Обеспечивается большая скорость печати - рулон из 2000  этикеток  печатается около 10 минут, а есть и более быстрые модели принтеров. Отпечатанный  рулон этикеток  вставляется  в  ручной   аппликатор   -   недорогое   механическое приспособление  в  виде  этикет-пистолета,  которое  по  нажатию  на   курок отклеивает этикетку от подложки.  Достаточно провести  таким  пистолетом  по упаковке или коробке и очередная этикетка будет наклеена на нее.

       Tear off -  при этом  режиме  этикетка  после печати  дополнительно

выдвигается  для  того,  чтобы  край  ее  установился  непосредственно   над

Информация о работе Штриховое кодирование и маркировка