Штриховое кодирование и маркировка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

С развитием информационной технологии все острее встает вопрос
быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся
направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.
Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАРКИРОВКА. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ 3
1.1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ. ЕЕ СТРУКТУРА 4
1.2.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ТОРГОВАЯ МАРКИРОВКА 6
1.3.ТОВАРНЫЙ ЗНАК 9
1.4.МАРКИРОВКА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ 10
2. ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ. ФУНКЦИИ 12
2.1. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. КОГДА ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО 14
2.2. СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ 15
2.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТОВАРНОЙ НУМЕРАЦИИ. ВСТУПЛЕНИЕ В СИСТЕИУ ЕАН БЕЛАРУСИ 16
2.4.ПРИСВОЕНИЕ НОМЕРОВ И ИХ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. ДЕПОЗИТАРИЙ ШТРИХОВЫХ КОДОВ 19
2.5.СТРУКТУРА ШТРИХОВЫХ КОДОВ EAN. ВИД И РАЗМЕР КОДА ЕАN 20
2.6.ПРАВИЛА НАНСЕНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. СИСТЕМА ПЕЧАТИ 24
2.7.СКАНЕРЫ ШТРИХОВЫХ КОДОВ В СИСТЕМЕ АВТОМОТИЗАЦИИ. ВИДЫ СКАНЕРОВ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

  Товарные знаки применялись еще в Ассирии и Вавилоне, на каменных плитах высекались имена владельцев или строителей. С расширением ремесел их стали проставлять на товары для обозначения местонахождения изготовителя и охраны его прав на собственность и авторство. Товарная марка или товарный знак, приводимые в маркировке, — это имя, знак или символ (или сочетание их), идентифицирующие продукцию.

  Товарный  знак — это слово, марка, символ или дизайн, которые отличают компанию и ее продукцию от других компаний и их продукции.

  Функция товарного знака — способствовать маркетингу, т. е. созданию спроса. Устанавливая торговую марку, компания может формировать  спрос без других дополнительных затрат на рекламу.

  Товарные  знаки выполняют правовые и экономические  функции — являются гарантией качества производителя, рекламой и т.д.

  Зарегистрированный  товарный знак сопровождается латинской  буквой ® в круге. Регистрация  товарного знака действует в  течение 10 лет, но срок может быть продлен по заявлению владельца. На зарегистрированный товарный знак выдается лицензия, которая может быть продана, что вызывает смену его владельца. 

    1.   МАРКИРОВКА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

  Составной частью маркировки медицинских изделий  является клеймо-знак, удостоверяющий качество изделия (организационно-технический контроль, номер браковщика, личное клеймо, проба металла и т.д.). Клеймо информирует, что изделие подвергнуто контролю, проверено работниками ОТК; оно удостоверяет определенные свойства изделия, материалы, из которых оно изготовлено; подтверждает, что изделие подвергнуто испытаниям согласно установленным правилам.

  Серией, согласно ОСТ «Стандарты качества лекарственных  средств. Основные положения», называется определенное количество лекарственных средств, полученного в результате одного технологического процесса.

  Серия означает, как правило, производственный номер лекарственного средства завода-изготовителя и время его выпуска. Каждой промышленной партии выпускаемой продукции присваивается  заводская серия, которая маркируется не менее, чем 5-10 цифрами (большей частью 6-7 знаков).

  Номер серии обозначается арабскими цифрами  слитно, слово «серия» не проставляется. Последние четыре цифры в номере обозначают месяц и год изготовления лекарственного средства. Цифры, предшествующие последним четырем, являются производственным номером серии.

Например: 27350601

0601 — июнь 2001 - дата  изготовления,

2735 — производственный  номер серии.

При производстве лекарственного в 2000 г. дата изготовления проставлялась шестью цифрами.

Например: 2735062000

062000 — июнь 2000 г. —  дата изготовления,

2735 — производственный  номер серии.

При недостаточном печатном поле на упаковке допускалось дату изготовления в 2000 г. указывать четырьмя цифрами.

Например: 27350600

0600 — июнь 2000 г. —  дата изготовления,

2735 - производственный  номер серии.

     Под воздействием внешних факторов (температура, свет и т.п.) происходит разложение и инактивация лекарственного средства, при этом могут образовываться неактивные, более токсичные и даже ядовитые продукты. Поэтому для всех лекарственных установлен срок годности.

     Срок  годности — это период времени, в течение которого лекарственное средство должно полностью отвечать всем требованиям соответствующего Государственного стандарта качества.

     В течение срока годности лекарственного средства должны полностью сохранять свою терапевтическую активность, безвредность и удовлетворять всем требованиям нормативно-технической документации, в соответствии с которой были выпущены и хранились в условиях, предусмотренных этой документацией.

     Срок  годности исчисляется в месяцах и (или) годах и определяется путем вычитания даты выпуска из даты срока хранения, обозначаемой на упаковке.

     Срок  хранения — календарная дата на индивидуальной упаковке лекарственного средства, до которой его свойства при условии правильного хранения должны отвечать требованиям стандарта качества.

     После этой даты лекарственное средство не подлежит употреблению. Чаще всего  для лекарственного заводского изготовления срок годности равен 2—5 годам, но могут  быть и более длительные сроки  — до 10 лет, а также менее длительные - 6 мес., 1 год, 1,5 года, 3 года. Срок годности от 1 до 3 лет считается ограниченным. Срок годности можно определить по маркировке. После слов «годен до...» римскими цифрами проставляется месяц, а арабскими 2 последние цифры года. Например, годен до декабря 2002 г. - XII.02.

Если  в нормативно-технической документации на лекарственном средстве указано  «препарат контролируется ежегодно»  или «активность контролируется ежегодно», то на упаковке вместо «годен до...» делается соответствующая надпись.

  Если  препарат имеет срок годности более 3-х лет, маркировка «годен до...» не наносится.

2.  ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ. ОСНОВНОЕ  ПОНЯТИЕ.    ФУНКЦИИ

  Совершая  покупки, каждый из нас обращает внимание на маркировку товаров, которая в большинстве своем содержит черно-белые или цветные изображения, состоящие из штрихов и пробелов разной ширины, а также соответствующих им букв и цифр. Это и есть штриховой код, содержащий информацию о стране местонахождения производителя, о предприятии и его товаре.

  Благодаря штриховому кодированию каждому товару присваивается индивидуальный, не повторяющийся нигде в мире код, уникальность которого позволяет использовать его не только для получения информации о производителе, но и как основу для учета внутризаводских, внутрискладских, внутримагазинных перемещений. Это является исходной базой для учета, анализа и планирования производства и продажи товаров и услуг как ни внутреннем, так и на внешних рынках.

  В Республике Беларусь созданы все  предпосылки для эффективного использования сети международных баз данных штриховых кодов, которая позволяет получать сведения о каждом конкретном товаре. В странах, где давно используется штриховое кодирование, предприятия и фирмы не нарушают  стандарты кодирования, потому что никто не станет работать с таким поставщиком. Аналогичные правила начинают действовать и в России, которая сейчас является основным рынком быта белорусских товаров. Для того, чтобы придерживаться правил  по которым живет весь цивилизованный мир, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005г. №862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений  и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ма 2000г. №748», с 1 июля 2006г. вводится обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров, производимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь и предназначенных для торговли на территории Республики Беларусь, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов.

  В соответствии со сложившимися правилами совершения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода является обязательным условием осуществления экспортных поставок. Не имеющий штрихового кода товар не может быть принят торговой фирмой. Последнее обусловлено тем, что отсутствие штрих-кода не позволяет на должном уровне осуществлять управление товародвижением, предполагающее:

  • автоматизированную идентификацию товаров;
  • автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
  • оперативное управление товародвижением;
  • более высокий уровень культуры обслуживания покупателей;
  • информационное обеспечение маркетинговых исследований.

  Использование штрихового кода на упаковке или этикетке стало обязательным условием осуществления внешней торговли. При этом применение штрихового кода является экономически оправданным, если его имеет не менее чем 85 % предлагаемых товаров.

2.1. УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШТРИХОВЫХ КОДОВ. КОГДА ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

 Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь имеют право использовать штриховые идентификационные коды только при условии вступления в члены системы ЕАН Беларуси

 Предприятия, которые наносят на свои товары (продукцию) штриховые идентификационные коды, присвоенные национальными ассоциациями ЕАН других стран, также должны вступить в систему ЕАН Беларуси и зарегистрировать свои номера в Депозитарии штриховых кодов. Это условие касается:

    • юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые входят в состав международных объединений;
    • иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории республики.

 Маркировать свою продукцию штриховыми идентификационными кодами Международной системы товарной нумерации при условии вступления в члены системы ЕАН Беларуси имеют право:

  • юридические лица или индивидуальные предприниматели, организации торговли, которые осуществляют дополнительные операции над продукцией (фасовку, переупаковку, взвешивание и др.);
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся изготовлением упаковки.

 Кроме того, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю, занимающихся общественным питанием на территории Республики Беларусь и использующих для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции), в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005г.№862, существенным условием договора купли-продажи (поставки) таких товаров является наличие на них товарного номера, нанесенного в виде штрихового идентификационного кода.

 Согласно  пункту 23 Положения (Приложение 1), по техническим или иным причинам маркированию штриховыми идентификационными кодами могут не подвергаться:

  • продукция народных промыслов и авторские работы;
  • товары, изготовленные по индивидуальным заказам;
  • единичные образцы товаров;
  • товары (продукция), для которых нормативными документами не предусмотрено наличие упаковки или этикетки и на которые технически невозможно нанесение штрихового идентификационного кода;
  • товары (продукция) в розничной торговле, которые реализуются непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания;
  • товары (продукция), которые не реализуются оптом и (или) через розничную торговую сеть, общественное питание, а поставляются или изготавливаются для собственного производства (потребления);
  • продукция военного назначения.

2.2.  СПОСОБЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

 Выделяют 2 способа кодирования информации: линейный и двухмерный.

 Линейными называются штриховые коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали) (рис. 2.3.1). В подобном коде символ представлен последовательностью знаков, выстроенных в одну линию. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр). (Примером является штриховой код на  упаковке шоколада «Аленка» от белорусского производителя. Упаковка прилагается.)

  Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объёма информации (рис.2.3.2). Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). В настоящее время наиболее распространён вид двухмерного штрихового кода Aztec. В каждом символе можно выделить область мишени и область данных. Мишень представляет собой набор концентрических квадратов и служит для определения геометрического центра символа в процессе его  декодирования. Символ состоит из двух и более смежных по вертикали строк-знаков символа штрихового кода. В двумерных кодах можно закодировать существенно больший объем информации.

       Рис. П.2.3.1 Линейный способ                          Рис.П.2.3.2 Двухмерный способ

          кодирования информации                                    кодирования информации

Информация о работе Штриховое кодирование и маркировка