Учет затрат и издержек в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, реферат

Описание работы

Общие принципы организации управленческого учета затрат на производство.
Предпосылки организации учета издержек производства.
Сущность управленческого учета издержек производства и используемые в нем экономические понятия.
Принципы организации учета затрат.
Расходы, затраты и издержки, формирующие себестоимость продукции. Поведение затрат и их классификация.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

1.

Общие принципы организации  управленческого  учета затрат на производство 

Тезисы 

Какие существуют теоретические проблемы формирования состава издержек производства? Каковы предпосылки организации учета  издержек производства? Что такое  управленческий учет издержек производства? В чем состоит отличие издержек от расходов и затрат? Каковы основные принципы организации учета затрат? Как можно классифицировать затраты? Какие существуют методы распределения затрат? Что собой представляет компьютеризация управления затратами?

Высшее образование  в МИЭМП по специальности «Юриспруденция»  дистанционно: 10900 руб. в семестр 

1.1.

Проблемы формирования издержек производства в социально-ориентированной  рыночной экономике 

Категория «издержки  производства» как объект бухгалтерского учета в современной экономике не может изучаться и развиваться в отрыве от реальных экономических процессов, без тщательного анализа исходных экономико-правовых условий для первоначальной организации производства продукции и дуалистических целевых функций, которые предприниматель (собственник) выполняет при рыночных товарно-денежных отношениях. Так, с одной стороны, предприниматель организует рабочие места с целью создания социально и экономически значимого производства и использует для этого рынки труда и капитала, с другой стороны, он выполняет финансово-правовую функцию, состоящую в осуществлении с помощью наемного персонала товарно-денежных отношений. 

Актуальность  рассмотрения логической и экономической  сущности указанных экономических  категорий в качестве посылки для формирования важнейших основ построения современных систем управленческого учета, в том числе управленческого учета издержек производства, состоит в необходимости решения теоретических и практических задач его развития в условиях функционирования социально-ориентированной рыночной экономики. 

Степень развитости в обществе финансово-правовых отношений, включая и рентные отношения, определяет состав издержек производства по видам с позиций их полного  охвата управленческим учетом. Естественно, при отсутствии экономических механизмов реализации рентных отношений последние не могут выступать в качестве издержкообразующего фактора, на отечественных предприятиях они не являются объектом управленческого учета. 

Одновременно  отсутствие механизмов периодической индексации издержек производства не позволяет получать данные об их величине по ликвидной (воспроизводственной) стоимости. 

В этой связи  сужение состава издержек производства сокращает полноту охвата управленческим учетом хозяйственных операций. В этом случае управленческий учет дает неполную фактическую информацию об издержках производства, что не позволяет рассчитывать реальную стоимость производства продукции в условиях рыночной экономики. 

При организации  учета затрат следует исходить из того положения, что финансово-производственная деятельность в коммерческих целях осуществляется с помощью экономико-правового регулирования. При этом в условиях рыночных товарно-денежных отношений обеспечивается паритетность между всеми участниками таких отношений, и, прежде всего, между производителями-поставщиками и покупателями-потребителями. 

Учет издержек производства как функция бухгалтерского учета охватывает три автономных в хозяйственном процессе цикла  кругооборота реального и номинального имущества: 

1) цикл материально-технического  и трудового обеспечения; 

2) цикл производства  продукции; 

3) цикл ее  продажи. 

Эти циклы, имеющие  определенные объемы денежных и материальных потоков, находятся по времени протекания в четких последовательных связях между собой. 

Важнейшим циклом кругооборота средств является процесс  производства продукции, в котором  создаются новые потребительные стоимости. Для эффективного ведения  производства необходимо осуществлять постоянный и оперативный контроль за формированием издержек производства в определенном аналитическом разрезе и калькулировать себестоимость единицы продукции за отчетный период. Эти процедуры осуществляются с помощью управленческого учета издержек производства, являющегося одной из основных подсистем управленческого учета и функционирующего в рамках бухгалтерской информации на предприятии. 

Информация, полученная с помощью управленческого учета  издержек производства, используется как для непосредственного и  оперативного управления процессом  производства, так и для управленческого анализа с целью применения полученных результатов. 

Денежно-материальные потоки сначала формируются в  цикле материально-технического и  трудового обеспечения хозяйственной  деятельности предприятия, а затем  поступают в упорядоченном виде и размере в строго определенное технологическим регламентом время в цикл производства, в течение которого осуществляется изготовление продукции и проводится ее сертификация. Сертифицированная продукция передается на третий цикл для продажи либо дистрибьюторам, либо непосредственно покупателям-заказчикам, которые ее принимают по количеству и качеству, а затем оплачивают производителю. 

В рамках этих циклов производится классификация затрат предприятия и издержек производства по видам и местам их возникновения, а также в зависимости от цели осуществления товарно-денежных отношений в пределах каждого из названных циклов. Следовательно, для организации учета издержек производства особенно важен аналитический аспект формирования учетных данных, поскольку они охватывают как количественно-качественные, так и стоимостные характеристики фактически совершаемых хозяйственных операций в указанных циклах. 

Сопоставимость  учетных данных во времени в условиях инфляции или дефляции достигается  посредством разработки методики проведения индексации исторической стоимости фактических затрат предприятия на приобретение и производственное потребление материально-технических ресурсов. Затраты предприятия на трудовые ресурсы определяются на основании сложившегося уровня различных видов оплаты труда и социальных гарантий, определяемых как рыночными условиями, так и законодательными актами. Следовательно, уровень трудовых издержек производства зависит от размера заработной платы работников, занятых в процессах производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, и отчислений от нее. Обеспечение сопоставимости расходов, осуществленных в различные отчетные периоды, позволяет вести управленческий учет методом накапливания учетных данных. 

Антикризисные меры опосредованно через механизм рыночных товарно-денежных отношений влияют на формирование состава и величины издержек производства. 

Обобщение теории и практики антикризисных мер  развития экономики позволяет конкретизировать несколько крупных факторов: 

1) осуществление  кадастровой стоимостной оценки природных ресурсов; 

2) организацию  доступа на рынки сбыта товаров  только сертифицированного и  лицензионного производства; 

3) постепенное  отделение функции производства  продукции от функции ее продажи; 

4) обеспечение  принципов квотирования объемов продажи продукции на рынках сбыта для отдельных производителей на основе антимонопольного законодательства, а также широкое использование во внутренней и международной торговле товарами картельных соглашений по ценам; 

5) разработку механизмов обеспечения реального, а не номинального сохранения капитала в обороте. 

На протяжении всего периода осуществления  рыночных реформ в Российской Федерации  в законодательном порядке не индексируются авансированные в  хозяйственную деятельность расходы, что в условиях инфляции снижает эффективность предпринимательской деятельности. 

Таким образом, соблюдение принципа «реального, а  не номинального сохранения капитала»  в производстве или коммерческом обороте, особенно в условиях инфляции, является одним из основных финансово-экономических условий стабильного развития рыночной экономики. Только достоверная и оперативная учетная информация о затратах предприятия, издержках производства и обращения, а также себестоимости продукции позволяет посредством ведения управленческого учета вложенных в сферу производства ресурсов оценить собственнику «объективную величину и эффективность использования капитала, авансируемого в хозяйственный оборот». 

Действующие в  отечественной практике ограничения  по составу издержек производства, включаемых в себестоимость продукции, в целом ряде случаев не позволяют обеспечить безусловную возмещаемость авансированных средств в издержки производства, под которыми понимается историческая проиндексированная стоимость потребленных в производстве ресурсов. 

Основные проблемные направления формирования состава  издержек производства: 

1) амортизационные  отчисления; 

2) включение  в состав нематериальных активов  делового имиджа; 

3) амортизация  долгосрочных финансовых вложений; 

4) включение в себестоимость налога на имущество; 

5) включение  в себестоимость косвенных налогов. 

Имеются и другие, весьма существенные проблемы качественного  улучшения состава издержек производства, включаемых в себестоимость продукции, исходя из требований рыночной экономики, в том числе установление в качестве издержек производства различного рода госпошлин и сборов, уплачиваемых предприятиями за получение разнообразных прав и разрешений, включая плату за право заключения договора аренды земельных участков, используемых под строительство, обустройство для разработки недр и т.п. 

Общий анализ состава  издержек производства показывает, что  их структура не дает возможности  выявить в полной мере величину капитала, прямо или косвенно участвующего в хозяйственном обороте предприятия, в том числе величину средств, действительно авансированных собственниками в сферу производства.

1.2.

Предпосылки организации  учета издержек производства 

Теоретически  обоснованная платформа по переходу к социально-ориентированной рыночной экономике формируется на основе четко определенного законодательства. Содержание экономических законов должно исходить из интересов населения по стабилизации экономического развития, из требований рынка по становлению среднего класса собственников, созданию условий для формирования отечественного национального рынка капиталов, обеспечения защиты интересов собственников в области реального сохранения и преумножения авансированных ими в хозяйственный оборот капиталов и осуществленных за их счет вложений в затраты предприятия и издержки производства, особенно в условиях инфляции. 

Основными предпосылками  организации ведения учета издержек производства являются: 

несоблюдение  законодательства по защите реально  авансированного капитала собственника; 

отсутствие независимого экспертного метрологического вневедомственного контроля за соблюдением производителями параметров потребительских свойств выпускаемой ими продукции. 

Внешние правовые положения при организации финансового  и управленческого учета на предприятии  должны исходить из того, что в условиях социально-ориентированной рыночной экономики оба вида бухгалтерского учета должны вестись согласно законодательным нормам, которые должны быть корректны в правовом отношении и служить защитой как интересов собственников (предпринимателей), так и интересов государства. При этом государство как участник экономических отношений, правила которых заранее известны всем, должно не только устанавливать такие правила, изменяя их по отдельным будущим циклам экономического развития, но и реально отвечать по этим же правилам перед другими участниками-собственниками (предпринимателями) и нанимаемым ими персоналом (работниками предприятий). 

Особо важным при  этом является создание корректных экономико-правовых предпосылок ведения учета, так как во все исторически обозримые времена он велся, прежде всего, в интересах собственника, права которого на объект собственности государство защищало законодательно. 

Таким образом, авансируемые в производственно-финансовую деятельность капиталы должны быть защищены законами как от необоснованных и незаконных требований со стороны различных кредиторов, так и самого государства в лице его налоговых и других проверяющих органов. 

Положения такого законодательства должны предусматривать  в качестве важнейшего экономико-правового условия соблюдение принципа реального, а не номинального сохранения капитала в производстве и коммерческом обороте, что в основном декларировано в Гражданском кодексе Российской Федерации. Однако до сих пор не разработан и не подтвержден законодательно практический механизм реального сохранения этого капитала, особенно в условиях инфляции. 

При этом законодательно должны быть сформулированы, прежде всего, нормы финансово-правовой ответственности  исполнительных и других органов  государственной власти перед всеми другими участниками экономических отношений. 

Информация о работе Учет затрат и издержек в организации