Управленческое консультирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью данного исследования является изучение процесса становления и развития консалтинговых компаний на Российском рынке.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Определить сущность понятия «консалтинг».
2. Проследить процесс зарождения и становления консалтинговых компаний в России. Обращаясь к опыту зарубежных компаний.
3. Рассмотреть основные направления деятельности консультантов.
4. Выделить общие представления о консалтинговых компаниях и их деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАНТОВ
1.1 Сущность понятия консалтинг
1.2 История развития управленческого консультирования
1.3 Основные направления деятельности консультантов
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ
2.1 Становление рынка консультирования в России
2.2 Основные виды консультационных организаций России
2.3 Ведущие компании по оказанию консалтинговых услуг в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

Рис.1 Динамика изменения объема совокупной выручки российских компаний от предоставления услуг управленческого консультирования, млн. долл. США

При этом увеличение затрат на консультантов наблюдалось в 43% компаний. Интересно сопоставить полученный результат с изменением численности управленческого состава российских компаний. Результаты исследования показывают, что его сокращение наблюдалось практически в каждой третьей компании. Речь, безусловно, не идет о замене внутренних управленцев на внешних консультантов, но определенная динамика прослеживается - внешний консалтинг в решении ряда вопросов более эффективен, чем разросшийся бюрократизированный управленческий аппарат многих российских предприятий. Результаты исследования показывают, что более 60% российских предприятий уже имеет опыт неоднократного общения с внешними консультантами. Здесь респонденты разделились на три практически равные группы. Почти 30% опрошенных указали на то, что компания часто обращается за помощью к внешним консультантам, причем в 13% компаний консультанты работают постоянно. Еще треть опрошенных признались, что время от времени прибегают к услугам специалистов по управленческому консультированию. Оставшаяся треть респондентов отметили, что имеют лишь разовый опыт общения с консультантами или вообще никогда не обращались к ним. При этом 6,2% не исключают такой возможности и являются потенциальными клиентами консалтинговых компаний. На сегодняшний день в российской экономике не существует отрасли, которая бы не использовала возможности, предоставляемые консультантами. Однако, как и в предшествующие годы, по объемам заказываемых консалтинговых услуг безоговорочно лидирует промышленность, обеспечивая консультантам 60-70% совокупной выручки, причем наибольший объем доходов консалтинговых компаний обеспечивают предприятия нефтяной и нефтегазовой отрасли, электроэнергетики. Заметную роль (порядка 12% совокупной выручки) также играет финансовый сектор. Непропорционально мала доля заказов от предприятий, работающих в сфере услуг (в то время как в структуре ВВП России они занимают более 50%). Нецивилизованными с точки зрения потребления консалтинговых услуг эксперты называют строительную отрасль, компании, связанные с недвижимостью и розничной торговлей. Услугами управленческого консультирования пренебрегают предприятия тех отраслей и сфер экономики, в которых отсутствует жесткая конкурентная среда или ощущается нехватка финансов. В первом случае у менеджеров просто отсутствует мотивация к более эффективному ведению бизнеса.

Рис.2. Изменение затрат российских компаний на услуги консультантов в 2004 г.


В случае же дефицита финансов большинство руководителей этого сектора вообще не думают о консалтинге - их предприятиям не хватает средств даже на решение текущих проблем. Именно такая ситуация складывается в сельском хозяйстве, угольной промышленности, на многих машиностроительных и транспортных предприятиях. Более всего бизнес привлекает возможность использования знаний и навыков, которыми обладают профессиональные консультанты (это отмечают почти 60% опрошенных). Без внешних консультантов не обойтись в случае необходимости проведения независимой диагностики компании. Более 50% респондентов указывают на то, что прибегают к услугам внешних консультантов для получения непредвзятого «снимка» организации. Эти управленцы небезосновательно полагают, что оценка решения со стороны внешнего эксперта поможет избежать неконструктивных возражений и сопротивления персонала. Всего несколько человек указали на использование услуг консультантов в случае возникновения кризисной ситуации в компании.

Рис.3. Частота использования российскими предприятиями услуг внешних консультантов по управлению

Анализируя такой результат, можно сделать предположения, во-первых, о недостаточной информированности представителей российского бизнеса о возможностях, предоставляемых современным управленческим консалтингом, а во-вторых, о все еще недостаточной открытости российского бизнеса и наличии некоторых «комплексов» в признании, например, того, что компания может попасть в кризисную ситуацию.

Карта российского консалтинга на начало второго тысячелетия.

В сфере услуг при составлении карты российского консалтинга были выделены только наиболее крупные отрасли. Ефремов В.С. Управленческий консалтинг как бизнес // Менеджмент в России и за рубежом, июль-август, 2007. - С. 70-79. В связи с этим, некоторым компаниям пришлось вынести в раздел «прочее», серьезные сумму из своей совокупной выручки: 4, 6 миллионов рублей, заработаны компанией МКД на обслуживании гостиничного бизнеса, 1 миллион рублей, полученные фирмой «Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры» за услуги средствам массовой информации. Объединить же подобные виды услуг в более крупные блоки трудно. Они имеют серьезную специфику, и опыт специалистов по туристическим фирмам никак не поможет при работе с ресторанным бизнесом. В результате рассматривались лишь три следующие сферы услуг: торговля, транспорт и связь. Во внутреннем валовом продукте России наибольшая доля принадлежит торговля - 20 %. Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существуют и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчиками консультантов17 Технология успеха: консалтинг - игра всерьез // Госпожа удача, 1998, № 3.

Что касается связи, то эта отрасль представляет собой идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийся бизнес, применение высоких технологий. Не случайно связь и телекоммуникации, имея лишь один и шесть десятых процента в Российском внутреннем валовом продукте, совокупной выручке консалтинговых компаний обеспечили почти четыре процента. Наибольший спрос в этой отрасли предъявляется на информационные технологии, как в области управленческого консалтинга, так и в области системной интеграции.

Картина, сложившаяся в транспорте, на первый взгляд выглядит парадоксально. Железные дороги, входящие в структуру Министерства путей сообщения, по-прежнему играют ключевую роль в транспортной системе страны. Эта естественная монополия охватывает на сегодняшний момент только государственные предприятия. Вопрос о привлечении инвесторов без решения об акционировании отрасли поднимать рано. А концепция реструктуризации откладывается на неопределенный срок. Таким образом, консультанты оказались востребованы транспортной отраслью исключительно из-за её внутренней потребности в самоанализе. Московской консалтинговой компании «Ким и партнеры» удалось предоставить транспортным предприятиям услуг на 38, 6 миллионов рублей. Суть проекта заключалась в том, что проводилась оценка актива предприятия, в частности их основных фондов, а на основе полученных результатов осуществлялся перевод бухгалтерской отчетности предприятий в международные стандарты.

Глубинные причины проникновения консалтинга практически во все сферы экономики страны кроются в серьезном изменении мотивации руководителей предприятий, принимающих такие решения. Представители всех консалтинговых компании, принявших участие в экспертном опросе, в один голос свидетельствуют о качественно новых требованиях, которые предъявляют менеджеры фирм-клиентов к потенциальным консультантам-исполнителям.

Еще несколько лет назад соображения престижа при обращении в крупные международные компании играли не последнюю роль. В случаях выхода на международные рынки, это было оправдано в большей степени; в других случаях в меньшей. Процесс переговоров между клиентом и исполнителем подчас превращался в итеративный процесс выяснения потребностей предприятия и возможностей консультанта. Обращаясь к консультантам, менеджер слабо представлял, что можно от них получить, и нередко формулировка его запроса сводилась в сущности к одному: «Помогите!». И обычно помощь требовалась в решении налоговых и юридических проблем.

На сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании -- это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает case-технологии, и красивой цветной презентацией его не впечатлишь.

Профессиональный уровень топ - менеджеров позволяет им перейти к нормальной постановке вопроса: «Мне необходимо получить следующий результат, но я не хочу отвлекать свои ресурсы для разовой работы, которую консультант сделает лучше».

Причем акцент делается именно на конечный практический результат. Другими словами, умный совет, который «производит» консультант, теперь все чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых решениях.

Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий и представление о всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия -- перевод финансовой отчетности на международные стандарты -- оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения -- системная интеграция -- выход в «новую экономику» и т д.).

И наконец, топ-менеджер на рынке консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами.

2.3 Ведущие компании по оказанию консалтинговых услуг в России

Рейтинги консультационных компаний

Неотъемлемой частью рынка консалтинговых услуг являются рейтинги консультационных компаний. Эти своеобразные индикаторы весьма условны. Тем не менее, они помогают ориентироваться при выборе консультанта и поныть конкурентное соотношение сил.

На Западе рейтинги публикуются в «Consultant News» (рейтинг 50 крупнейших фирм), «Management Consultant International» (рейтинг 45 крупнейших компаний, групп) и др.

Специфика российского рынка консалтинговых услуг отражена в специализированных рейтингах, проводимых независимыми рейтинговыми агентствами. Первый в России и пока единственный рейтинг 80 консалтинговых групп составлен Рейтинговым агентством «Эксперт РА» при методической поддержке Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). В данном разделе приведен именно этот рейтинг, опубликованный в 2000 году в еженедельнике «Эксперт» №25 от 03. 07. 2000 г.

Двадцать наиболее эффективных консалтинговых групп России18 Бизнес-каталог 2001г. стр. 233.

Таблица 2.1

 

Место в рейтинге «Российский консалтинг»

Консалтинговая группа

Местоположение центрального офиса

Выручка на одного специалиста в 1998г.

(тыс. руб.)

 

1.

8

«Консалтинг. Аудит»

Новосибирск

3370, 8

 

2.

38

ООО «Аудитор»

Красноярск

3181, 0

 

3.

2

«ЦентрИнвест МК»

Москва

3035, 2

 

4.

1

PricewaterhouseCoopers

Москва

2755, 1

 

5.

7

«Топ-Аудит»

Москва

1748, 4

 

6.

74

«Аудиторско -консультативное агентство»

Волгоград

1480, 0

 

7.

22

«Демб и партнеры. Консаудит»

Москва

1138, 5

 

8.

12

Объединенные консультанты «ФДП»

Москва

1077, 4

 

9.

10

«ПАКК»-«Универс-Аудит»

Москва

958, 7

 

10.

5

ФБК (PKF)

Москва

957, 4

 

11.

65

«СВ-Аудит»

Москва

950, 2

 

12.

29

Центр «Эксперт»

Москва

927, 5

 

13.

39

ИНСЭИ

Санкт-Петербург

914, 7

 

14.

16

Консалтинговоя группа «Лекс»

Тюмень

877, 6

 

15.

45

«ФС Консалтинг»

Москва

875, 0

 

16.

6

Росэкспертиза

Москва

871, 0

 

17.

32

ИКФ «Альи»

Санкт-Петербург

863, 9

 

18.

3

«Юникон/МС»

Москва

841, 3

 

19.

14

«Ким и Партнеры»

Москва

797, 0

 

20.

24

«Алруд»

Москва

776, 4

 

 

 

 

 

 

 

Восемьдесят консалтинговых групп России по итогам 1999 года19 Бизнес-каталог 2001 г. стр. 234..


Таблица 2.2

 

Место по итогам 1998 г.

Консалтинговая группа

Местоположение центрального офиса

Выручка от оказания консалтинговых услуг за 1999г.

(тыс. руб.)

Среднее число консультантов в 1999 г.

Выручка на одного консультанта в 1999 г.

Выручка от оказания консалтинговых услуг за 1998г. (тыс. руб.)

Прирост выручки (%) за 1999 г.

 

1

1

PricewaterhouseCoopers

Москва

1093756

397, 0

2755, 1

576255

89, 8

 

2

2

«ЦентрИнвест МК»

Москва

136585

45, 0

3035, 2

43830

211, 6

 

3

3

«Юникон/МС»

Москва

114416

136, 0

841, 3

37539

204, 8

 

4

10

«РОЭЛ Консалтинг»

Москва

82137

108, 1

759, 8

17553

367, 9

 

5

5

ФБК (PKF)

Москва

55532

58, 0

957, 4

26492

109, 6

 

6

8

Росэкспертиза

Москва

48776

56, 0

871, 0

19626

148, 5

 

7

7

«Топ-Аудит»

Москва

35493

20, 3

1748, 4

21667

63, 8

 

8

4

«Консалтинг. Аудит»

Новосибирск

35056

10, 4

3370, 8

29687

18, 1

 

9

12

Институт проблем предпринимательства

Санкт-Петербург

33715

87, 0

387, 5

15156

122, 5

 

10

 

«ПАКК» - «Универс-Аудит»

Москва

33556

35, 0

958, 7

н. д.

н. д.

 

11

9

«Русаудит Дорнхов, Евсеев и партнеры»

Москва

33369

73, 0

457, 1

19157

74, 2

 

12

 

Объединенные консультанты «ФДП»

Москва

32322

30, 0

1077, 4

н. д.

н. д.

 

13

11

«БДО Руфаудит»

Москва

31971

63, 0

507, 5

15380

107, 9

 

14

 

«Ким и партнеры»

Москва

30366

38, 1

797, 0

н. д.

н. д.

 

15

6

«Гориславцев и К. Аудит»

Москва

28669

40, 0

716, 7

25938

10, 5

 

16

13

Консалтинговая группа «Лекс»

Москва

27459

31, 3

877, 6

14883

84, 5

 

17

15

«Про-инвест консалтинг»

Москва

21701

45, 0

482, 3

13383

62, 2

 

18

18

«Балт-аудит-эксперт»

Санкт-Петербург

20770

40, 0

519, 2

9092

128, 4

 

19

 

«Современные бизнес-технолонии»

Москва

20582

33, 0

623, 7

н. д.

н. д.

 

20

16

МКД (ПКФ)

Санкт-Петербург

19335

36, 3

532, 6

9602

101, 4

 

21

14

«ЭНПИ Консалт»

Москва

17107

33, 0

518, 4

14082

21, 5

 

22

56

«Денб и партнеры. Консаудит»

Москва

14800

13, 0

1138, 5

828

1687, 9

 

23

17

«Прогрессор»

Москва

14079

20, 0

704, 0

9100

54, 7

 

24

29

«АЛРУД»

Москва

13199

17, 0

776, 4

3345

294, 6

 

25

20

«ИНЭК»-«Финаудитсервис»

Москва

12736

20, 0

636, 8

8029

58, 6

 

26

24

Компания «ФТК»

Москва

12085

25, 0

483, 4

4094

195, 2

 

27

23

ЭКФИ

Москва

11400

63, 4

179, 8

4747

140, 2

 

28

19

МКПЦН

Москва

10998

17, 0

647, 0

8729

26, 0

 

29

 

Центр «Эксперт»

Москва

10203

11, 0

927, 5

н. д.

н. д.

 

30

21

«Уральская группа антикризисных технологий»

Екатеринбург

9520

62, 5

152, 3

7502

26, 9

 

31

 

«Бона Фиде Финанс»

Москва

9433

24, 0

393, 0

н. д.

н. д.

 

32

37

ИКФ «Альт»

Санкт-Петербург

8553

9, 9

863, 9

2245

280, 9

 

33

 

«Скотт, Риггс и Флетчер (аудит) ЛТД»

Москва

7563

34, 0

222, 5

н. д.

н. д.

 

34

47

«АК консалтинг»

Москва

7508

15, 0

500, 5

1351

455, 7

 

35

59

Национальное агентство аудита

Москва

7500

37, 0

202, 7

500

1400, 0

 

36

38

«Альянс Центр

Консалтинг»

Химки (Московская область)

6742

16, 0

421, 4

2096

221, 7

 

37

31

АРНИ

Москва

6471

12, 0

539, 3

2648

144, 4

 

38

40

ООО «Аудитор»

Красноярск

6362

2, 0

3181, 0

1815

250, 6

 

39

28

ИНСЭИ

Санкт-Петербург

6311

6, 9

914, 7

3470

81, 9

 

40

57

«Информконтракт»

Москва

6030

19, 0

317, 4

790

663, 3

 

41

45

«Союзаудит»

Москва

5913

8, 0

739, 1

1574

275, 7

 

42

26

«Аудит-Консалтинг (PKF) »

Казань

5908

38

155, 4

3624

63, 0

 

43

34

«Эккона»

Санкт-Петербург

5723

64, 0

89, 4

2449

133, 7

 

44

22

«ДЖИ энд ДАС»

Санкт-Петербург

5319

10, 0

531, 9

4849

9, 7

 

45

27

«ФС Консалтинг»

Москва

5250

6, 0

875, 0

3568

47, 1

 

46

25

«Порт-Аудит»

Тюмень

5204

23, 0

226, 3

3634

43, 2

 

47

43

«Объединенная консалтинговая группа»

Санкт-Петербург

5113

15, 0

340, 9

1713

198, 4

 

48

30

«Налоги России»

Екатеринбург

4982

12, 0

415, 2

3091

61, 2

 

49

62

«Атомик-Аудит»

Обнинск

4776

8, 0

597, 1

253

1787, 9

 

50

35

Группа КК «К5»

Самара

4614

15, 5

297, 7

2332

97, 9

 

51

32

«Аудит-Ажур» (MRI)

Санкт-Петербург

4595

15, 0

306, 3

2554

79, 9

 

52

60

«Жанетта-Консалтинг»

Тюмень

4444

17, 0

261, 4

471

844, 2

 

53

63

«ИНФО-ПАРК»

Москва

4416

24, 8

178, 4

178

2387, 8

 

54

41

«АРС-Консалт»

Санкт-Петербург

4410

15, 0

294, 0

1766

149, 7

 

55

33

«Финансист»

Москва

3780

12, 0

315, 0

2520

50, 0

 

56

48

«Интерком-Аудит»

Москва

3778

8, 0

472, 3

1323

185, 5

 

57

51

«Аудит-Классик»

Челябинск

3762

18, 0

209, 0

1226

206, 7

 

58

58

«Аудит-Технология»

Москва

3524

11, 0

320, 4

589

498, 3

 

59

44

ЦБА

Москва

3344

11, 0

304, 0

172

96, 5

 

60

 

«Финансы»

Москва

2942

8, 0

367, 8

н. д.

н. д.

 

61

49

«Ленстрой-инвест-менеджмент»

Санкт-Петербург

2924

20, 0

146, 2

1294

126, 0

 

62

50

Корпорация «Порт»

Тюмень

2823

11, 5

245, 4

1241

127, 4

 

63

 

АКЦ «Совет»

Казань

2717

5, 0

543, 4

н. д.

н. д.

 

64

 

«Ленэкспертиза»

Санкт-Петербург

2665

7, 8

341, 7

н. д.

н. д.

 

65

64

«СВ-Аудит»

Москва

2660

2, 8

950, 2

22

11968, 8

 

66

36

«Вектор плюс»

Краснодар

2619

32, 0

81, 8

2297

14, 0

 

67

 

Агентство экономического планирования

Красноярск

2345

5, 0

468, 9

н. д.

н. д.

 

68

61

«СибГарантАудит»

Красноярск

2228

6, 0

371, 3

382

483, 5

 

69

39

«РК-Аудит»

Москва

2141

15, 0

142, 7

1998

7, 2

 

70

53

«Финансы. Право. Менеджмент. »

Москва

2115

12, 0

176, 3

1156

83, 0

 

71

 

«Аудэкс»

Казань

2038

4, 0

509, 6

н. д.

н. д.

 

72

52

«Центр поддержки предприятий»

Пермь

1970

7, 0

281, 5

1189

65, 7

 

73

42

«Консалт»

Санкт-Петербург

1966

10, 0

196, 6

1727

13, 9

 

74

 

«Аудиторско - консультативное агентство

Волгоград

1924

1, 3

1480, 0

н. д.

н. д.

 

75

55

«Нобл Компани»

Новосибирск

1920

6, 0

320, 0

891

115, 5

 

76

46

Средне-Волжское экспертное бюро

Казань

1730

21, 0

82, 4

1525

13, 4

 

77

 

«А. И. Аудит-сервис»

Москва

1594

4, 0

398, 5

н. д.

н. д.

 

78

 

АБТ

Москва

1571

8, 0

196, 4

н. д.

н. д.

 

79

 

«Алер-Инвест-Аудит»

Пермь

1528

13, 0

117, 5

н. д.

н. д.

 

80

54

ЭКК «СПЛАН»

Москва

1464

15, 0

97, 6

1010

45, 0

 

 

 

 

ИТОГО:

2268908

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Управленческое консультирование в России