Управление качеством продукции на примере предприятия ТОО «Концерн «Цесна-Астык»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3


1. Теоретические аспекты управления качеством продукции

1.1 Сущность и понятие качества………………………………………………5

1.2 Основные положения управления качеством продукции………………..6

1.3 Всеобщее управление качеством. Контроль качества TQM……………10


2. Управление качеством продукции ТОО «Концерн Цесна-Астык»

2.1 Характеристика предприятия.……………………………………………..14

2.2 Анализ финансово-экономического положения предприятия…………16

2.3Анализ произведенной продукции ТОО «Концерн Цесна-Астык».............……………………………………………………………………18


3. Предложения по усовершенствованию управлением качества продукции ТОО «Концерн Цесна-Астык»

3.1 Современные проблемы управлением качества продукции……………24

3.2 Характерные недостатки управления качеством продукции ТОО «Концерн Цесна-Астык»………………………………………………………..25

3.3 Перспективы ТОО «Концерн «Цесна-Астык»……………………………26


Заключение………………….…………………………………………………….27


Список использованной литературы…………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 613.78 Кб (Скачать)
ign="justify">Управление  любыми процессами является круговым циклом: планирование (plan, Р) — осуществление (do, D) — контроль (check, С) — управляющее воздействие (action, А). Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис. 1.2.1):

 

 

 
 

Рис. 1.2.1. Цикл управления качеством продукции 
 

1) идентификация  проблемы;

2) сбор  и анализ данных;

3) анализ  причин;

4) планирование  и осуществление решения проблемы;

5) оценка  результатов;

6) стандартизация;

7) подведение  итогов и переход к следующей  проблеме.

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих на производстве, вынудили предприятия изменить подход к проблеме качества. Недостаточным стало контролировать качество конечного продукта и отдельных  составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания  в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все  стадии производства, которые оказывают

влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые  для управления качеством.

Система качества совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». «Петля качества» — модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях —от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества» (рис. 1.2.2):

• маркетинг, поиск и изучение рынка;

• проектирование и/или разработка технических требований к

продукции;

• материально-техническое  снабжение;

• подготовка и разработка производственных процессов;

• производство;

• контроль и испытания;

• упаковка и хранение;

• реализация и распределение продукции;

• монтаж и эксплуатация;

• техническая  помощь в обслуживании;

• утилизация после использования изделия.

Рис. 1. 2.2. «Петля качества» на предприятии 

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества», участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.

Свойства  продукции могут быть охарактеризованы количественно и  качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. ( Приложение А) Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло

потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством — квалиметрию.

В зависимости  от числа характеризуемых свойств  показатели делятся на единичные  и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные

(отражают  соотношение качества разнородной  продукции). По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По характеризуемым  свойствам показатели качества делятся  следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели  технологичности  описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость). Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования и потребления. Примером может служить продолжительность подготовки к транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример — отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические  показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам чело-

века, его  возможностям восприятия и переработки  информации). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных и вредных химических выбросов в окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений и др. Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам  бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);

материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);

трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства). 

1.3 ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ. КОНТРОЛЬ  КАЧЕСТВОМ TQM

В условиях, когда рынок требует повышения  или, по крайней мере, не снижения уровня качества производимой продукции, была разработана стратегия всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта  стратегия может быть достигнута в результате вовлечения в процесс управления качеством всего предприятия и всеобщей направленности на цели политики качества.

Всеобщее  управление качеством это долгосрочный интегрированный подход к руководству организацией, гарантирующий в срок и с минимальными затратами обеспечение и повышение качества выпускаемого товара (услуги) на всех стадиях производственного процесса, предполагающий усилия всех сотрудников фирмы по оптимальному удовлетворению потребностей покупателей. Система TQM направлена на процессы между поставщиками и покупателями, а составляют ее следующие элементы(рис 1.3.1):

1) «жесткие»  составляющие (персонал, системность,  инструментарий);

2) «мягкие»  составляющие (вовлеченность, культура, коммуникации).

Рис.1.3.1 Составные элементы системы TQM

Системность, т. е. систематически протекаемые процессы планирования, деятельности, контроля, анализа и корректировки, — одно из основополагающих требований процесса TQM. Системной основой для TQM являются составление планов по качеству и бюджетов, документирование и улучшение хода процессов и распределения ответственности, проведение ревизий и проверок. Минимальные требования к составляющим и  документации системы качества отражены в международных стандартах ИСО серии 9000.

Для своевременного выявления отклонений по качеству, отбраковки дефектной продукции  и проведения мер по нормализации процесса производства с целью выпуска  продукции заданного качества осуществляется контроль качества. Контроль — мероприятия по проведению измерений, экспертизы или оценки одной или нескольких характеристик изделия или услуги и сравнение полученных результатов с установленными требованиями с целью определения их соответствия данным требованиям.

По стадиям  производственного процесса контроль подразделяется на входной (контроль продукции поставщика, поступившей потребителю/заказчику и предназначенной для использования при изготовлении, ремонте и эксплуатации заказчиком), операционный (контроль продукции во время выполнения или завершения определенных операций) и приемочный (комплексный контроль готовой продукции, по результатам которого может происходить регулировка процесса). По полноте проверки контроль бывает сплошной (контроль каждой единицы продукции, который обычно осуществляется на стадии освоения продукции, когда технологический процесс еще не стабилен, а также при высоких требованиях к качеству в условиях единичного производства), и выборочный (контроль, основанный на статистических методах, который применяется в массовом и крупносерийном производстве, в условиях высокой трудоемкости контроля). По воздействию на контролируемую продукцию конт-

роль  делится на разрушающий (контроль, при осуществлении которого часть продукция разрушается, т. е. теряет свои свойства) и неразрушающий (контроль, при проведении которого свойства продукции не теряются).

По уровню технической оснащенности выделяют ручной (контроль без применения дополнительных приспособлений), механизированный (контроль с использованием механизированных устройств), автоматизированный (контроль, осуществляемый системой с элементами автоматизации), автоматический (контроль, осуществляемый автоматически), активный (контроль, имеющий обратную связь с технологическим процессом и оказывающий на него влияние).

Информация о работе Управление качеством продукции на примере предприятия ТОО «Концерн «Цесна-Астык»