Управление материальными запасами

Автор: Лика Россол, 22 Ноября 2010 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы управления материальными запасами 6

1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка

материальных запасов 6

1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях 8

1.3. Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов 9

1.4. Выбор предприятий-поставщиков 11

Глава 2. Совершенствование управления запасами 14

2.1. Оптимизация товарных запасов 14

2.2. Меры по повышению управляемости товарными запасами 15

2.3. Ликвидация слабооборачивающихся запасов 19

Глава 3. Управление материальными запасами 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по э и с п.docx

— 433.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение           4

Глава 1. Теоретические  основы управления материальными запасами 6

1.1. Экономическая  сущность, классификация и оценка

материальных  запасов         6

1.2. Управление  материальными запасами в розничных  торговых предприятиях          8

1.3. Внедрение  современных средств автоматизации  и анализа товарных запасов           9

1.4. Выбор предприятий-поставщиков      11

Глава 2. Совершенствование  управления запасами    14

2.1. Оптимизация  товарных запасов      14

2.2. Меры по  повышению управляемости товарными  запасами  15

2.3. Ликвидация  слабооборачивающихся запасов    19

Глава 3. Управление материальными запасами     22

Заключение      25

Список использованной литературы      26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Глубокие  изменения в экономике России, происходящие в ходе реформ, поставили предприятия перед необходимостью адаптации к современным экономическим условиям. Успех фирмы на рынке зависит от степени ориентации на потребителя, т.е. от того, насколько грамотно и точно, фирма удовлетворяет платежеспособный спрос. Сложность не в том, чтобы решать проблемы, а в том, чтобы увидеть их. Теория управления материальными запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих наиболее экономным путем удовлетворения будущего спроса.

Фирмы стремятся  увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади  складов и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако, такая торговля многими видами товаров, невозможна, поэтому оборачиваемость запасов, является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Поскольку оборот  запасов находится в прямой зависимости  от объема реализации, необходимо использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения, оборачиваемости материальных запасов.

     Способом  ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных  средств. При увеличении оборачиваемости  вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары

лишь  в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на

определенном  уровне в соответствии с прогнозом  сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

     Регулирование запасов осуществляется на основе расчёта  уровня запасов и связанных с ними издержек в частности издержек на текущие запасы.

Основные управленческие решения в отношении материальных запасов касаются  определения сроков и количества заказов и влияют на стоимость закупаемых товаров, величину затрат, связанных с оформлением заказов, величину расходов, на хранение запасов и размер ущерба, возможного отсутствия запасов.

Главной задачей, торговых предприятий, является значительное увеличение прибыли и сокращение расходов  на содержание товарных запасов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы управления материальными  запасами 

1.1. Экономическая  сущность, классификация и оценка

материальных  запасов 

      В различных источниках литературы выделяют три вида товарно-материальных запасов:

1 сырьевые материалы;

2 товары, находящиеся  на стадии изготовления;

3 готовая продукция. 

      В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории: технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую; текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объёмом в одну партию товаров; резервные (страховые или «буферные»); иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отлаженным спросом).1

  1. Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита).

      Особенность большинства предпринимательских  систем заключается в том, что  товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым  на данный момент объёмам. Ограничителем  выступают издержки на хранение. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказа, а с другой стороны-хранения товаров. Этот баланс достигается выбором оптимального объёма партий заказанных товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа (economic order quantity, EOQ), который вычисляется по формуле

      EOQ = 2AD/vr     (1)

      А - затраты на производство;

      D - средний уровень спроса;

r - затраты на хранение;

v - удельные затраты на производство.

Резервные, или  «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда  спрос на данный товар превышает ожидания.2 На практике спрос на товары удаётся точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов.

Это объясняется  сезонными колебаниями сбыта, правилами  конкурентной борьбы, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями  и характером деловых операций.3

      Определяющим  для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.

Вид запаса зависит  от потребности, которую удовлетворяет  запас.

Все запасы, имеющиеся  в экономике, определены как совокупные. Совокупные запасы производства подразделяются на два вида: производственные и товарные запасы.

      Товарные  запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса потребителей.

      Товарные  запасы подразделяются на:

  • текущие,
  • подготовительные,
  • гарантийные,
  • сезонные,
  • переходящие.

      Максимальный  желательный запас определяет уровень  запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться.  

      1.2. Управление материальными запасами  в розничных торговых предприятиях 

      Управление-это  творческая деятельность. Она должна активно создавать необходимые для работы предприятия условия, а не пассивно реагировать на изменения, происходящие на рынке.

     Цель  создания запасов, образование определённого  буфера между последовательными поставщиками товаров, и исключение необходимости непрерывных поставок.

Запасы, это материальные ценности, выключенные на некоторое  время из процесса непосредственного  потребления. Запасы это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Большинство предприятий, избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, так как это связано с риском.

Принимая решение  о размере закупок, необходимо помнить, что заказ товаров большими партиями имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам следует отнести отсутствие сбоя в работе, полное удовлетворение спроса. Вместе с тем заказ больших партий увеличивает текущие издержки на хранение товаров, способствует росту складских расходов, страховых расходов, увеличению расходов из-за физической порчи, мелких хищений и т.д.

Если спрос  не обусловлен планом заказов других товаров, такой запас имеет независимый  спрос. Прогнозировать независимый  спрос сложно, поэтому существует два варианта управления запасами: система с фиксированным размером (объёмом) заказа и система с фиксированным  интервалом времени между заказами.

      Для системы управления запасами с фиксированным  объёмом заказа подходят запасы с  такими характеристиками:

  1. низкая стоимость
  2. низкие затраты на хранение
  3. незначительные издержки в случае отсутствия
  4. относительно постоянный уровень спроса.

      Для системы управления запасами с фиксированным  интервалом времени такие запасы, у которых:

  1. высока удельная стоимость
  2. высоки издержки хранения.

      В случае отсутствия запаса ущерб носит  непредсказуемый или случайный характер.

Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением т.к. излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В  торговом предприятии запасы – это  деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия. 

1.3. Внедрение  современных средств автоматизации  и анализа товарных запасов 

     Товарные  запасы являются основными денежными  вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. Типичная проблема торговых фирм: многочисленные случаи дефицита товара при излишках запасов и высоких затратах по его закупке и транспортировке.

Для автоматизации  процесса управления существует множество  прикладных систем.

Обычные результаты внедрения впечатляют:

  • сокращение запасов до 50 процентов
  • сокращение издержек по заказу на 20 процентов
  • рост доходов на 20, благодаря сокращению дефицитов и ассортиментной оптимизации
  • рост оборачиваемости в 2 раза
  • рост рентабельности инвестиций более, чем на 50 процентов(!)

     Технические характеристики

     Программа написана на языке C. В настоящее  время она поставляется как клиентская версия, поскольку обработка осуществляется, по большей части, в пакетном режиме. Она может быть интегрирована  с учетными программами и различными клиент-серверными технологиями. В этом случае, возможна отсылка заказов через Интернет непосредственно без участия человека.

Необходимо помнить, что система управления запасами - не просто компьютерная программа. При внедрении, требуется поддержка руководства, обучение сотрудников и понимание персоналом принципов управления запасами.

     Результаты  имитаций

В имитации используется та же история спроса, однако сами заказы имитируются другие: последовательно переходя по периодам, исходя из прошлых данных делаются прогнозы спроса, вырабатываются нормы и, в соответствии с рекомендациями, имитируются заказы, которые приходуются через оговоренное время доставки. Фактическая динамика запасов представлена на графиках синей линией, имитационная - розовой.  
Графики и таблицы показывают, что уровень запасов ниже в имитации, если мы проверим индивидуальные графики по отдельным позициям, то увидим, что количество и продолжительность периодов, когда остатки близки к нулю, сокращаются (что приводит к росту продаж).
 

     1.4. Выбор предприятий-поставщиков 

Информация о работе Управление материальными запасами