Управление материальными запасами

Автор: Лика Россол, 22 Ноября 2010 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Способом ускорения оборачиваемости материальных запасов является вложение минимальных средств. При увеличении оборачиваемости вырастает объем реализации и прибыль. При высоком уровне запасов следует помнить, что физическое и моральное старение и порча при хранении влекут за собой убытки. Конструктивные изменения, предпочтение потребителями других видов товаров, могут вызвать устаревание товаров. Нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из–за неизбежных задержек связанных с размещением заказов, перевозками, складской обработкой товаров, предприятию нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от потребителя. Поддержания запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы управления материальными запасами 6

1.1. Экономическая сущность, классификация и оценка

материальных запасов 6

1.2. Управление материальными запасами в розничных торговых предприятиях 8

1.3. Внедрение современных средств автоматизации и анализа товарных запасов 9

1.4. Выбор предприятий-поставщиков 11

Глава 2. Совершенствование управления запасами 14

2.1. Оптимизация товарных запасов 14

2.2. Меры по повышению управляемости товарными запасами 15

2.3. Ликвидация слабооборачивающихся запасов 19

Глава 3. Управление материальными запасами 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по э и с п.docx

— 433.41 Кб (Скачать)
"justify">      В условиях рыночной экономики одной  из основных задач предпринимателя является оптимальный выбор из большого числа предприятий - поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия, достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих изделий и пр. продукции.

Высшей мерой  при выборе предприятия - поставщика сырья и материалов являются следующие  факторы:

- предприятие-заказчик  должно пойти на договорные  отношения с различными предприятиями-поставщиками сырья и материалов. Таким образом, обеспечивается возможность избежать односторонней зависимости.

- у предприятия-заказчика  должны быть договорные отношения  с предприятиями-поставщиками, ограниченными необозримым количеством поставок (скидки за оптовое количество поставки сырья и материалов).

- количество  поставщиков следует оптимизировать.

 Определение  методов и форм снабжения зависит  от сложности выпускаемой продукции,  состава комплектующих изделий  и материалов.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы:

      1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией.

Предполагает  поставку товаров большой партией  за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая  потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные  закупки мелкими партиями. В этом  случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определенного в заказе.

3. Ежемесячные  закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешевых  и быстро используемых  товаров.  Преимущества: снижение затрат на  складирование и хранение; ускорение  оборачиваемости капитала; своевременность поставок.

4. Получение  товара по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

      - количество товара строго не  устанавливается, а определяется  приблизительно;

- оплачивается  только поставленное количество  товара;

- по истечении  срока контракта заказчик не  обязан принимать и оплачивать  товары, которые должны быть поставлены.

      Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

      Процедура получения и оценки предложений  от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие:

      1. Конкурентные торги (тендоры) - проводятся  в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.

2. Письменные  переговоры  между поставщиком  и потребителем могут быть  организованы двумя способами:

      - инициатива вступления в переговоры  исходит от поставщика товара;

- инициатива  исходит от покупателя.

      Независимо  от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются:

       - стоимость приобретения товара  или услуг;

- качество обслуживания.

      Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не имеющую  точного и прямого денежного  выражения прочую стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства и т. д.).

      Качество  обслуживания включает качество товара и надежность обслуживания. Надежность можно оценить через вероятность в удовлетворении заявки потребителя.

      Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых превышает 60.

      - удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения  текущих и экстренных заказов;

- система управления  качеством продукции у поставщика;

- психологический  климат в трудовом коллективе  поставщика;

- способность  поставщика обеспечить поставку  запасных частей в течении  всего срока службы поставленного  оборудования;

- кредитоспособность  и финансовое положение поставщика     и пр. 
 
 

      Глава 2. Совершенствование управления запасами 

2.1. Оптимизация  товарных запасов 

     Рациональная  величина товарных запасов обеспечивает выполнение и перевыполнение плана  розничного товарооборота, удовлетворение спроса населения, сокращение части  издержек. Основное звено в этом комплексе – нормирование запасов.

      Чтобы выйти из сложившейся ситуации, предприятию  необходимо проделать ряд мероприятий, которые позволили бы ему нормально  функционировать.

     Величина  текущих запасов является не постоянной, но от неё зависит вся торговля в целом. Поэтому предприятию  необходимо расширить ассортиментный перечень.

Время обращения  товарных запасов, выражается в днях оборота и рассчитывается по формуле

     OT = Z * Т : Q      

     Oт - средний запас;

     Т – количество дней в периоде;

     Q – товарооборот.

     Частота завоза продовольственных товаров  значительно выше, чем непродовольственных. Некоторые продукты питания (хлеб, молоко) завозятся ежедневно.

Определение гарантийного запаса имеет особенности. Для продовольственных товаров он устанавливается в среднем 50 – 100% величины текущего запаса.

Сокращение времени  обращения, ускоряет денежное обращение, а значит, создаёт условия для  роста эффективности.

     В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы отдел не нес инфляционных убытков.

Таким образом, для обеспечения бесперебойного снабжения покупателей и избежания  потерь в выручке из-за отсутствия требуемого товара в отделе, можно  дать следующие рекомендации:

1) систематически  отслеживать динамику спроса 

2) контролировать  динамику реализации товаров  

      2.2. Меры по повышению управляемости  товарными запасами 

     Непрерывность соблюдения условий хранения заключается  в обязательности соблюдения на всех этапах товарной стадии установленных требований к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам.

       Защита  от неблагоприятных внешних воздействий  достигается путем проведения инструктажа  работающих о нормативных и технических  документах. 
 

                                                

       

Непре-рывность соблю-дения усло-вий хране-ния

       

Защита  от не-благо-прият-

ных

внешних

воздей-ствий

       

Инфор-маци-онное 

обеспе-

чение

       

Систе- 

матич-   

ность

конт-

роля

       

Эконо-

мичес- 

кая

эффек-

тив-

ность

         
 

       й 
 

Рис. 1 Основополагающие принципы хранения

  Экономическая эффективность  – способность  сохранять товары  с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение.

     Для достижения перечисленных  принципов необходимо выбрать оптимальный  метод хранения товаров, который будет  способствовать оптимальной  загрузке складских  помещений. Предприятию  необходимо наладить цепочку товародвижения, определять на каждом этапе оптимальный объем закупок, соответствующий спросу. Торговые предприятия и производители, предлагающие широкий ассортимент наряду с собственной продукцией, используют закупку для создания и поддержания необходимого уровня товарных запасов. Одним из предметов оптимизации оргструктуры предприятия является управление товарными запасами, взаимодействие закупки и сбыта в этом вопросе.

Интересы  сбыта и предприятия  в целом в области  управления товарными  запасами не совпадают. Сбыт предпочитает иметь  значительные товарные запасы по каждой товарной группе.

     В практике ИП часто  применяется двухуровневое  планирование:

     - на основании плана по сбыту  и остатков товаров на складах,  с учетом возможностей поставщиков.  Уменьшение запасов до нижнего  предела служит основанием дополнительной закупки минимальной партии товара.

Этот  метод работоспособен, но не всегда оптимален. Согласование планов закупки и сбыта  реально происходит раз в месяц. Построение вертикальной иерархии и вынесение оперативных  вопросов на высший уровень не оправдывает  себя. Оптимизация  товарных запасов - именно оперативный вопрос, который должен решаться ежедневно.

     В некоторых случаях  в ИП  эффективное  решение проблемы может быть получено подчинением закупки  сбыту. При этом проводится переориентация материального стимулирования сбыта от валовой прибыли к прибыли чистой. Может применяться следующая формула расчета прибыли за период:

       Пв = (Т2 + Д2 - К2) - (Т1 + Д1 - К1) + Вп - Р,     

где: Пв - валовая прибыль  до налогообложения, 
Т2 - товарный запас в учетных ценах на конец периода, 
Д2 – дебиторская задолженность.

     Другим, более простым, но менее эффективным  способом удержания товарных запасов в определенных рамках является директивное задание его верхних и нижних границ в учетных ценах.

     Оприходование товара проводится на основании сопроводительных документов, в которых указана цена товара и стоимость доставки. Если не брать в расчет случаи брака и пересортицы, остается одна существенная проблема с документацией: на практике довольно часто документы оформлены недостаточно полно, и стоимость, например, доставки, не указана в накладных; счет за доставку выставляется продавцом много позже.

Имея  представление, что  товар, пришедший  на склад, но не готовый  к продаже, является "мертвым" капиталом, легко  подсчитать финансовые потери при существующей ситуации (или финансовые выгоды при ее изменении).

     Можно привести целый ряд  существенных требований к поставщику, которые могут быть более важны для предприятия, что определяется спецификой его деятельности. В числе таких требований находятся:

     - надежность поставщика;

- возможность получения  товарного кредита; 

Информация о работе Управление материальными запасами